logo search
Основные истинны хр-ой веры

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРИРОДА ХРИСТА

Воплощение Бога-Сына в человеческом образе есть ключевая доктрина исторического христианства. В 451 г. от Р.Х. Халкидонский Вселенский Собор установил, что Иисус является истинным человеком и истинным Богом и что две природы Христа соединены так, что не смешиваются и не сливаются воедино, не разделяются и не раздваиваются, и каждая природа сохраняет присущие ей свойства.

Утверждение об истинности человеческой природы Иисуса подвергалось нападкам по двум основным направлениям. Ранней церкви приходилось бороться с ересью докетизма, учившего, что Иисус не имел ни реального физического тела, ни истинной человеческой природы, а был своего рода призраком и обладал всего лишь «видимостью плоти». Ополчившись против докетистов, Иоанн провозгласил, что те, кто отрицает пришествие Иисуса во плоти, сами от Антихриста.

Другой серьезной ересью, опровергнутой церковью, было учение монофизитов. Его сторонники утверждали, что Христос обладал не двумя природами, а только одной. Эта Его природа не была ни человеческой, ни божественной, но являлась результатом смешения человеческого и божественного. Монофизиты назвали ее «теантропической» природой. Эта ересь подразумевала как обожествление человеческой природы, так и очеловечивание природы божественной.

Утонченные разновидности монофизитской ереси грозили церкви во все века. Они тяготеют к допущению, будто человеческая природа может быть поглощена божественной таким образом, что Иисус в конечном счете теряет свою человеческую индивидуальность.

Мы обязаны различать две природы Иисуса, не разделяя их. К примеру, когда Иисус испытывает голод, мы видим в этом проявление человеческой, но не божественной природы. То, что говорится о человеческой или о божественной природе, может быть подтверждено свойством личности как единого целого. Пример: Христос, Богочеловек, умер на кресте. Это, однако, не означает, что Бог погиб на кресте. Невзирая на то, что обе природы Христа сохранились и после Его вознесения, нам все же следует различать их, в зависимости от характера Христова присутствия среди нас. С точки зрения Его человеческой природы, Христа больше нет с нами. Но божественная природа Христа позволяет Ему пребывать с нами неизменно.

Человеческая природа Христа ничем не отличалась от нашей. Он воплотился в человека ради нас. Он уподобился нам, чтобы стать нашим Искупителем. Он стал заместительной жертвой, взяв на Себя наши грехи и пострадав за нас на кресте. Он также сделался нашим защитником, исполнив Божий закон вместо нас.

Искупительный подвиг подразумевал своего рода взаимный обмен. Наши грехи были вменены Иисусу. Праведность Его осеняет нас. Он терпит покарание, вызванное несовершенством нашей природы; мы же получаем награду, заслуженную совершенством Его человечности. Будучи человеком, Христос был подвержен всем слабостям, свойственным людям, за исключением одной: Он был безгрешен. В силу Своей человеческой природе, Он не был всеведущ. Его знание, всегда правильное и точное, все же не было безграничным. Существовали вещи, которых Он не знал: например, дня и часа Своего возвращения на землю. Несомненно, что в Своей божественной природе Он всеведущ, и знание Его не имеет пределов.

Как человеческое существо Христос был ограничен временем и пространством. Подобно всем людям, Он не мог пребывать в нескольких местах в одно и то же время. Он обливался потом. Он испытывал голод. Он плакал. Он терпел боль. Он был смертным. Он мог быть казнен. Во всех этих отношениях Он был таким же, как мы.