1. Кем было написано послание?
Имея представление об авторе, его биографии, чертах характера, мы уже сможем гораздо лучше понять написанное им. Рассмотрим несколько примеров:
Апостол Павел.
Апостол Павел, принадлежал к колену Вениаминову. Он родился в киликийском городе Тарсе в Малой Азии. Город славился греческой академией и образованностью жителей. В Тарсе он получил первое воспитание и, возможно, там же познакомился с языческой культурой. По всей вероятности он хорошо знал западную культуру того времени: философию, литературу, религию и, прежде всего, риторику, знание которой он и использовал позже в своих посланиях и проповедях. Позже он прошёл основательное обучение раввина, которое также включало ораторское искусство. Это обучение проходило в Иерусалиме под началом известного учителя Гамалиила, который считался знатоком Закона. Несмотря на принадлежность к партии фарисеев, Гамалиил был человеком свободомыслящим и любителем греческой мудрости. Всё это, вероятно, сильно повлияло на Павла.
Апостол Павел владел древнееврейским, арамейским и греческим языками (быть может, и латинским), и это сказалось на его Посланиях. Будучи истинным евреем, он, тем не менее, мыслил и писал «по-западному», «по-гречески».
Как и греческие философы, он выстраивал свою речь линейно. То есть Павел последовательно приводит аргументы, подтверждая их примерами, иллюстрациями, подводя к определённому выводу. В его посланиях четко прослеживается нить размышления, логика, взаимосвязь, структура повествования. Его послания можно легко разбить на отдельные части, потому что видна главная мысль той или иной главы, той или иной части. Поэтому послания Павла взывают в основном к разуму читателя.
Павел часто использует такой литературный приём, как риторический вопрос (риторический вопрос это вопрос, который не требует ответа, хотя заставляет ответить и обдумать его в уме). Например: «Что же скажем? оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак» (Римлянам 6:1), или: «Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?» (1-е Коринфянам 9:7) То есть опять-таки Павел взывает к нашему разуму, к логике, строя свои аргументы на логике и здравом смысле.
Обычно Апостол Павел диктовал свои послания, и поэтому они сохраняют отпечаток живой, непосредственной речи. Не смотря на это, нередко он оформляет свои мысли в длинные, тщательно продуманные предложения. С другой стороны, он также прибегает к коротким, но ёмким высказываниям, которые отпечатываются в разуме.
В его посланиях сочетаются вдохновенная проповедь, увещания, полемика, богословские размышления, автобиографические элементы, обсуждение частных проблем и житейские просьбы. Порой послания Апостола переходят в настоящие гимны и молитвы, вводящие нас в мир мистического опыта святого. Написанные в напряжении всех душевных сил, Послания отражают характер, переживания, нравственный облик автора.
Образы и дух Библии пронизывают каждую строку Павла. Писание он цитирует по Септуагинте (греческий перевод Ветхого Завета). Именно по этой причине Павловы цитаты из Ветхого Завета могут не вполне совпадать с Синодальным переводом, так как он сделан с древнееврейского языка.
Апостол Иоанн.
У Апостола Иоанна же восточная система мышления. Он выстраивает речь не линейно, а кругообразно, поэтому иногда складывается ощущение, что он говорит об одном и том же. Он может начать с какой-то мысли и развивать её всё шире, ходя как бы кругами вокруг одной этой мысли, затрагивая параллельно другие мысли и снова возвращаясь к исходной. В его посланиях не прослеживается строгая структура, последовательность мысли. Чрезвычайно глубокие духовные истины автор выражает в коротких, простых предложениях, где важно каждое слово.
К тому же Иоанн был гораздо старше Павла, когда писал свои послания. К тому времени он был уже старцем и послания его мягче, деликатней, они наполнены отеческой любовью и заботой. Впрочем, и Павловы послания отличаются друг от друга. Ранние послания (к Фессалоникийцам, Коринфянам, Галатам) более резки и импульсивны, а поздние мягче и спокойней.
Апостол Петр
Послания Апостола Петра – это нечто среднее между посланиями Павла и Иоанна. И опять-таки, восстанавливая в памяти образ Петра, вспоминая евангельское повествование о нём, мы лучше поймем ход его мыслей. Евангелия и Деяния рисуют Петра живым, даже несколько горячным человеком, всегда готовым к действию. Таковы же и его послания, они полны ободрений и призывами к действию.
Что ещё мы знаем о Петре. Он назван в Писании Апостолом обрезанных (Галатам 2:7,8) Это говорит нам о том, что его служение было направлено главным образом не к язычникам, а к евреям. Становится понятным, почему в его посланиях так много цитат из Ветхого Завета, на которые он ссылается в подтверждение своих слов. Ни одно из новозаветных писаний не богато так ссылками на Ветхий Завет, как 1 послание Апостола Петра: на 105 стихов послания приходится 23 стиха ветхозаветных цитат.
