logo
Germenevtika

6. Изоляционный подход

Это когда какой-либо отрывок Писания толкуется в отрыве (в изоляции) от его ближайшего контекста. То есть стихи «вырываются» из контекста и толкователь даже не берёт на себя труд внимательно изучить то, что говорится выше и ниже, дабы понять, что на самом деле имеется в виду в данном отрывке. Нередко для правильного толкования отрывка нужно изучить не только ближайшие стихи, но и ближайшие главы, а то и всю книгу целиком. А в некоторых случаях стихи нужно рассматривать даже в контексте всей Библии, чтобы не впасть в заблуждение.

Пример дальнего контекста:

Господь поразил Озу во время несения ковчега за то, что Оза прикоснулся к падающему ковчегу, пытаясь его удержать (2-я Царств 6:1-8). Объяснение тому, за что и по какой причине Господь поразил Озу мы не сможем найти в этой главе и даже во всех книгах Царств. Это тот случай, когда для правильного толкования необходимо рассмотреть более дальний контекст и искать объяснение в других книгах Библии. Ответ мы находим в книге Чисел 4:15,19; 7:9; и Второзаконие 10:8; а также, где Господь дает четкие и строгие предписания о том, как и кому следует переносить ковчег. Небрежность и непослушание в этом вопросе и привели к трагедии (1-я Паралипоменон 15:13).

Примеры ближнего контекста:

«Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Филиппийцам 4:13) Этот стих часто вырывают из контекста, доказывая, что для Христианина нет непосильной задачи, что с Божьей помощью он может сделать абсолютно всё. Но Павел-то совсем не об этом пишет. Чуть выше он рассказывает, что научился довольствоваться тем, что у него есть, в любых обстоятельствах: богатстве, бедности, в сытости и голоде. И «все могу», это не «все могу сделать», а «все могу пережить, перенести».

«Нет ни мужского пола ни женского» (Галатам 3:28) Этот стих иногда приводится для того, чтобы защитить позицию феминизма (женское движение за полное уравнение женщин в правах с мужчинами). Вырывая этот стих из контекста, современные сторонники феминизма утверждают, что женщины могут нести руководящее служение в церкви. Однако, при рассмотрении контекста, мы видим, что речь здесь идёт не о служении в церкви, а о спасении по вере.

"Так как есть много богов и господ много..." (1-е Коринфянам 8:5) На этот стих обыкновенно ссылаются мормоны в "подтверждение" учения о многобожии. Однако, просто прочитав этот стих полностью и в контексте всей главы (где Павел, например, называет этих богов "так называемыми"), вы убедитесь, что Павел не проповедовал многобожие.

И напоследок случай из жизни, о каких говорят: «смех сквозь слёзы»:

Однажды, один молодой человек, решил узнать, что именно хочет от него Бог. Поэтому, помолившись, он открыл Библию на первой попавшейся странице, ткнув пальцем в стих, он прочитал: «и, бросив серебряники в храме, он вышел, пошел и удавился» (Матф. 27:5), сомневаясь в том, что это именно то, что хочет от него Бог, он помолился еще раз, еще раз попросив чтобы Бог четко открыл ему Свою волю. Второй стих, который он открыл, повелевал: «Иди и ты поступай так же» (Лук. 10:37) Совсем расстроившись, он в третий раз открыл Библию и ткнул пальцем. То, что он прочитал, просто «сбило его с ног»: «Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее» (Иоанна 13:27).