3. Кому было написано послание?
Например, послание Филимону. Само название, а также текст послания многое говорит нам о его адресате. Филимон владел рабами (1:16) и имел достаточно большой дом, чтобы служить местом собраний для колосских христиан (1:2), и Филимон охотно предоставлял свой дом для дела Божьего. Следовательно, это был богатый житель города Колоссы. Не вызывает сомнений также, что он был из числа обращенных апостолом Павлом (1:19). Также Филимон назван Павлом сотрудником. То есть Филимон был достаточно близок Павлу, Павел мог рассчитывать на его послушание и добропорядочность, не прибегая к приказам (1:8,9). Филимон имел веру и любовь ко всем христианам (1:5). Все эти сведения об адресате помогают нам вникнуть во всю эту историю с беглым рабом и сделать определенные выводы для себя.
Или, скажем, послания к Коринфянам. Чтобы правильно истолковать этот текст и извлечь наибольшее назидание для себя, будет уместно не только узнать чем жила Коринфская церковь, но и о самом городе Коринфе, его географическом расположении, культурных особенностях, истории (то же самое касается всех посланий, адресованных поместным церквям, находящимся в том или ином населенном пункте).
Коринф был очень богатым городом. Он издавна славился царившим там культом угождения плоти и был широко известен вопиющей безнравственностью и распутством. Павел дважды посещал этот город, оставаясь в нем продолжительное время. В этом городе раньше было много языческих храмов, где поклонялись различным богам, и активно практиковалась храмовая проституция. Такая атмосфера города и сложившиеся годами в нём устои, безусловно, оказывали очень мощное влияние на Христиан Коринфа. Зная эти факты, становятся яснее причины низкого уровня их нравственности и то, почему Павел так переживал за них.
И уже из самого послания мы можем очень многое узнать о самой общине Коринфа, если будем внимательны. А узнав больше об адресатах, мы сможем извлечь больше пользы из всего послания.
Во-первых перед нами церковь, которую основал сам Павел. При поддержке Акилы и Прискиллы Павел проповедовал в Коринфской синагоге, пока противодействие иудеев не заставило его сосредоточиться на проповеди язычникам. Так образовалась община, в которой были как язычники, так и евреи. Проповедь Павла продолжалась год и шесть месяцев. Поэтому Павел имел основания ожидать от коринфских христиан определенной духовной зрелости (Деяния 18:1-11). Известно также, что Господь щедро наделил духовными дарами эту церковь (1-е Коринфянам 1:5-7). Но, не смотря на это, у них были явные проблемы с практическим благочестием.
Из послания мы видим, что между верующими Коринфа были споры, раздоры, которые раздирали их, и они даже судились друг с другом в светских судах (1:11; 6:-8), неправильное понимание вопросов касающихся брачных отношений (7:1-25), касающихся духовных даров и внутрицерковного порядка (12 глава), свободы и ответственности (8 глава), неправильное представление о Вечере Господней (11:20-34), искажение вероучения и крайности в поведении - от развращенности нравов до нездорового аскетизма. Зная всё это, мы лучше понимаем тон Павла, его реакцию и направление его мыслей.
- Курс лекций по Герменевтике «как лучше понимать библию»
- Глава 1 что нужно для правильного понимания библии (какими качествами нужно обладать, чтобы толковать Библию правильно)
- Рождение свыше.
- 2. Вера в абсолютную правоту Библии.
- 3. Уважение, благоговение, искренность
- 5. Активность ума
- 5. Смирение ума
- 6. Молитва
- 7. Время
- 8. Послушание Слову
- Глава 2 что мешает нам понимать библию лучше
- 1. Культурный барьер
- 2. Языковой барьер
- 3. Географический барьер
- 4. Историко-политический барьер
- 5. Церковные традиции
- Глава 3 основные ошибки при толковании библии
- 1. Мистический подход
- 2. Рациональный подход
- 3. Аллегорический подход
- 4. Исторический подход.
- 5. Крайнее буквальное толкование
- 6. Изоляционный подход
- Глава 4 основные правила толкования библии
- 1. Каждый стих нужно рассматривать в его контексте
- 2. Отдельный отрывок библии не может противоречить учению других отрывков
- 3. Неясные отрывки библии толкуются ясными. Многочисленные - толкуют малочисленные
- 4. Откровение прогрессирует (последовательно углубляется)
- 5. Текст не может означать то, что он никогда не означал
- 6. Особое внимание нужно уделять буквальному и историческому значению писания
- 7. Результаты исследования обязательно должны обладать реальной практической ценностью для верующего
- Глава 5 как толковать послания апостолов
- 1. Кем было написано послание?
- 2. Когда и при каких обстоятельствах было написано послание?
- 3. Кому было написано послание?
- 4. С какой целью было написано послание?
- Глава 6 как толковать евангелия
- Глава 7 как толковать притчи иисуса христа
- 1. По какому поводу была сказана притча?
- 2. К кому была обращена притча?
- 3. Делает ли Сам Христос вывод из притчи (до или после рассказа)?
- 4. Может ли нам помочь знание культуры, традиций, обычаев евангельского времени в понимании какой-либо притчи?
- Глава 8 как толковать библейскую поэзию
- 1. Поэзия полна метафор и образов.
- 2. Факты в поэзии не всегда приводятся с точностью. Иногда в поэзии опускаются детали, а иногда, наоборот, на что-то обращается чрезмерное внимание.
- 3. Богословие в поэзии не носит четко сформулированный, систематизированный характер.
- 4. Библейская поэзия полна параллелизмов.
- 1. Псалмы – это обращение человека к Богу, а не наоборот.
- 2. Каждый из псалмов нужно толковать в контексте всех псалмов.
- 3. Нужно быть особенно осторожными в толковании «Псалмов-проклятий»
- Глава 9 как толковать пророческие книги ветхого завета
- 1. Пророки предсказывали будущее
- 2. Пророки возвещали волю Божью.
- 3. Пророки напоминали Израильтянам о Завете между ними и Богом.
- 1. Исторический контекст
- 2. Литературные особенности пророческих книг
- 3. Особенность пророческого взгляда на время
- 4. Особенность толкования пророчеств Ветхого Завета в Новом Завете