Глава 9 как толковать пророческие книги ветхого завета
Пророческие книги Ветхого Завета делятся на два раздела: Великие и Малые Пророки. Названия эти определяются объемом книг. К великим пророкам относятся книги Исайи, Иеремии, Иезекииля и Даниила (4 книги). К малым пророкам относятся книги Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии (12 книг). Все эти книги написаны за относительно небольшой период времени, примерно с 760 до 460 г. до Рождества Христова. И к 200-му году сборник пророков получил окончательную форму. Из неканонических книг к «Пророкам» относят Книгу Варуха и Послание Иеремии.
КЕМ БЫЛИ ПРОРОКИ
Принадлежали пророки к самым разным слоям населения: среди них были крестьяне, как Амос и Михей; священники, как Иезекииль; храмовые прорицатели, как Наум; приближенные царя, как Исайя. Но нередко пророки покидали свои обычные занятия и становились глашатаями Бога.
Само слово «пророк» (по-еврейски «наби») происходит от семитского глагола “набу”, что значит: “звать, призывать”. Следовательно, термин «наби» можно перевести как призванный Богом. Пророк — это всегда человек призванный. Поэтому пророки в своих писаниях особо оговаривают момент своего избрания. Как правило, он сопряжен с какими-то необычайными явлениями, видениями, знамениями или явно звучавшим голосом Божиим. Вспомним стихотворение Пушкина «Пророк» — прямое поэтическое изложение отрывка из книги пророка Исаии.
По-гречески пророк - «профетес» . Это слово означает: «человек, говорящий от чьего-то лица» (в данном случае — от лица Божия). Поэтому-то, читая пророков, можно заметить, что они постоянно прерывают свои предсказания напоминаниями типа: «Так говорит Господь».
Апостол Пётр пишет, что пророки не приходили по воле человеческой, но говорили они всегда, будучи движимыми Духом Святым: «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2-е Петра 1:21).
Но в то же время, пророки не были похожи на языческих прорицателей и восточных мистиков, которые теряли в экстазе собственную личность. У пророков всегда ясное самосознание. Это отразилось и на их творчестве. На нем лежит печать их дарований, характеров и жизненного опыта. Откровение Божие не «диктуется» пророкам, а преломляется в конкретной личности этих пророков.
Нередко пророки передавали людям Божью волю не только на словах, но и совершая некие символические действия, которые были призваны глубже, чем слова, врезаться в сознание и память народа. Например, пророк Исайя, предостерегая Иерусалим от бесполезной войны, вышел на улицы города нагим, изображая пленного (20 глава). Пророк Иеремия с той же целью явился перед народом, неся на шее ярмо (27 глава). А пророк Иезекииль драматически изображал ужасы блокады (4 глава). К числу символических действий относилось и наречение имен, которые пророки давали иногда своим детям (эти имена указывали на грядущие судьбы народа Божия). Сам Господь Иисус, будучи Пророком, использовал символические действия (проклятие бесплодной смоковницы, въезд в Иерусалим на осле, хлеб и вино на тайной вечере, символизировавшие Его Тело и Кровь и.т.п.).
В ЧЁМ ЗАКЛЮЧАЛАСЬ ЗАДАЧА ПРОРОКОВ
- Курс лекций по Герменевтике «как лучше понимать библию»
- Глава 1 что нужно для правильного понимания библии (какими качествами нужно обладать, чтобы толковать Библию правильно)
- Рождение свыше.
- 2. Вера в абсолютную правоту Библии.
- 3. Уважение, благоговение, искренность
- 5. Активность ума
- 5. Смирение ума
- 6. Молитва
- 7. Время
- 8. Послушание Слову
- Глава 2 что мешает нам понимать библию лучше
- 1. Культурный барьер
- 2. Языковой барьер
- 3. Географический барьер
- 4. Историко-политический барьер
- 5. Церковные традиции
- Глава 3 основные ошибки при толковании библии
- 1. Мистический подход
- 2. Рациональный подход
- 3. Аллегорический подход
- 4. Исторический подход.
- 5. Крайнее буквальное толкование
- 6. Изоляционный подход
- Глава 4 основные правила толкования библии
- 1. Каждый стих нужно рассматривать в его контексте
- 2. Отдельный отрывок библии не может противоречить учению других отрывков
- 3. Неясные отрывки библии толкуются ясными. Многочисленные - толкуют малочисленные
- 4. Откровение прогрессирует (последовательно углубляется)
- 5. Текст не может означать то, что он никогда не означал
- 6. Особое внимание нужно уделять буквальному и историческому значению писания
- 7. Результаты исследования обязательно должны обладать реальной практической ценностью для верующего
- Глава 5 как толковать послания апостолов
- 1. Кем было написано послание?
- 2. Когда и при каких обстоятельствах было написано послание?
- 3. Кому было написано послание?
- 4. С какой целью было написано послание?
- Глава 6 как толковать евангелия
- Глава 7 как толковать притчи иисуса христа
- 1. По какому поводу была сказана притча?
- 2. К кому была обращена притча?
- 3. Делает ли Сам Христос вывод из притчи (до или после рассказа)?
- 4. Может ли нам помочь знание культуры, традиций, обычаев евангельского времени в понимании какой-либо притчи?
- Глава 8 как толковать библейскую поэзию
- 1. Поэзия полна метафор и образов.
- 2. Факты в поэзии не всегда приводятся с точностью. Иногда в поэзии опускаются детали, а иногда, наоборот, на что-то обращается чрезмерное внимание.
- 3. Богословие в поэзии не носит четко сформулированный, систематизированный характер.
- 4. Библейская поэзия полна параллелизмов.
- 1. Псалмы – это обращение человека к Богу, а не наоборот.
- 2. Каждый из псалмов нужно толковать в контексте всех псалмов.
- 3. Нужно быть особенно осторожными в толковании «Псалмов-проклятий»
- Глава 9 как толковать пророческие книги ветхого завета
- 1. Пророки предсказывали будущее
- 2. Пророки возвещали волю Божью.
- 3. Пророки напоминали Израильтянам о Завете между ними и Богом.
- 1. Исторический контекст
- 2. Литературные особенности пророческих книг
- 3. Особенность пророческого взгляда на время
- 4. Особенность толкования пророчеств Ветхого Завета в Новом Завете