logo search
ЛОРТЦ История Церкви II

I. Германия и Дания269

1. а) В начале XIXв. в среде немецкого протестантизма также зародилось недовольство идеями Просвещения. Пиетистское благочестие пережило новый расцвет в движении ривайвелизма(пробуждения). Клаус Хармс (1778_1855) в своих 95 тезисах от 1817г. соединил мистические переживания с принципиальным обращением к объективным истинам, в первую очередь, к лютеранским вероисповедным книгам: тем самым он давал понять, что назрела необходимость преодоления субъективного рационализма. Он также в противовес современным течениям внес в движение ривайвелизма элементы ортодоксии, которая играла важную роль в конфессиональном богословии середины XIXв. Идеологом движения пробуждения был Эрнст Вильгельм Хенгстенберг (1802_1869), издатель берлинской «Евангелической церковной газеты», обратившийся в своем учении к ранним церковным и начальным протестантским догматам и на их основе боровшийся против субъективизма в целом, и в частности против пиетизма, придававшего слишком большое значение чувственному познанию. Ввопросах церковно-политического развития Хенгстенберг был сторонником Реставрации. К этому направлению принадлежал и Август Вильмар († 1868г.), придерживавшийся церковно-консервативных взглядов и имевший большое влияние в сфере лютеранского конфессиональ ного богословия.

б) Богословие, после того как в конце XVIIIв. оно подверглось решительному воздействию просветительских настроений (рационализм, антисупранатурализм), под влиянием философии немецкого идеализма и идей Фридриха Даниэля Шлейермахера(1768_1834; профессор в Берлине; «Речи о религии к образованным людям, ее презирающим», 1799г.; «Христианская вера», 1821г.) приобрело новую направленность. Ярко выраженное субъективистское благочестие Шлейермахера основано на чувственном созерцании религиозного универсума; религия «есть чувство и вкус к бесконечному», писал он. По его мнению, христианское вероучение заключается в «христианско-бла гостных переживаниях, основанных на сознании абсолютной зависимости от Бога». Развитие протестантского богословия в XIXв. было во многом определено инициативами Шлейермахера: с одной стороны, это углубляло субъективный момент, а с другой стороны, объективно опустошало в смысле адогматизма. Именно недооценка объективного привела в настоящее время к тому, что всякое наивное, прямое и буквальное восприятие, например, текста Священного Писания признается поверхностным и ненаучным (в отличие от серьезной экзегезы). Такая позиция может привести к рассеиванию собранного в Священном Писании традиционного достояния и к излишней психологизации веры: в результате возникает опасность того, что критерием религиозных истин станет человек.

2. Вследствие выравнивания внутрипротестантских противоречий в эпоху Просвещения возник план, предусматривавший объединение обеих протестантских Церквей— лютеранской и реформатской270. И хотя добиться его выполнения не удалось, но по крайней мере было достигнуто административное объединение лютеранских и реформатских общин. Однако оно имело в первую очередь негативные последствия. Чем проникновенней и наполненней становилось религиозное сознание в результате зарождающегося движения пробуждения, тем ярче проявлялись вновь межконфессиональные разногласия. Как уже отмечалось, наиболее позитивным в данной ситуации являлся протестантизм окружения короля Фридриха Вильгельма III. Прусская уния была провозглашена во время празднования юбилея Реформации в 1817г. в Берлине и заключение её было отмечено совершени ем общего таинства причастия. Уния постепенно распространилась на территории великого герцогства Гессен, в баварском Рейнпфальце, в Бадене, Вальдеке и Дессау.

В 30-е годы ортодоксальные лютеранские общины предприняли попытку отделиться от объединенной Церкви, но она была пресечена с помощью оружия (за этим последовала эмиграция больших групп ортодоксальных лютеран в Америку). После того как Фридрих Вильгельм IV отказался от силовой политики, в 1841г. ортодоксальные лютеране отделились от официальной прусской местной Церкви и образовали независимую «Евангелическую лютеранскую Церковь в Пруссии» (старолютеране).

