1. Псалмы – это обращение человека к Богу, а не наоборот.
Псалтырь это нечто вроде отрывков из дневника души или личных писем к Богу. Когда мы читаем Евангелия или Послания Апостолов или другие книги Библии, мы, как вы помните, должны всегда осведомляться о том, кому предназначались изначально эти строки. Так вот, в случае с псалмами, ответ всегда один: все псалмы обращены непосредственно к Богу! Даже те псалмы, которые использовались в публичном обряде, представляли собой общую молитву, то есть были обращены в первую очередь к Богу.
В псалмах не столько Бог открывает Себя людям, сколько люди раскрываются перед Богом. И потому неправильно будет относиться к Псалмам, как сборнику верных, упорядоченных доктрин (иначе мы сделаем неправильные выводы, скажем, из псалмов-проклятий). Точно также нельзя, например, воспринимать все речи друзей Иова как Нагорную проповедь. Их речи являются лишь выражением их взглядов и мыслей, далеко не всегда правильных, в отличие от проповеди Христа, каждое слово которого авторитетно.
Псалмы это не свод Божьих заповедей и повелений, и даже не истории, иллюстрирующие доктрины, а молитвы и гимны, обращенные к Богу. И хотя Псалмы могут дать нам некие представления о правильном поведении и морали, но это не главная их цель. Цель Псалмов, прежде всего в том, чтобы научить нас раскрыть и выразить себя перед Богом, и, чтобы мы могли постичь Его пути.
Примеры:
«Да облечется проклятием, как ризою, и да войдет оно, как вода, во внутренность его и, как елей, в кости его; да будет оно ему, как одежда, в которую он одевается, и как пояс, которым всегда опоясывается. Таково воздаяние от Господа врагам моим и говорящим злое на душу мою! Со мною же, Господи, Господи, твори ради имени Твоего, ибо блага милость Твоя; спаси меня» (Псалтирь 108:18-21)
В этом и других Псалмах Давид буквально призывает проклятия на своих врагов. Правильно ли будет сделать вывод, что и мы, подобно Давиду, должны призывать на врагов проклятия в молитвах? Нет! Но, что в молитвах мы должны предстать пред Богом такими, как есть, не скрывая даже негативных своих чувств.
«…Я стал, как человек без силы, между мертвыми брошенный, - как убитые, лежащие во гробе, о которых Ты уже не вспоминаешь и которые от руки Твоей отринуты… Для чего, Господи, отвергаешь душу мою, скрываешь лице Твое от меня?» (Псалом 87:5,6,15)
Можем ли мы сделать такой вывод, что автор действительно забыт и отринут Богом. Нет! Скорее это лишь его внутренние ощущения и переживания, которые автор изливает в молитве Богу. И для нас этот псалом опять-таки пример того, как нужно в молитве открывать пред Богом с предельной искренностью своё состояние, делиться своими мыслями, страхами и даже сомнениями.
Поскольку Библия - это Слово Божие, большинство Христиан автоматически предполагают, что все, что в ней содержится, – это слова от Господа к людям. Но в Библии содержатся и слова, обращенные к Богу или о Боге, как мы видим это в Псалмах. Однако эти слова тоже являются Словом Божиим, потому что вдохновлены Богом. А значит, они не менее полезны и значимы для нас!
- Курс лекций по Герменевтике «как лучше понимать библию»
- Глава 1 что нужно для правильного понимания библии (какими качествами нужно обладать, чтобы толковать Библию правильно)
- Рождение свыше.
- 2. Вера в абсолютную правоту Библии.
- 3. Уважение, благоговение, искренность
- 5. Активность ума
- 5. Смирение ума
- 6. Молитва
- 7. Время
- 8. Послушание Слову
- Глава 2 что мешает нам понимать библию лучше
- 1. Культурный барьер
- 2. Языковой барьер
- 3. Географический барьер
- 4. Историко-политический барьер
- 5. Церковные традиции
- Глава 3 основные ошибки при толковании библии
- 1. Мистический подход
- 2. Рациональный подход
- 3. Аллегорический подход
- 4. Исторический подход.
- 5. Крайнее буквальное толкование
- 6. Изоляционный подход
- Глава 4 основные правила толкования библии
- 1. Каждый стих нужно рассматривать в его контексте
- 2. Отдельный отрывок библии не может противоречить учению других отрывков
- 3. Неясные отрывки библии толкуются ясными. Многочисленные - толкуют малочисленные
- 4. Откровение прогрессирует (последовательно углубляется)
- 5. Текст не может означать то, что он никогда не означал
- 6. Особое внимание нужно уделять буквальному и историческому значению писания
- 7. Результаты исследования обязательно должны обладать реальной практической ценностью для верующего
- Глава 5 как толковать послания апостолов
- 1. Кем было написано послание?
- 2. Когда и при каких обстоятельствах было написано послание?
- 3. Кому было написано послание?
- 4. С какой целью было написано послание?
- Глава 6 как толковать евангелия
- Глава 7 как толковать притчи иисуса христа
- 1. По какому поводу была сказана притча?
- 2. К кому была обращена притча?
- 3. Делает ли Сам Христос вывод из притчи (до или после рассказа)?
- 4. Может ли нам помочь знание культуры, традиций, обычаев евангельского времени в понимании какой-либо притчи?
- Глава 8 как толковать библейскую поэзию
- 1. Поэзия полна метафор и образов.
- 2. Факты в поэзии не всегда приводятся с точностью. Иногда в поэзии опускаются детали, а иногда, наоборот, на что-то обращается чрезмерное внимание.
- 3. Богословие в поэзии не носит четко сформулированный, систематизированный характер.
- 4. Библейская поэзия полна параллелизмов.
- 1. Псалмы – это обращение человека к Богу, а не наоборот.
- 2. Каждый из псалмов нужно толковать в контексте всех псалмов.
- 3. Нужно быть особенно осторожными в толковании «Псалмов-проклятий»
- Глава 9 как толковать пророческие книги ветхого завета
- 1. Пророки предсказывали будущее
- 2. Пророки возвещали волю Божью.
- 3. Пророки напоминали Израильтянам о Завете между ними и Богом.
- 1. Исторический контекст
- 2. Литературные особенности пророческих книг
- 3. Особенность пророческого взгляда на время
- 4. Особенность толкования пророчеств Ветхого Завета в Новом Завете