logo
Germenevtika

3. Кому было написано послание?

Например, послание Филимону. Само название, а также текст послания многое говорит нам о его адресате. Филимон владел рабами (1:16) и имел достаточно большой дом, чтобы служить местом собраний для колосских христиан (1:2), и Филимон охотно предоставлял свой дом для дела Божьего. Следовательно, это был богатый житель города Колоссы. Не вызывает сомнений также, что он был из числа обращенных апостолом Павлом (1:19). Также Филимон назван Павлом сотрудником. То есть Филимон был достаточно близок Павлу, Павел мог рассчитывать на его послушание и добропорядочность, не прибегая к приказам (1:8,9). Филимон имел веру и любовь ко всем христианам (1:5). Все эти сведения об адресате помогают нам вникнуть во всю эту историю с беглым рабом и сделать определенные выводы для себя.

Или, скажем, послания к Коринфянам. Чтобы правильно истолковать этот текст и извлечь наибольшее назидание для себя, будет уместно не только узнать чем жила Коринфская церковь, но и о самом городе Коринфе, его географическом расположении, культурных особенностях, истории (то же самое касается всех посланий, адресованных поместным церквям, находящимся в том или ином населенном пункте).

Коринф был очень богатым городом. Он издавна славился царившим там культом угождения плоти и был широко известен вопиющей безнравственностью и распутством. Павел дважды посещал этот город, оставаясь в нем продолжительное время. В этом городе раньше было много языческих храмов, где поклонялись различным богам, и активно практиковалась храмовая проституция. Такая атмосфера города и сложившиеся годами в нём устои, безусловно, оказывали очень мощное влияние на Христиан Коринфа. Зная эти факты, становятся яснее причины низкого уровня их нравственности и то, почему Павел так переживал за них.

И уже из самого послания мы можем очень многое узнать о самой общине Коринфа, если будем внимательны. А узнав больше об адресатах, мы сможем извлечь больше пользы из всего послания.

Во-первых перед нами церковь, которую основал сам Павел. При поддержке Акилы и Прискиллы Павел проповедовал в Коринфской синагоге, пока противодействие иудеев не заставило его сосредоточиться на проповеди язычникам. Так образовалась община, в которой были как язычники, так и евреи. Проповедь Павла продолжалась год и шесть месяцев. Поэтому Павел имел основания ожидать от коринфских христиан определенной духовной зрелости (Деяния 18:1-11). Известно также, что Господь щедро наделил духовными дарами эту церковь (1-е Коринфянам 1:5-7). Но, не смотря на это, у них были явные проблемы с практическим благочестием.

Из послания мы видим, что между верующими Коринфа были споры, раздоры, которые раздирали их, и они даже судились друг с другом в светских судах (1:11; 6:-8), неправильное понимание вопросов касающихся брачных отношений (7:1-25), касающихся духовных даров и внутрицерковного порядка (12 глава), свободы и ответственности (8 глава), неправильное представление о Вечере Господней (11:20-34), искажение вероучения и крайности в поведении - от развращенности нравов до нездорового аскетизма. Зная всё это, мы лучше понимаем тон Павла, его реакцию и направление его мыслей.