logo search
Germenevtika

1. Поэзия полна метафор и образов.

Важно помнить, что любая поэзия, в том числе и библейская полна различных художественных образов, сравнений, метафор, гипербол. Поэтому не следует торопиться понимать каждый стих в поэтических книгах буквально.

Древнееврейская поэзия, по своей природе, адресована уму через сердце, в ней много эмоциональности. Поэтому не всегда стоит досконально разбирать каждое слово или фразу, ища в них какие-то особые значения. Возможно, поэт и не имел ничего особенного в виду.

Примеры:

«и будет он как дерево…» (Псалом 1:3-4); «Каждую ночь омываю ложе моё» (Псалом 6:7-8); «Горы прыгали, как овны, и холмы, как агнцы» (Псалом 113:4); «Вот они изрыгают хулу языком своим; в устах их мечи» (Псалом 58:8) Эти образы, метафоры и делают поэзию красивой, волнующей, проникновенной, возвышенной.

Возьмем также для примера описание старости в книге Екклесиаст 12:3-7. Здесь сплошные метафоры и образный язык. Насколько же беднее и грубее было бы это описание, если бы Соломон не прибегал к этим поэтическим приёмам, а описал всё в сухой прозе. Представьте себе такое описание старости:

«В тот день задрожат руки и согнутся ноги; и перестанут молоть зубы, потому что их немного осталось; притупится зрение и слух; одолеет бессоница; ослабеет голос; человек будет всего бояться; поседеет; спина согнётся и отяжелеет; и никакое средство уже не сможет оказать возбуждающего эффекта на человека»

Согласитесь, такое описание (больше похожее на запись лечащего врача в амбулаторной карте больного), вряд ли коснется нашего сердца и не оставит в нём заметного следа. Но благодаря образности и метафоричности поэзии, слова проникают глубоко, осмысливаются лучше, заставляют сопереживать и к тому, же быстрее запоминаются.

{ По этой же причине и нам, когда мы говорим с неверующими людьми о Христе, было бы не лишним использовать образы, иллюстрации, метафоры, для того, чтобы наш рассказ мог стать ближе, понятней, затронуть их сердца, отложиться в разуме }

Но не все метафоры и сравнения легко понять. Часто их можно правильно понять, только с учетом особенностей того времени, когда писался библейский текст.

Пример: «Бог мой, - скала моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего и убежище мое» (Псалом 17:3)

Одна и та же метафора может иметь различное значение для меня и Царя Давида, а также всех евреев того времени. Нам важно понять, как понималась та или иная метафора тогда.

Для нас, возможно, «СКАЛА» это некое основание, то на что можно опереться. Но для еврея того времени «СКАЛА» - это неприступная крепость на вершине горы. Согласитесь, понимая это, наше упование на Бога становится ещё крепче.

По поводу же «РОГА СПАСЕНИЯ» некоторые могут понять так, что здесь имеются в виду роги жертвенника в храме. Однажды, пытаясь избежать смертной казни, провинившийся Адония убежал и ухватился за роги жертвенника, надеясь, что там его не осмелятся убить. Позже также поступил и Иоав. (3-я Царств 1:50; 2:28) Но «РОГ» для евреев – это роги животных, которые считались в то время самым твердым, крепким веществом в природе и соответственно символизировали силу и крепость Бога, Который является самым сильным и крепким во Вселенной.

Также часто в Библейской поэзии можно встретить метафоры вроде: «Бог – спасение моё», «Бог – Спаситель». Для нас, привыкших к Новозаветному пониманию спасения, оно понимается, конечно, как спасение души, спасение от греха, совершенное Христом на кресте. Но для Давида и его современников «СПАСЕНИЕ» означало практическую помощь от Бога, избавление от опасности. Соответственно «РОГ СПАСЕНИЯ» - это могучая сила и способность Бога произвести какую-либо перемену в моей жизни, в моих обстоятельствах.

Пример: «Господь - Пастырь мой» (Псалом 22:1)

Для нас «ПАСТЫРЬ» – это кто-то добрый, заботящийся о благе овец. Но для евреев тогда «ПАСТЫРЬ» - это, прежде всего, царь, который правит и руководит, контролируя всё. Эта метафора очень характерна для ветхозаветного сознания: будучи вождями народа, цари часто уподобляли себя его пастырям. Понимая это, данный псалом способен утешить и укрепить нас в вере ещё больше. Ведь исходя из такого понимания, Бог не просто имеет о нас благие намерения, но, как Царь, имеет всю силу и власть привести эти намерения в действие. Может быть поэтому и Иисус сравнивал Себя с пастырем.

Итак для правильного толкования метафор нужно знать культурный, исторический контекст. В этом нам поможет вспомогательная литература (словари, справочники, комментарии)