3. «Вера и знание», «догматическая традиция и современная наука»— так звучали проблемы, решением которых в соответствии со своей спецификой (богословие Церкви Слова) занималось протестант ское богословие. Развитие протестантского богословия на этом этапе характеризовалось в первую очередь гегемонией историко-критичес кого метода. Критика этим направлением христианских письменных источников и христианской истории привела к серьезным изменениям, даже к пересмотру традиционного церковного учения. В своих радикальных выводах сторонники историко-критического метода опровергали некоторые ключевые традиционные положения христианства, рационалистически подвергая сомнению их истинность и даже отрицая сам факт искупительной жертвы (богочеловеческая сущность Иисуса Христа, Воскресение). В этом направлении обрели свое окончательное оформления основные идеи Просвещения. И лишь в XXв.

(в период между мировыми войнами) в протестантском богословии оформилось новое течение, которое, не отказываясь от исторически -критического метода, стремилось вернуться к проповеди Евангелия и к идеям Реформации (§125).

а) Решительным образом на развитие критической экзегезы повлиял Давид Фридрих Штраус(† 1874г., «Жизнь Иисуса», 1835_1836; евангельские предания— это, по его мнению, мифы, сочиненные, собранные и записанные общиной в соответствии с церковной догмой). Критика Штрауса, исходившего из принципов гегелевской философии религии, привела к отрицанию мессианства Иисуса Христа: «В христианстве человечество глубже осознало свое предназначение... Иисус— это тот человек, в жизни и судьбе которого воплотилось это понимание». Штраус затронул темы, которые послужили отправной точкой в исследованиях жизни Иисуса Христа последующими поколениями.

За мифологической концепцией Штрауса следуют футуристичес ки-эсхатологическая концепция Иоганна Вайса († 1914г.) и Альберта Швейцера 271, а также демифологизация Рудольфа Бультмана(род. 1884г.), который, занимаясь «экзистенциальным» истолкованием Нового Завета, оспаривал значение божественной сущности Иисуса для понимания веры. По его мнению, догматы являются жизненно важными проявлениями Церкви, в которых она самоутверждается. Трактовка протестантским богословием вопросов экзегетики, систематизации и истории Церкви в отдельных случаях настолько противоречива, что представляет собой серьезную угрозу истинам христианства. Наиболее важным в этом отношении является то обстоятель ство, что даже самые благочестивые устремления, как, например, у Бультмана, сопровождались радикальным отрицанием объективных истин, будь то факты искупительной жертвы Христа или само учение о Мессии, которое рассматривалось с чисто субъективных позиций (достижение спасения зависит только от личной воли и веры).

б) Как в интерпретации Ветхого и Нового Завета, так и в исследовании исторического развития христианства преобладал историзм. Фердинанд Кристиан Баур (1792_1860) и протестантская Тюбингенская школа под влиянием гегелевской философии истории разработали современную концепцию развития христианства, достигшую наибольшего расцвета в конце XIXв. (Адольф фон Гарнак, 1851_1930): выдающаяся научная теория, сопровождавшаяся разнообразными богословс кими неточностями, но все же проникнутая глубоким религиозным чувством и обладающая силой провозвестия.

в) Богословские школы протестантизма в XIXв. отличались прежде всего склонностью к исторической критике и к «современной науке». На протяжении всего XIXв. наблюдалось противостояние между ортодоксально-конфессиональным и критическим либеральным богословием; и противостояние это в несколько измененной форме сохраняется и по сей день. Роль посредника играло т.н. посредствующее богословие, пытавшееся объединить традиционные представления с современными течениями (прежде всего Карл Имм ануил Нич, 1787_1868, в своем символе веры, опубликованном в 1846 г. [Nitzschдnum]]).

Значительные догматические теории представляют собой концепция лютеранской Эрлангскойшколы (развившей богословие сознания Шлейермахера в его соотнесении с трудами древнехристианских и лютеранских богословов 272) и богословие Альбрехта Ричля (1822_1889), находившееся под влиянием идей неокантианства (отказ от христианской метафизики — естественного богословия); познание Бога должно происходить через Христа. О нем невозможно составить онтологические, но только ценностные суждения; Христос — это нравственный образец, он осуществил в Своей собственной жизни Царство Божие, понимаемое в нравственном смысле. Для человека Царство Божие — это призыв, осуществи мый через доставшееся на его долю оправдание, которое понимается как прощение и снимает сознание греховности.

