1. Исторический контекст
Исторический контекст нужно знать при чтении любой книги Библии, но особенно это касается книг пророков. Ведь то, что говорил Господь через пророков, было Его реакцией на происходящие в те времена события. Поэтому нам важно как можно больше узнать о времени, в котором жили пророки, погрузиться в ту историческую действительность. В этом нам поможет:
а) Сама Библия, а именно те книги, которые описывают непосредственно период служения пророков. Такими книгами являются: 3-я и 4-ая Книги Царств, 2-ая книга Паралипоменон (в них описывается временной отрезок служения большинства пророков), а также книги Ездры и Неемии (в них описывается время служения последних трех пророков Ветхого Завета – Аггея, Захарии и Малахии). Пожалуй, к чтению пророков стоит приступать только после изучения этих книг Библии.
б) Дополнительная литература (Библейские справочники, словари, комментарии). В случае с пророческими книгами такая литература практически необходима для более глубокого понимания смысла пророчеств.
Пророки служили на протяжении примерно 300 лет. Очень коротко опишем события тех лет:
Те годы характеризовались падением нравственности, отступлением от Закона Моисея, религиозным формализмом, двоеверием. Израильское Царство тогда уже было разделено на Северное (оно называлось «Израилем» или «Ефремом») и Южное («Иудейское Царство»), и отношения между ними были весьма напряженными.
В Северном Царстве, отступление от Бога было более глубоким, чем в Южном. И Господь приговорил Северное Царство к разрушению за их грехи. Об этом начали возвещать пророки Амос и Осия ещё в 760-750 гг. до н.э.. Израильское царство просуществовало 209 лет. Характерные черты этого периода: постоянные внутренние междоусобицы, частая смена царей, из которых все 19 были богоотступниками, низкая нравственность, идолопоклонство. Царство пало в 722 году до н.э.. Жители были уведены в плен Ассирийцами (ближневосточная супердержава того времени).
К тому времени и Южное Царство всё более отдалялось от Бога и погружалось в грех. Одновременно с этим другая супердержава – Вавилон набирала силу, становясь угрозой для Южного Царства. Всё это стало темой многих пророчеств того времени. Об этом говорили Исаия, Иеремия, Иоиль, Михей, Наум, Аввакум и Софония.
В конце концов, Иудея (Южное Царство) тоже была разрушена. Иудейское Царство просуществовало 344 года. Из 20-ти царей лишь 8 были “мужами по сердцу Господа”. В 597 году царь Иехония был уведен в Вавилонский плен вместе с народом. Окончательное разрушение Иерусалима произошло в 587 году до н.э..
После этого Иезекииль, Даниил, Аггей, Захария и Малахия объявили Божию волю о восстановлении Своего народа, воссоздании нации и восстановлении истинной веры и поклонения Богу.
Пророки много говорят именно по этим событиям. Если вы не знаете ничего об этих и других событиях той эпохи, слишком многочисленных, чтобы быть здесь упомянутыми, вам видимо будет сложно следить за тем, что говорят пророки.
Читая книги пророков, обращайтесь к справочной литературе и постарайтесь разузнать о дате пророчества, об аудитории, к которой оно было обращено и об обстоятельствах, в которых оно было сказано.
- Курс лекций по Герменевтике «как лучше понимать библию»
- Глава 1 что нужно для правильного понимания библии (какими качествами нужно обладать, чтобы толковать Библию правильно)
- Рождение свыше.
- 2. Вера в абсолютную правоту Библии.
- 3. Уважение, благоговение, искренность
- 5. Активность ума
- 5. Смирение ума
- 6. Молитва
- 7. Время
- 8. Послушание Слову
- Глава 2 что мешает нам понимать библию лучше
- 1. Культурный барьер
- 2. Языковой барьер
- 3. Географический барьер
- 4. Историко-политический барьер
- 5. Церковные традиции
- Глава 3 основные ошибки при толковании библии
- 1. Мистический подход
- 2. Рациональный подход
- 3. Аллегорический подход
- 4. Исторический подход.
- 5. Крайнее буквальное толкование
- 6. Изоляционный подход
- Глава 4 основные правила толкования библии
- 1. Каждый стих нужно рассматривать в его контексте
- 2. Отдельный отрывок библии не может противоречить учению других отрывков
- 3. Неясные отрывки библии толкуются ясными. Многочисленные - толкуют малочисленные
- 4. Откровение прогрессирует (последовательно углубляется)
- 5. Текст не может означать то, что он никогда не означал
- 6. Особое внимание нужно уделять буквальному и историческому значению писания
- 7. Результаты исследования обязательно должны обладать реальной практической ценностью для верующего
- Глава 5 как толковать послания апостолов
- 1. Кем было написано послание?
- 2. Когда и при каких обстоятельствах было написано послание?
- 3. Кому было написано послание?
- 4. С какой целью было написано послание?
- Глава 6 как толковать евангелия
- Глава 7 как толковать притчи иисуса христа
- 1. По какому поводу была сказана притча?
- 2. К кому была обращена притча?
- 3. Делает ли Сам Христос вывод из притчи (до или после рассказа)?
- 4. Может ли нам помочь знание культуры, традиций, обычаев евангельского времени в понимании какой-либо притчи?
- Глава 8 как толковать библейскую поэзию
- 1. Поэзия полна метафор и образов.
- 2. Факты в поэзии не всегда приводятся с точностью. Иногда в поэзии опускаются детали, а иногда, наоборот, на что-то обращается чрезмерное внимание.
- 3. Богословие в поэзии не носит четко сформулированный, систематизированный характер.
- 4. Библейская поэзия полна параллелизмов.
- 1. Псалмы – это обращение человека к Богу, а не наоборот.
- 2. Каждый из псалмов нужно толковать в контексте всех псалмов.
- 3. Нужно быть особенно осторожными в толковании «Псалмов-проклятий»
- Глава 9 как толковать пророческие книги ветхого завета
- 1. Пророки предсказывали будущее
- 2. Пророки возвещали волю Божью.
- 3. Пророки напоминали Израильтянам о Завете между ними и Богом.
- 1. Исторический контекст
- 2. Литературные особенности пророческих книг
- 3. Особенность пророческого взгляда на время
- 4. Особенность толкования пророчеств Ветхого Завета в Новом Завете