logo search
FERNAN_LEGRAN

7. Самоназидание

Мы начинаем рассмотрение текста, который всем хорошо известен: «Кто говорит на [незнакомом] языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь» (1-е Кор. 14:4). На основании этого текста можно утверждать, что дар иных языков дан нам для личного назидания. Так как все мы нуждаемся в назидании, это значит, что все христиане должны получить этот дар. Конечно, если вырвать данный стих из контекста, тогда напрашивается именно такой вывод. Однако имеем ли мы право вырывать два слова «назидает себя» из контекста 12-й, 13-й и 14-й глав и вкладывать в них смысл, чуждый общему содержанию? Какова главная идея этих трех глав? Единство членов церкви, благо всей церкви, церковная община. Постоянно подчеркивается: «делать во благо братьев и сестер», «назидание братьев и сестер». Это основной лейтмотив 12-й, 13-й и 14-й глав – другие, другие, другие (братья и сестры).

- «Но каждому дается проявление Духа на пользу» (1-е Кор. 12:7).

- «Дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге» (1-е Кор. 12:25).

- «А кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение» (1-е Кор. 14:3).

- «Кто говорит на [незнакомом] языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь» (1-е Кор. 14:4).

- «Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали; ибо пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками, разве он притом будет и изъяснять, чтобы церковь получила назидание» (1-е Кор. 14:5).

- «Теперь, если я приду к вам, братия, и стану говорить на [незнакомых] языках, то какую принесу вам пользу, когда не изъяснюсь вам или откровением, или познанием, или пророчеством, или учением?» (1-е Кор. 14:6).

- «И бездушные [вещи], издающие звук, свирель или гусли, если не производят раздельных тонов, как распознать нам то, что играют на свирели или на гуслях?» (1-е Кор. 14:7).

- «И если труба будет издавать неопределенный звук, кто станет готовиться к сражению?» (1-е Кор. 14:8).

- «Так если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узнают, что вы говорите? Вы будете говорить на ветер» (1-е Кор. 14:9).

- «Ибо если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина как скажет: "аминь" при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что ты говоришь» (1-е Кор. 14:16).

- «Ты хорошо благодаришь, но другой не назидается» (1-е Кор. 14:17).

- «Но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на [незнакомом] языке» (1-е Кор. 14:19).

- «Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, – все сие да будет к назиданию» (1-е Кор. 14:26).

- «Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение» (1-е Кор. 14:31).

Вся 13-я глава посвящена рассмотрению любви, которая является по своей сути плодом всех остальных даров. Следует помнить, что дерево не приносит плоды для самого себя.

Но в этой главе, которая указывает нам на главную цель, предназначенную для всех даров Святого Духа, мы сталкиваемся с великолепнейшим примером человеческого эгоизма. Некий человек назидает себя, но не общину верных! Павел осуждает такой подход. В 1-м Послании к коринфянам, 13:5, он пишет, что «любовь не ищет своего». Как жаль! Этот человек дает знамение самому себе. Дар, который Бог предназначил в качестве благословения для всех христиан, присваивается одним человеком. В 20-м стихе следующей главы Павел пишет: «Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни»(1-е Кор. 14:20). Павел укоряет тех, кто использует сей дар, дабы назидать только себя и никого более. Очень важно отметить, что Павел указывает на очевидные различия между пророками и теми, кто говорит на иных языках. «А кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение. Кто говорит на [незнакомом] языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь» (1-е Кор. 14:3, 4). Но это не значит, что пророк не назидает самого себя. Конечно, он получает назидание. Но это назидание не предназначено только ему.

Любой дар назидает своего обладателя. Проповедь пастора назидает не только общину, но и его самого. Но он не питает лишь самого себя. Он насыщает своим даром всех. Учитель Святого Писания наставляет не только себя, но и других. Благовестник благовествует не только себе, но и обширной аудитории слушателей, к которой прежде всего и обращено послание. Святой Дух делает четкое различие между пророками и говорящими на иных языках. Ведь пророчествующие назидают всю общину, а говорящие на иных языках – только самих себя. Более того, Павел говорит: «Если я не разумею значения слов, то я для говорящего чужестранец, и говорящий для меня чужестранец» (1-е Кор. 14:11). Павел показывает, что пророчествующие достигают поставленной цели (назидание всей общины), а вот говорящие на иных языках – нет. Вот почему Петр говорит, что наша единственная цель – «служить друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией»(1-е Пет. 4:10).

Джон Стотт в своей книге «От крещения до полноты жизни» пишет: «Принцип самоназидания противоречит учению Нового Завета относительно этого предмета... Не следует ли нам признать, что этот дар используют не по его прямому назначению? Представьте профессора, который преподает самому себе, или человека, обладающего даром исцеления, который лечит только себя! Невозможно оправдать использование дара для пользы одного человека, если он предназначен для всех».