Одна из главных тем в его первом послании – это готовность пострадать за имя Христа. Он знал, о чём говорит, потому что сам пережил горький опыт, когда не устоял в искушении и отрекся от Господа пред лицом страданий. В 5 главе 8 стихе он пишет: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить». Петр дает наставления, подобные тем, какие и сам получил от Христа перед тем самым часом отречения: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Матфея 26:41).
Отрывок 2:21-24 указывает на свидетельство очевидца страданий и смерти Господа Иисуса. Петр никогда не мог забыть, как покорно терпел и безмолвно страдал Спаситель.
Говоря о своих читателях, возвратившихся к Пастырю и Блюстителю их душ (2:25), Петр, должно быть, думал о собственном восстановлении (Иоанна 21:15-19) после отречения от Господа.
Напоминание о том, что "любовь покрывает множество грехов" (4:8), возможно, отсылает к вопросам Петра: "Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?" Иисус ответил: "Не говорю тебе: "до семи", но до седмижды семидесяти раз" (Матфея 18:21-22).
Зная эти детали о жизни и характере Апостолов, мы ещё более глубоко понимаем смысл их посланий и ход мыслей. Где же нам раздобыть побольше сведений об Апостолах? Прежде всего в самой Библии (Евангелия, Деяния, Послания), а также, конечно, в Библейских словарях, справочниках, комментариях. Вся эта информация поможет нам правильно толковать Послания.
- Курс лекций по Герменевтике «как лучше понимать библию»
- Глава 1 что нужно для правильного понимания библии (какими качествами нужно обладать, чтобы толковать Библию правильно)
- Рождение свыше.
- 2. Вера в абсолютную правоту Библии.
- 3. Уважение, благоговение, искренность
- 5. Активность ума
- 5. Смирение ума
- 6. Молитва
- 7. Время
- 8. Послушание Слову
- Глава 2 что мешает нам понимать библию лучше
- 1. Культурный барьер
- 2. Языковой барьер
- 3. Географический барьер
- 4. Историко-политический барьер
- 5. Церковные традиции
- Глава 3 основные ошибки при толковании библии
- 1. Мистический подход
- 2. Рациональный подход
- 3. Аллегорический подход
- 4. Исторический подход.
- 5. Крайнее буквальное толкование
- 6. Изоляционный подход
- Глава 4 основные правила толкования библии
- 1. Каждый стих нужно рассматривать в его контексте
- 2. Отдельный отрывок библии не может противоречить учению других отрывков
- 3. Неясные отрывки библии толкуются ясными. Многочисленные - толкуют малочисленные
- 4. Откровение прогрессирует (последовательно углубляется)
- 5. Текст не может означать то, что он никогда не означал
- 6. Особое внимание нужно уделять буквальному и историческому значению писания
- 7. Результаты исследования обязательно должны обладать реальной практической ценностью для верующего
- Глава 5 как толковать послания апостолов
- 1. Кем было написано послание?
- 2. Когда и при каких обстоятельствах было написано послание?
- 3. Кому было написано послание?
- 4. С какой целью было написано послание?
- Глава 6 как толковать евангелия
- Глава 7 как толковать притчи иисуса христа
- 1. По какому поводу была сказана притча?
- 2. К кому была обращена притча?
- 3. Делает ли Сам Христос вывод из притчи (до или после рассказа)?
- 4. Может ли нам помочь знание культуры, традиций, обычаев евангельского времени в понимании какой-либо притчи?
- Глава 8 как толковать библейскую поэзию
- 1. Поэзия полна метафор и образов.
- 2. Факты в поэзии не всегда приводятся с точностью. Иногда в поэзии опускаются детали, а иногда, наоборот, на что-то обращается чрезмерное внимание.
- 3. Богословие в поэзии не носит четко сформулированный, систематизированный характер.
- 4. Библейская поэзия полна параллелизмов.
- 1. Псалмы – это обращение человека к Богу, а не наоборот.
- 2. Каждый из псалмов нужно толковать в контексте всех псалмов.
- 3. Нужно быть особенно осторожными в толковании «Псалмов-проклятий»
- Глава 9 как толковать пророческие книги ветхого завета
- 1. Пророки предсказывали будущее
- 2. Пророки возвещали волю Божью.
- 3. Пророки напоминали Израильтянам о Завете между ними и Богом.
- 1. Исторический контекст
- 2. Литературные особенности пророческих книг
- 3. Особенность пророческого взгляда на время
- 4. Особенность толкования пророчеств Ветхого Завета в Новом Завете