logo search
Основные истинны хр-ой веры

ОПРЕДЕЛЕННОЕ ИСКУПЛЕНИЕ

Давайте остановимся на пяти принципах кальвинизма, отличающих реформатскую теологию от других богословских учений:

1)полная испорченность

2)безусловное избрание

3)ограниченное искупление

4)непреоборимая благодать

5)неотступность святых

Многие, кто причисляет себя к «четырехпринципным» кальвинистам, принимают все приведенные выше пункты, кроме третьего: ограниченное искупление.

Я лично предпочитаю термину «ограниченное искупление» термин «определенное»,

или «избирательное искупление», поскольку он сосредоточивает внимание на цели Христова искупления. Он связан с Божьим замыслом, в соответствии с которым Христос был послан, чтобы взойти на крест.

Все, кто не принадлежит к числу универсалистов, охотно соглашаются с тем, что подвиг Христов действен лишь в отношении людей верующих. Искупление ничем не может помочь тем, кто не верует. Смертью Христа спасены далеко не все. Равным образом никто не возражает против утверждения, что смерти Его было достаточно для искупления вины всех людей. Иные трактуют это следующим образом: искупления Христова достаточно для всех, но действенно оно лишь в отношении некоторых.

Эти объяснения, однако, не затрагивают глубинной сущности вопроса об избирательности искупления. Те, кто отрицает избирательное искупление, настаивают на том, что искупительный подвиг Христа был задуман Богом для покрытия грехов всякого живущего на этой земле. Согласно этой теории, спасение каждого возможно, но никто не может быть уверен в нем совершенно. Такой замысел искупления можно охарактеризовать как неограниченный и неопределенный в одно и то же время.

Реформаты утверждают, что искупительное служение Христа было предназначено только для избранных и только ради них состоялось. Христос положил жизнь за овец Своих и ни за кого другого. Искуплением бесспорно спасены все избранные. Искупительный подвиг Христа несет реальное спасение, а не просто предоставляет для него потенциальную возможность. Такая точка зрения исключает всякие трактовки, согласно которым Божий замысел искупления может быть каким-то образом нарушен или расстроен. Цель задуманного Богом спасения неизменна.

Реформатские богословы расходятся во взглядах относительно искупления, предлагаемого всему роду человеческому. Некоторые считают, что благая весть предлагается всем без исключения. Крест и блага, которые он несет, предложены любому, кто верует. Другие настаивают на том, что идея универсального предложения способна лишь сбить с толку и вообще включает своего рода жонглирование словами. Коль скоро уверовать могут только избранные, то в действительности предложение распространяется только на них. Блага, предоставляемые искуплением Христовым, никогда не предлагаются Богом нераскаявшемуся или неверующему. Поскольку вера и раскаяние являются необходимым условием, которому удовлетворяют лишь избранные, следовательно, в конечном счете, искупление предложено только им.

Иоанн пишет: «Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1 Иоанна 2:2). Эту библейскую цитату чаще всего используют противники идеи избирательного искупления. На первый взгляд может показаться, что это