logo search
Germenevtika

2. Рациональный подход

Этот подход в толковании Библии ставит во главу угла разум. Например, вместо того, чтобы проверять истинность науки в свете Писания, рационалист толкует Библию в свете науки и при необходимости вносит свои поправки. Другими словами, когда толкователю кажется, что смысловое значение текста Писания противоречит заключениям научного рационализма, тогда он изменяет значение текста Писания, подгоняя его к гармонии со сложившейся научной системой. То есть разум становится главным судьей в толковании Библии. Разве здравомыслящий человек может верить в то, что Иона был три дня в чреве кита. А как насчет потопа? Конечно, он был локальный, а не всемирный. Солнце остановилось? – такого не может быть.

Также это может быть связано с понимаем характера Бога. Бог не может посылать людей в ад, Бог так не может поступать. Бог не может ненавидеть. А Библия говорит, что может: – «Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие» (Псалтирь 5:6)

Рациональный подход также часто применяется к Евангелиям в части описания чудес сделанных Иисусом. Вместо того, чтобы поверить, что у Христа есть власть и сила над физическими законами вселенной, многие толкователи пытаются найти естественное объяснение случившихся чудес. Они объясняют тексты, описывающие чудеса Иисуса преувеличениями людей пересказывавших вполне естественные события. Но ведь наука движется вперед и многие её положения со временем пересматриваются, что свидетельствует о субъективности науки. Например, еще 50 лет назад говорили о том, что на Марсе растут яблоки, кто-то даже получил Сталинскую премию за это «открытие». Также многие современные научные открытия подтверждают те Библейские сведения, которые ранее подвергались критике.

Поэтому Писание всегда является наивысшим авторитетом и, если возникает несогласие между Писанием и научными положениями, последнее слово всегда остаётся за Писанием.

При рациональном подходе, разум, научные данные ставятся выше Писания.