logo
Germenevtika

Глава 8 как толковать библейскую поэзию

Одна треть Ветхого Завета и некоторая часть Нового написана в жанре поэзии. Толковать данные отрывки так же, как и прозу, значит искажать их значение.

Иов, Псалтирь, Притчи, Екклесиаст и Песнь Песней составляют поэтические книги Ветхого Завета. Плач Иеремии тоже можно добавить к этому списку, так как она состоит из 5 псалмов плача о падении Иерусалима.

Книги Иова, Притч и Екклесиаста формируют подгруппу библейской поэзии, называемой литературой мудрости (их ещё называют Книгами Премудрости).

Кроме этих больших поэтических произведений, мы находим в Ветхом Завете некоторые следы еврейской народной поэзии; где выражаются естественные и национальные чувства без определенного религиозного оттенка. К таким принадлежит, например, песнь Ламеха (Бытие 4:23,24); песнь о колодце (Числа 21:17,18); песнь женщин о победе Давида над Голиафом (1-я Царств 18:7); плачевная песнь о Сауле и Ионафане (2-я Царств 1:19-27); плач над Авениром (2-я Царств 3:33,34). Религиозное чувство замечается в победной песне Израиля у Чермного моря (Исход 15:1-19); оно менее проявляется в величественной песне Деворы (Книга Судей 5 глава). Национальной торжественной песнью является благословение Иакова (Бытие 49 глава). Полного завершения и всестороннего развития израильское стихотворное искусство достигает у Давида и у других прекрасных поэтов во время расцвета теократии. Нередко поэзия встречается в Евангелиях и Апостольских Посланиях.

К сожалению, в переводе далеко не всегда мы можем заметить, где заканчивается проза и начинается поэзия. Но, по крайней мере, о шести выше упомянутых книгах (Иов, Псалтирь, Притчи, Екклесиаст, Песнь Песней, Плач Иеремии), мы можем сказать, что они практически целиком поэтические.

ОССОБЕНОСТИ БИБЛЕЙСКОЙ ПОЭЗИИ