2. К кому была обращена притча?
Обратите внимание, не упоминается ли перед изложением притчи, к кому именно Иисус её рассказывает. Это также может помочь уяснить значение притчи, её главную мысль.
Пример: «Притча о блудном сыне» (Луки 15:11-32). Эту, а также две предыдущие притчи (о потерянной овце и потерянной драхме) Иисус рассказал непосредственно для фарисеев и книжников, которые были возмущены тем, что Иисус принимал грешников и даже вместе с ними принимал пищу. Об этом написано выше (15:2,3). Следовательно, становится понятно, что говоря о младшем брате, Иисус имеет в виду раскаявшихся мытарей и грешников. Старший брат – это высокомерные фарисеи и книжники, не способные радоваться покаянию своих собратьев и по сути сами нуждающиеся в нём. А отец – это Господь, Который вопреки представлениям фарисеев и книжников любит грешников, ждёт их обращения, желая спасти всех без исключения, даже тех, кто когда-то Его отверг. То есть, по сути, эта притча Христа была ответом на недоумение законников: «Он принимает грешников и ест с ними». Таким образом, цель притчи ясна: Христос хочет показать, что Он, как и Бог, любит грешников и хочет спасти их, а фарисеи этому противятся и поступают в этом случае совершенно безжалостно в отношении к этим грешникам, которые им - братья. Напрасно поэтому искать какого-либо другого смысла в этой притче, и все аллегорические изъяснения не находят для себя прямого основания в самой притче. А таких опытов изъяснения очень много. Так одни толкователи разумеют под старшим сыном - иудеев, а под младшим, блудным, - язычников (Августин) в их отношении к Христианству. Иные под двумя братьями разумеют людей грешных и людей праведных и.т.д. При этом толкователи аллегорически объясняли и отдельные пункты притчи. Можно, например, много фантазировать о том, что в притче означают свиньи, рожки, перстень, обувь, одежда; кто подразумевается под работодателем блудного сына, отправившего его пасти свиней. Все аллегорические изъяснения этой притчи могут иметь духовно-нравственное применение, но не находят для себя прямого основания в самой притче.
- Курс лекций по Герменевтике «как лучше понимать библию»
- Глава 1 что нужно для правильного понимания библии (какими качествами нужно обладать, чтобы толковать Библию правильно)
- Рождение свыше.
- 2. Вера в абсолютную правоту Библии.
- 3. Уважение, благоговение, искренность
- 5. Активность ума
- 5. Смирение ума
- 6. Молитва
- 7. Время
- 8. Послушание Слову
- Глава 2 что мешает нам понимать библию лучше
- 1. Культурный барьер
- 2. Языковой барьер
- 3. Географический барьер
- 4. Историко-политический барьер
- 5. Церковные традиции
- Глава 3 основные ошибки при толковании библии
- 1. Мистический подход
- 2. Рациональный подход
- 3. Аллегорический подход
- 4. Исторический подход.
- 5. Крайнее буквальное толкование
- 6. Изоляционный подход
- Глава 4 основные правила толкования библии
- 1. Каждый стих нужно рассматривать в его контексте
- 2. Отдельный отрывок библии не может противоречить учению других отрывков
- 3. Неясные отрывки библии толкуются ясными. Многочисленные - толкуют малочисленные
- 4. Откровение прогрессирует (последовательно углубляется)
- 5. Текст не может означать то, что он никогда не означал
- 6. Особое внимание нужно уделять буквальному и историческому значению писания
- 7. Результаты исследования обязательно должны обладать реальной практической ценностью для верующего
- Глава 5 как толковать послания апостолов
- 1. Кем было написано послание?
- 2. Когда и при каких обстоятельствах было написано послание?
- 3. Кому было написано послание?
- 4. С какой целью было написано послание?
- Глава 6 как толковать евангелия
- Глава 7 как толковать притчи иисуса христа
- 1. По какому поводу была сказана притча?
- 2. К кому была обращена притча?
- 3. Делает ли Сам Христос вывод из притчи (до или после рассказа)?
- 4. Может ли нам помочь знание культуры, традиций, обычаев евангельского времени в понимании какой-либо притчи?
- Глава 8 как толковать библейскую поэзию
- 1. Поэзия полна метафор и образов.
- 2. Факты в поэзии не всегда приводятся с точностью. Иногда в поэзии опускаются детали, а иногда, наоборот, на что-то обращается чрезмерное внимание.
- 3. Богословие в поэзии не носит четко сформулированный, систематизированный характер.
- 4. Библейская поэзия полна параллелизмов.
- 1. Псалмы – это обращение человека к Богу, а не наоборот.
- 2. Каждый из псалмов нужно толковать в контексте всех псалмов.
- 3. Нужно быть особенно осторожными в толковании «Псалмов-проклятий»
- Глава 9 как толковать пророческие книги ветхого завета
- 1. Пророки предсказывали будущее
- 2. Пророки возвещали волю Божью.
- 3. Пророки напоминали Израильтянам о Завете между ними и Богом.
- 1. Исторический контекст
- 2. Литературные особенности пророческих книг
- 3. Особенность пророческого взгляда на время
- 4. Особенность толкования пророчеств Ветхого Завета в Новом Завете