logo
Germenevtika

2. К кому была обращена притча?

Обратите внимание, не упоминается ли перед изложением притчи, к кому именно Иисус её рассказывает. Это также может помочь уяснить значение притчи, её главную мысль.

Пример: «Притча о блудном сыне» (Луки 15:11-32). Эту, а также две предыдущие притчи (о потерянной овце и потерянной драхме) Иисус рассказал непосредственно для фарисеев и книжников, которые были возмущены тем, что Иисус принимал грешников и даже вместе с ними принимал пищу. Об этом написано выше (15:2,3). Следовательно, становится понятно, что говоря о младшем брате, Иисус имеет в виду раскаявшихся мытарей и грешников. Старший брат – это высокомерные фарисеи и книжники, не способные радоваться покаянию своих собратьев и по сути сами нуждающиеся в нём. А отец – это Господь, Который вопреки представлениям фарисеев и книжников любит грешников, ждёт их обращения, желая спасти всех без исключения, даже тех, кто когда-то Его отверг. То есть, по сути, эта притча Христа была ответом на недоумение законников: «Он принимает грешников и ест с ними». Таким образом, цель притчи ясна: Христос хочет показать, что Он, как и Бог, любит грешников и хочет спасти их, а фарисеи этому противятся и поступают в этом случае совершенно безжалостно в отношении к этим грешникам, которые им - братья. Напрасно поэтому искать какого-либо другого смысла в этой притче, и все аллегорические изъяснения не находят для себя прямого основания в самой притче. А таких опытов изъяснения очень много. Так одни толкователи разумеют под старшим сыном - иудеев, а под младшим, блудным, - язычников (Августин) в их отношении к Христианству. Иные под двумя братьями разумеют людей грешных и людей праведных и.т.д. При этом толкователи аллегорически объясняли и отдельные пункты притчи. Можно, например, много фантазировать о том, что в притче означают свиньи, рожки, перстень, обувь, одежда; кто подразумевается под работодателем блудного сына, отправившего его пасти свиней. Все аллегорические изъяснения этой притчи могут иметь духовно-нравственное применение, но не находят для себя прямого основания в самой притче.