logo
Germenevtika

Глава 9 как толковать пророческие книги ветхого завета

Пророческие книги Ветхого Завета делятся на два раздела: Великие и Малые Пророки. Названия эти определяются объемом книг. К великим пророкам относятся книги Исайи, Иеремии, Иезекииля и Даниила (4 книги). К малым пророкам относятся книги Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии (12 книг). Все эти книги написаны за относительно небольшой период времени, примерно с 760 до 460 г. до Рождества Христова. И к 200-му году сборник пророков получил окончательную форму. Из неканонических книг к «Пророкам» относят Книгу Варуха и Послание Иеремии.

КЕМ БЫЛИ ПРОРОКИ

Принадлежали пророки к самым разным слоям населения: среди них были крестьяне, как Амос и Михей; священники, как Иезекииль; храмовые прорицатели, как Наум; приближенные царя, как Исайя. Но нередко пророки покидали свои обычные занятия и становились глашатаями Бога.

Само слово «пророк» (по-еврейски «наби») происходит от семитского глагола “набу”, что значит: “звать, призывать”. Следовательно, термин «наби» можно перевести как призванный Богом. Пророк — это всегда человек призванный. Поэтому пророки в своих писаниях особо оговаривают момент своего избрания. Как правило, он сопряжен с какими-то необычайными явлениями, видениями, знамениями или явно звучавшим голосом Божиим. Вспомним стихотворение Пушкина «Пророк» — прямое поэтическое изложение отрывка из книги пророка Исаии.

По-гречески пророк - «профетес» . Это слово означает: «человек, говорящий от чьего-то лица» (в данном случае — от лица Божия). Поэтому-то, читая пророков, можно заметить, что они постоянно прерывают свои предсказания напоминаниями типа: «Так говорит Господь».

Апостол Пётр пишет, что пророки не приходили по воле человеческой, но говорили они всегда, будучи движимыми Духом Святым: «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2-е Петра 1:21).

Но в то же время, пророки не были похожи на языческих прорицателей и восточных мистиков, которые теряли в экстазе собственную личность. У пророков всегда ясное самосознание. Это отразилось и на их творчестве. На нем лежит печать их дарований, характеров и жизненного опыта. Откровение Божие не «диктуется» пророкам, а преломляется в конкретной личности этих пророков.

Нередко пророки передавали людям Божью волю не только на словах, но и совершая некие символические действия, которые были призваны глубже, чем слова, врезаться в сознание и память народа. Например, пророк Исайя, предостерегая Иерусалим от бесполезной войны, вышел на улицы города нагим, изображая пленного (20 глава). Пророк Иеремия с той же целью явился перед народом, неся на шее ярмо (27 глава). А пророк Иезекииль драматически изображал ужасы блокады (4 глава). К числу символических действий относилось и наречение имен, которые пророки давали иногда своим детям (эти имена указывали на грядущие судьбы народа Божия). Сам Господь Иисус, будучи Пророком, использовал символические действия (проклятие бесплодной смоковницы, въезд в Иерусалим на осле, хлеб и вино на тайной вечере, символизировавшие Его Тело и Кровь и.т.п.).

В ЧЁМ ЗАКЛЮЧАЛАСЬ ЗАДАЧА ПРОРОКОВ