6. Изоляционный подход
Это когда какой-либо отрывок Писания толкуется в отрыве (в изоляции) от его ближайшего контекста. То есть стихи «вырываются» из контекста и толкователь даже не берёт на себя труд внимательно изучить то, что говорится выше и ниже, дабы понять, что на самом деле имеется в виду в данном отрывке. Нередко для правильного толкования отрывка нужно изучить не только ближайшие стихи, но и ближайшие главы, а то и всю книгу целиком. А в некоторых случаях стихи нужно рассматривать даже в контексте всей Библии, чтобы не впасть в заблуждение.
Пример дальнего контекста:
Господь поразил Озу во время несения ковчега за то, что Оза прикоснулся к падающему ковчегу, пытаясь его удержать (2-я Царств 6:1-8). Объяснение тому, за что и по какой причине Господь поразил Озу мы не сможем найти в этой главе и даже во всех книгах Царств. Это тот случай, когда для правильного толкования необходимо рассмотреть более дальний контекст и искать объяснение в других книгах Библии. Ответ мы находим в книге Чисел 4:15,19; 7:9; и Второзаконие 10:8; а также, где Господь дает четкие и строгие предписания о том, как и кому следует переносить ковчег. Небрежность и непослушание в этом вопросе и привели к трагедии (1-я Паралипоменон 15:13).
Примеры ближнего контекста:
«Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Филиппийцам 4:13) Этот стих часто вырывают из контекста, доказывая, что для Христианина нет непосильной задачи, что с Божьей помощью он может сделать абсолютно всё. Но Павел-то совсем не об этом пишет. Чуть выше он рассказывает, что научился довольствоваться тем, что у него есть, в любых обстоятельствах: богатстве, бедности, в сытости и голоде. И «все могу», это не «все могу сделать», а «все могу пережить, перенести».
«Нет ни мужского пола ни женского» (Галатам 3:28) Этот стих иногда приводится для того, чтобы защитить позицию феминизма (женское движение за полное уравнение женщин в правах с мужчинами). Вырывая этот стих из контекста, современные сторонники феминизма утверждают, что женщины могут нести руководящее служение в церкви. Однако, при рассмотрении контекста, мы видим, что речь здесь идёт не о служении в церкви, а о спасении по вере.
"Так как есть много богов и господ много..." (1-е Коринфянам 8:5) На этот стих обыкновенно ссылаются мормоны в "подтверждение" учения о многобожии. Однако, просто прочитав этот стих полностью и в контексте всей главы (где Павел, например, называет этих богов "так называемыми"), вы убедитесь, что Павел не проповедовал многобожие.
И напоследок случай из жизни, о каких говорят: «смех сквозь слёзы»:
Однажды, один молодой человек, решил узнать, что именно хочет от него Бог. Поэтому, помолившись, он открыл Библию на первой попавшейся странице, ткнув пальцем в стих, он прочитал: «и, бросив серебряники в храме, он вышел, пошел и удавился» (Матф. 27:5), сомневаясь в том, что это именно то, что хочет от него Бог, он помолился еще раз, еще раз попросив чтобы Бог четко открыл ему Свою волю. Второй стих, который он открыл, повелевал: «Иди и ты поступай так же» (Лук. 10:37) Совсем расстроившись, он в третий раз открыл Библию и ткнул пальцем. То, что он прочитал, просто «сбило его с ног»: «Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее» (Иоанна 13:27).
- Курс лекций по Герменевтике «как лучше понимать библию»
- Глава 1 что нужно для правильного понимания библии (какими качествами нужно обладать, чтобы толковать Библию правильно)
- Рождение свыше.
- 2. Вера в абсолютную правоту Библии.
- 3. Уважение, благоговение, искренность
- 5. Активность ума
- 5. Смирение ума
- 6. Молитва
- 7. Время
- 8. Послушание Слову
- Глава 2 что мешает нам понимать библию лучше
- 1. Культурный барьер
- 2. Языковой барьер
- 3. Географический барьер
- 4. Историко-политический барьер
- 5. Церковные традиции
- Глава 3 основные ошибки при толковании библии
- 1. Мистический подход
- 2. Рациональный подход
- 3. Аллегорический подход
- 4. Исторический подход.
- 5. Крайнее буквальное толкование
- 6. Изоляционный подход
- Глава 4 основные правила толкования библии
- 1. Каждый стих нужно рассматривать в его контексте
- 2. Отдельный отрывок библии не может противоречить учению других отрывков
- 3. Неясные отрывки библии толкуются ясными. Многочисленные - толкуют малочисленные
- 4. Откровение прогрессирует (последовательно углубляется)
- 5. Текст не может означать то, что он никогда не означал
- 6. Особое внимание нужно уделять буквальному и историческому значению писания
- 7. Результаты исследования обязательно должны обладать реальной практической ценностью для верующего
- Глава 5 как толковать послания апостолов
- 1. Кем было написано послание?
- 2. Когда и при каких обстоятельствах было написано послание?
- 3. Кому было написано послание?
- 4. С какой целью было написано послание?
- Глава 6 как толковать евангелия
- Глава 7 как толковать притчи иисуса христа
- 1. По какому поводу была сказана притча?
- 2. К кому была обращена притча?
- 3. Делает ли Сам Христос вывод из притчи (до или после рассказа)?
- 4. Может ли нам помочь знание культуры, традиций, обычаев евангельского времени в понимании какой-либо притчи?
- Глава 8 как толковать библейскую поэзию
- 1. Поэзия полна метафор и образов.
- 2. Факты в поэзии не всегда приводятся с точностью. Иногда в поэзии опускаются детали, а иногда, наоборот, на что-то обращается чрезмерное внимание.
- 3. Богословие в поэзии не носит четко сформулированный, систематизированный характер.
- 4. Библейская поэзия полна параллелизмов.
- 1. Псалмы – это обращение человека к Богу, а не наоборот.
- 2. Каждый из псалмов нужно толковать в контексте всех псалмов.
- 3. Нужно быть особенно осторожными в толковании «Псалмов-проклятий»
- Глава 9 как толковать пророческие книги ветхого завета
- 1. Пророки предсказывали будущее
- 2. Пророки возвещали волю Божью.
- 3. Пророки напоминали Израильтянам о Завете между ними и Богом.
- 1. Исторический контекст
- 2. Литературные особенности пророческих книг
- 3. Особенность пророческого взгляда на время
- 4. Особенность толкования пророчеств Ветхого Завета в Новом Завете