2. Литературные особенности пророческих книг
А. Отсутствие хронологии и систематизации.
Первоначально пророческие книги представляли собой небольшие свитки с краткими изречениями, которые легко было усвоить и запомнить. Позднее ученики пророков собрали эти свитки воедино, но не упорядочили их. Поэтому чаще всего, то, что говорят пророки, представлено в их книгах в некоей “непрерывной” манере. Это значит, что все слова, которые они произносили в разное время и в разных местах за годы их пророчества, были собраны и записаны вместе, без малейшего намека на то, где отдельные предсказания начинаются, а где заканчиваются. Поэтому и хронология далеко не всегда соблюдается.
Некоторые части книг Пророков представляют собой исключения. Например, в книге Аггея и первых главах книги Захарии, каждое предсказание датировано. Также датированы некоторые из предсказаний в других книгах, особенно в книгах Иеремии и Иезекииля. Однако в большинстве случаев это не так.
С помощью библейского словаря, справочника или комментария вы можете проследить за последовательностью пророчеств в их историческом контексте. При чтении пророческих книг, помощь подобной справочной литературы крайне желательна.
Б. Текст пророчеств неоднороден по литературным жанрам и приёмам
В пророческих книгах мы можем встретить самые различные литературные жанры. Это могут быть обличительные речи, покаянные и благодарственные псалмы, эсхатологические и мессианские пророчества, притчи, автобиографические свидетельства, предсказания о бедствиях, плачи. Все эти жанры, конечно, требуют различных методов толкования. А потому, при чтении пророческих книг необходимо научиться вычленять эти жанры, учитывая их особенности.
Например, большая часть пророческих книг это произведения боговдохновенной поэзии. Поэтому при толковании пророческих книг мы должны помнить литературные особенности и приёмы Библейской поэзии (образность, сравнения, параллелизмы и.т.п.) и использовать те же правила, какие мы используем при её толковании.
Соответственно в пророческих книгах встречаются и самые разные литературные приёмы: метафора, сравнение, гипербола, эвфемизм, ирония и.т.д..
Пример:
В Писании часто можно видеть выражение «во веки веков», «вечно» и т.д. Скажем, Иеремия говорит о «вечном запустении» народа Израильского в плену (25:9). Однако его же слова в 29:10 говорят о том, что плен продлится всего 70 лет. Ясно, что здесь Иеремия использует ГИПЕРБОЛУ (прием намеренного преувеличения).
ЭВФЕМИЗМ же, это напротив, приём намеренного смягчения, посредством которого неудобные, резкие или оскорбительные для слуха слова или выражения заменяются смягченными, хотя последние и менее точно выражают мысль.
Пример:
Даниил говорит о спящих в прахе земли» (12:2) Речь, конечно, идет о смерти, но Даниил просто заменяет это слово более мягким выражением. Точно также у Исаии мертвые называются поверженными в прахе (Исайя 26:19). Другие примеры эвфемизмов в Библии: кладбище – «дом вечный» (Екклесиаст 12:5); супружеские интимные отношения – «познать жену», «войти к жене» (Бытие 4:1; 29:23) и.т.д.
ИРОНИЯ («притворство» по-гречески) также встречается в пророчествах. Это такой литературный прием, при котором истинный смысл скрыт или противоречит явному смыслу, когда преднамеренно утверждается нечто противоположное тому, что подразумевается.
Пример:
Не следует понимать буквально призыв Бога: «идите каждый к своим идолам и служите им» (Иезекииль 20:39). Скорее эти слова нужно понимать с точностью до наоборот, так как это ИРОНИЯ.
- Курс лекций по Герменевтике «как лучше понимать библию»
- Глава 1 что нужно для правильного понимания библии (какими качествами нужно обладать, чтобы толковать Библию правильно)
- Рождение свыше.
- 2. Вера в абсолютную правоту Библии.
- 3. Уважение, благоговение, искренность
- 5. Активность ума
- 5. Смирение ума
- 6. Молитва
- 7. Время
- 8. Послушание Слову
- Глава 2 что мешает нам понимать библию лучше
- 1. Культурный барьер
- 2. Языковой барьер
- 3. Географический барьер
- 4. Историко-политический барьер
- 5. Церковные традиции
- Глава 3 основные ошибки при толковании библии
- 1. Мистический подход
- 2. Рациональный подход
- 3. Аллегорический подход
- 4. Исторический подход.
- 5. Крайнее буквальное толкование
- 6. Изоляционный подход
- Глава 4 основные правила толкования библии
- 1. Каждый стих нужно рассматривать в его контексте
- 2. Отдельный отрывок библии не может противоречить учению других отрывков
- 3. Неясные отрывки библии толкуются ясными. Многочисленные - толкуют малочисленные
- 4. Откровение прогрессирует (последовательно углубляется)
- 5. Текст не может означать то, что он никогда не означал
- 6. Особое внимание нужно уделять буквальному и историческому значению писания
- 7. Результаты исследования обязательно должны обладать реальной практической ценностью для верующего
- Глава 5 как толковать послания апостолов
- 1. Кем было написано послание?
- 2. Когда и при каких обстоятельствах было написано послание?
- 3. Кому было написано послание?
- 4. С какой целью было написано послание?
- Глава 6 как толковать евангелия
- Глава 7 как толковать притчи иисуса христа
- 1. По какому поводу была сказана притча?
- 2. К кому была обращена притча?
- 3. Делает ли Сам Христос вывод из притчи (до или после рассказа)?
- 4. Может ли нам помочь знание культуры, традиций, обычаев евангельского времени в понимании какой-либо притчи?
- Глава 8 как толковать библейскую поэзию
- 1. Поэзия полна метафор и образов.
- 2. Факты в поэзии не всегда приводятся с точностью. Иногда в поэзии опускаются детали, а иногда, наоборот, на что-то обращается чрезмерное внимание.
- 3. Богословие в поэзии не носит четко сформулированный, систематизированный характер.
- 4. Библейская поэзия полна параллелизмов.
- 1. Псалмы – это обращение человека к Богу, а не наоборот.
- 2. Каждый из псалмов нужно толковать в контексте всех псалмов.
- 3. Нужно быть особенно осторожными в толковании «Псалмов-проклятий»
- Глава 9 как толковать пророческие книги ветхого завета
- 1. Пророки предсказывали будущее
- 2. Пророки возвещали волю Божью.
- 3. Пророки напоминали Израильтянам о Завете между ними и Богом.
- 1. Исторический контекст
- 2. Литературные особенности пророческих книг
- 3. Особенность пророческого взгляда на время
- 4. Особенность толкования пророчеств Ветхого Завета в Новом Завете