logo
Germenevtika

3. Нужно быть особенно осторожными в толковании «Псалмов-проклятий»

В Псалтири есть самые разные типы Псалмов. Их условно можно назвать псалмами хвалы, благодарения, псалмами плача, учительными псалмами и.т.д. Также в Псалмах содержатся и проклятия. Иногда такие псалмы называют «Псалмами-проклятиями» (смотрите, к примеру, Псалмы № 11, 34, 57, 58, 68, 69, 82, 108, 136, 139).

Примеры:

Припомни, Господи, сынам Едомовым, день Иерусалима, когда они говорили: “разрушайте, разрушайте до основания его”. Дочь Вавилона, опустошительница! Блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!” (Псалом 136:7-9)

«…Да будут дни его кратки, и достоинство его да возьмет другой; дети его да будут сиротами, и жена его - вдовою; да скитаются дети его и нищенствуют, и просят [хлеба] из развалин своих…» (Псалом 108:8-10 и далее)

Если понимать эти псалмы неверно, то можно преткнуться, усомниться в богодухновенности этих псалмов или сделать неправильные выводы.

«Псалмы-проклятия» не противоречат учению Иисуса о любви к врагам. Но “любовь” и “теплые чувства” это не всегда одно и то же. Любовь это не столько то, что вы чувствуете к определенному человеку, сколько то, что вы делаете для этого человека. Библейская заповедь – проявлять любовь, а не испытывать любовь. И в каком-то смысле «псалмы-проклятия» помогают нам, когда мы испытываем гнев, не проявить его. Нужно честно выразить наш гнев Богу, и позволить Ему позаботиться о справедливости по отношению к тем, кто несправедливо обращается с нами. Основной функцией этих псалмов, таким образом, является помощь нам “не быть побежденными злом”, но помочь освободиться от нашего гнева, чтобы мы могли “победить зло добром”.

Затаивать или проявлять гнев по отношению к другим – это то, чего мы действительно должны избегать. А вот говорить об этом Богу прямо и искренне – это как раз будет правильно.

Некоторые комментаторы Библии придерживаются такого мнения, что «Псалмы-проклятия» можно понимать и иносказательно, аллегорически. Вот, например толкование на тот же 136 Псалом:

«Под сынами Едома мы должны разуметь бесов, которые повелевают друг другу исто­щать богатства души нашей до основания. Ибо под Иерусалимом мы должны представлять душу. А несчастный Вавилон есть нечестиe и грех, который опустошил и покорил себе благочестие и добродетель. Кто же истребил сие нечестие и грех, тот блажен. Младенцы сего нечестия суть новорожденные страстные по­мыслы. Кто сии помыслы побеждает и сокрушает о камень веры (каковой камень, по словам Павла, есть Христос) и таким образом их истребляет, тот блажен». Евфимий Зигабен, греческий богослов (~1050-~1122 гг.)

Вполне возможно, что в Псалмах помимо буквального смысла действительно есть и некий потайной, пророческий смысл. Ведь и Давид назван пророком (Деяния 2:29,30). Давид сам мог того не ведать, что произнося слова проклятия в самом буквальном смысле, произносит пророчество, которое потом будут понимать уже в духовном смысле.

Примеры:

1. Например Давид выражает надежду относительно себя: «Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление» (Псалом 15:10)

А Новый Завет видит в этом Псалме пророческое указание на воскресение Христово: «Да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня. Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его, Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления» (Деяния 2:29-31)

2. Другой пример: Давид призывает проклятия на своих нечестивых врагов: «Жилище их да будет пусто, и в шатрах их да не будет живущих» (Псалом 68:26) «Да будут дни его кратки, и достоинство его да возьмет другой» (Псалом 108:8)

А Новый Завет видит в этом пророчество о Иуде, предателе Христа: «Мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде… В книге же Псалмов написано: да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нем; и: достоинство его да приимет другой» (Деяния 1:16, 20)