logo search
Germenevtika

1. Псалмы – это обращение человека к Богу, а не наоборот.

Псалтырь это нечто вроде отрывков из дневника души или личных писем к Богу. Когда мы читаем Евангелия или Послания Апостолов или другие книги Библии, мы, как вы помните, должны всегда осведомляться о том, кому предназначались изначально эти строки. Так вот, в случае с псалмами, ответ всегда один: все псалмы обращены непосредственно к Богу! Даже те псалмы, которые использовались в публичном обряде, представляли собой общую молитву, то есть были обращены в первую очередь к Богу.

В псалмах не столько Бог открывает Себя людям, сколько люди раскрываются перед Богом. И потому неправильно будет относиться к Псалмам, как сборнику верных, упорядоченных доктрин (иначе мы сделаем неправильные выводы, скажем, из псалмов-проклятий). Точно также нельзя, например, воспринимать все речи друзей Иова как Нагорную проповедь. Их речи являются лишь выражением их взглядов и мыслей, далеко не всегда правильных, в отличие от проповеди Христа, каждое слово которого авторитетно.

Псалмы это не свод Божьих заповедей и повелений, и даже не истории, иллюстрирующие доктрины, а молитвы и гимны, обращенные к Богу. И хотя Псалмы могут дать нам некие представления о правильном поведении и морали, но это не главная их цель. Цель Псалмов, прежде всего в том, чтобы научить нас раскрыть и выразить себя перед Богом, и, чтобы мы могли постичь Его пути.

Примеры:

«Да облечется проклятием, как ризою, и да войдет оно, как вода, во внутренность его и, как елей, в кости его; да будет оно ему, как одежда, в которую он одевается, и как пояс, которым всегда опоясывается. Таково воздаяние от Господа врагам моим и говорящим злое на душу мою! Со мною же, Господи, Господи, твори ради имени Твоего, ибо блага милость Твоя; спаси меня» (Псалтирь 108:18-21)

В этом и других Псалмах Давид буквально призывает проклятия на своих врагов. Правильно ли будет сделать вывод, что и мы, подобно Давиду, должны призывать на врагов проклятия в молитвах? Нет! Но, что в молитвах мы должны предстать пред Богом такими, как есть, не скрывая даже негативных своих чувств.

«…Я стал, как человек без силы, между мертвыми брошенный, - как убитые, лежащие во гробе, о которых Ты уже не вспоминаешь и которые от руки Твоей отринуты… Для чего, Господи, отвергаешь душу мою, скрываешь лице Твое от меня?» (Псалом 87:5,6,15)

Можем ли мы сделать такой вывод, что автор действительно забыт и отринут Богом. Нет! Скорее это лишь его внутренние ощущения и переживания, которые автор изливает в молитве Богу. И для нас этот псалом опять-таки пример того, как нужно в молитве открывать пред Богом с предельной искренностью своё состояние, делиться своими мыслями, страхами и даже сомнениями.

Поскольку Библия - это Слово Божие, большинство Христиан автоматически предполагают, что все, что в ней содержится, – это слова от Господа к людям. Но в Библии содержатся и слова, обращенные к Богу или о Боге, как мы видим это в Псалмах. Однако эти слова тоже являются Словом Божиим, потому что вдохновлены Богом. А значит, они не менее полезны и значимы для нас!