logo search
Germenevtika

4. Историко-политический барьер

Важно также учитывать исторический фон описываемых в Библии событий.

Примеры:

а) Отношение между Израилем и Ассирией (Ветхий Завет). Почему Иона так не желал покаяния и помилования Ниневитян (Ниневия – столица Ассирии)? Если знать историко-политическую обстановку, то это становится более понятным. Ведь Ассирия причинила много зла евреям. Эта страна всегда представляла собой постоянную опасность для евреев. Кроме того, нужно отметить, что современники Ионы – пророки Осия и Амос свидетельствовали народу о том, что Иегова обратит Ассирию в инструмент наказания Своего непослушного и развращённого народа (Осия 11:5; Амос 5:27). Любой еврей-патриот в душе мечтал о падении Ассирии.  Ниневия была окружена огромным пригородом, общее население которых в те времена составляло около 600,000 человек. Ниневия была городом-крепостью, окружённым каменной стеной в 14 км длинной и 33 метра высотой. Ширина этой стены была таковой, что по ней спокойно могли помещаться три колесницы. Кроме того стены содержали 1500 башен высотой в 70 метров. Зная все эти исторические, политические и географические особенности нам гораздо понятней отчего Иона ослушался Господа, не желая спасения Ниневии.

б) Политическая обстановка в Иудее ко времени возвращения из Египта семьи Иисуса. Мы знаем, что Иосиф с семейством были в Египте пока не умер царь Ирод, желавший погубить Младенца Иисуса (Матфея 2:19-23). Однако и после смерти Ирода, когда Ангел велел Иосифу возвращаться, Иосиф все же не стал возвращаться в Иудею, а пошел дальше – в Назарет. Почему? Опять таки, знание историко-политической обстановки того времени помогают понять причины такого поступка. Дело в том, что после смерти Ирода царство было разделено. Римляне доверяли Ироду и позволяли ему управлять значительной территорией, но Ирод хорошо понимал, что ни одному из его сыновей они не дадут такую же власть. И поэтому он поделил свое царство на три части и по своему завещанию оставил по одной каждому из своих сыновей: Иудею - Архелаю; Галилею - Ироду Антипе; а область на северо-востоке и за Иорданом - Филиппу. Но смерть Ирода не решила всех проблем. Архелай был плохим царем и не долго оставался на своем престоле. В сущности, он начал правление с попытки превзойти Ирода и приказал перебить три тысячи самых влиятельных людей страны. Совершенно очевидно, что даже теперь, когда Ирод был мертв, было все еще опасно возвращаться в Иудею, где на престоле был жестокий Архелай, и потому Иосиф был направлен в Галилею, где царствовал более умеренный Ирод Антипа. Так Иосиф поселился в Назарете.

Что же касается Ирода Великого, того самого, который повелел избить всех Вифлеемских младенцев, то опять таки, понимая исторический фон тех событий, легче понять почему Ирод так испугался. Ведь по идее он не имел никакого права на престол, так как не был Иудеем, а Идумеем. Стать царем ему помог Рим. Именно Рим назначил его правителем. Ну а Иудеи, конечно, не любили язычника, римского ставленника Ирода. И потому Ирод все время боялся за свой престол. И когда пришли волхвы с вестью о том, что родился Царь Иудейский, Ирод не на шутку встревожился.

в) Римское иго. Во время земной жизни Иисуса, Иудея была полностью под господством Рима. И многое становится понятно в Евангелии, если изучить подробности того, как именно господство Рима влияло на жизнь евреев. Например, становится понятным, почему евреи так ненавидели мытарей. Ведь мытарь – это сборщик податей и налогов в пользу римской казны. И нередко такие чиновники назначались из числа местного населения. То есть евреи становились сборщиками налогов со своих братьев. К тому же мытари стремились обогатиться, завышая установленные тарифы. Обманутые налогоплательщики взывали к римской администрации, но безрезультатно: ради стабильных доходов государство мирилось с любыми злоупотреблениями. Отсюда понятно, почему мытарей ненавидели. К тому же мытари, по мнению остальных евреев, считались нечистыми, так как постоянно оскверняли себя общением с язычниками. Поэтому понятие "мытарь" было почти равнозначно понятию "грешник". Еврей, вступивший в эту службу, считался отлученным от общества израильского.

Или, например, заповедь Христа: «и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два» (Матфея 5:41) Поприще – это Римская миля, равная 1,5 км. Римский солдат по закону имел право принудить местного жителя стать ему провожатым или даже носильщиком, поскольку Израиль был оккупирован Римом.

Что поможет нам преодолеть языковой барьер: Всё те же самые справочники, энциклопедии, комментарии.