logo
Germenevtika

5. Крайнее буквальное толкование

При таком подходе даже аллегории и образы, которые есть в Библии, толкуются в максимально буквальном смысле. Сторонники этого метода игнорируют образную речь в Писании.

Но Писание изобилует образной речью. Например, Иисус Христос часто пользовался образной речью. Он много раз говорил о себе следующие образные сравнения: «Я есмь хлеб жизни», «Я есмь дверь», «Я есмь пастырь добрый», «Я есмь лоза, а вы ветви», «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день»

Все приведённые выше тексты явно говорят о личности Иисуса Христа образно. Когда Христос говорил о себе: «Я есмь дверь» или «Я есмь лоза» люди вокруг него понимали, что речь идёт не о куске дерева, а о той функции, которую выполняла дверь или лоза.

Или, например, к чему может привести буквальное толкование слов Иисуса: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя» (Матфея5:29); или: «Враги человеку - домашние его» (Матфея 10:36)?

Другой пример крайнего буквального подхода можно встретить при толковании мест Писания, где идёт описание Бога как бы владеющего физическими атрибутами: рука (Псалтирь 88:22), ухо (Псалтирь 16:6), лицо (Псалтирь 9:32), глаза (Псалтирь 10:4), уста (Псалтирь 118:13). Люди, применяющие крайне буквальный подход, настаивают, что Бог обладает физическим телом. Однако, Писание ясно говорит, что Бог есть Дух (Иоанна 4:24). Или, например, слова: «Моав умывальная чаша Моя; на Едома простру сапог Мой» (Псалтирь 59:10) Конечно же это не значит, что Бог нуждается в умывальнице или сапогах.

Такой вид образной речи называется антропоморфизм (Таким же образом взрослые общаются с маленькими детьми. Непонятное и незнакомое они объясняют детям на примере уже знакомого). Антропоморфизм – это когда не только внешность Бога может быть изображена по подобию человеческому, но и эмоции Бога также могут быть уподоблены эмоциям человеческим для того, чтобы мы могли лучше понять Бога. Например написано: «И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем» (Бытие 6:6) Здесь Всевышнему приписываются чувства и переживания человека. Но Бог не может "раскаяться", поскольку само понятие раскаяния предполагает, в лучшем случае, признание своей неправоты, а в худшем вины. Однако Библия написана таким образом, чтобы дать представление о невидимом посредством видимых явлений и известных понятий.

Вот как о Библейском антропоморфизме писал Иоанн Дамаскин: «В Боге под очами, веждами и зрением должно разуметь Его всесозерцающую силу, Его всеобъемлющее ведение... Под ушами и слухом должно разуметь Его милостивое внимание и принятие нашей молитвы… Под устами и глаголанием мы должны разуметь обнаружение воли Божией… Под пищей и питием – наше согласие с волей Божией... Под обонянием – принятие наших мыслей, к Богу устремленных, и сердечного расположения... Под лицом должно разуметь проявление и обнаружение Его в делах… Под руками – деятельную Его силу… Под десницею – Его помощь в правых делах... Под осязанием – Его точное познание и усмотрение даже самого малого и сокровенного... Под ногами и хождением – пришествие и явление Его или для помощи нуждающимся, или для защиты их от врагов, или для другого какого-нибудь действия… Под клятвою – непреложность Его совета… Под гневом и яростью – Его отвращение и ненависть к злу… Под забвением, сном и дреманием – Его медленность в отмщении врагам, и отложение до времени обычной помощи своим. Кратко сказать – все, что говорится о Боге телообразно, заключает в себе какую-нибудь сокровенную мысль, и через свойственное нам научает тому, что выше нас» (Точное изложение православной веры кн. 1, гл. 11)