4. Как и в лютеранстве, в кальвинизме в середине XIXв. наблюдается возрождение ортодоксии. Одним из самых видных ортодоксаль ных кальвинистских богословов был голландец Абрахам Койпер (1837_1920). При его участии ортодоксальные кальвинисты в 1886г. отделились от Нидерландской реформированной Церкви и основали «Gereformeerde Kerk» (противостоящую «Nederlandse Hervormde Kerk»). Сам Койпер основал «Свободный университет» (ортодоксаль но-кальвинистский) в Амстердаме.

а) Но истинной догматической глубины протестантизм достиг снова лишь в XXв. в богословии Карла Барта (род. 1886г.). Суть нового догматического сознания была отражена в «Барменской богословс кой декларации» 1934г. Это богословие противостояло любым проявлениям либерализма, преодолеть которые оно старалось проповедью обращающегося к людям воскресшего Бога. Богословско-религиозная концепция, разработанная Карлом Бартом в процессе работы над монументальной «Церковной догматикой» (в общей сложности 12 томов, 1932_1965), не поддается однозначной оценке.

б) Двадцатый век унаследовал проблемы XIXв., но решались они теперь в несколько иной атмосфере. Диалектическая теология (см. о Карле Барте), так называемое лютеранское Возрождение, Литургическое движение обновления, возникшие в 20-е годы XXв., заново обратились к основным положениям Реформации. Особое значение имеет то, что вновь был поставлен вопрос об объединении христианских конфессий, для решения которого было организовано Экуменическое движение (§125). С другой стороны, в XXв. была продолжена и исторически-критическая работа в самых различных формах (от религиозно-исторической школы до «формально-исторической» экзегетики). Экзегеза в своих радикальных выводах объявляет принципиальное представление всей предыдущей христианской традиции о внутреннем единстве Нового Завета субъективным заблуждением; христианское благовествование окончательно теряет свое обязательное единство.

Таким образом, в настоящее время протестантское богословие находится в двойственном положении: с одной стороны, оно решительно обращается к идейному наследию Реформации и первенствующей Церкви, а с другой стороны, продолжает развивать методы исторической критики, до сих пор так и не достигнув равновесия между этими двумя направлениями.

5. Немецкий протестантизм сравнительно поздно обратился к проблемам, возникшим в XIXв. в результате индустриализации и дехристианизации всей жизни. Причиной этому было слишком слабое и неразвитое церковное сознание. Негативное влияние оказывало и лютеранское учение о двух царствах, которое вопреки основным положениям Лютера (отчасти также вследствие неточной или односторонней их формулировки некоторыми реформаторами) способствовало взаимоизоляции обеих сфер жизни, причем выгоду от этого в первую очередь получало автономное самостоятельное государство. Согласно этой концепции, решение социальных (политических) проблем не должно входить в компетенцию Церкви; с другой стороны, Церковь попадала в реальную политическую зависимость от государства (княжеский епископат).

Таким образом, вначале решение обозначенных проблем ложилось на плечи отдельных личностей:

а) По инициативе Иоганна Генриха Вихерна(1808_1881) была учреждена Внутренняя миссия. Основной задачей Вихерна было решение социальных проблем— в корне которых, по его мнению, лежало отпадение от христианской веры и утрата любви к ближнему— путем христианского возрождения всего народа. Он начал с организации миссионерской деятельности в крупных индустриальных городах, больше других подверженных дехристианизации. Уже в 1833г. в Хорне под Гамбургом он основал «Rauhe Haus», приют для беспризорников. В 1848г. на Виттенбергском церковном съезде Внутренняя миссия была признана в качестве самостоятельного движения в рамках евангелической Церкви Германии.

б) Придворный проповедник Адольф Штёкер(1835_1909) основал евангелическое социальное движение, которое он стремился противопоставить социалистическому рабочему движению для того, чтобы сохранить в массах христианскую веру. В 1878г. была организована Христианско-социальная рабочая партия, занимавшаяся социальны ми проблемами; это был призыв к духовенству помочь народу в духовной и материальной нужде. В 1890г. был основан Евангелическо -социальный конгресс, призванный более глубоко и объективно рассмотреть социальный вопрос и привлечь к нему внимание широких кругов интеллигенции. Наиболее выдающимся участником этого движения был последователь Вихерна Фридрих Науман (1860_1919), который, однако, позднее отказался от мысли, что современные экономико-социальные отношения можно изменить с помощью религиозного воздействия.

Штёкер хотел улучшить положение рабочих и вместе с тем привлечь их на сторону Церкви и монархии; не добившись своих целей, он вышел из Конгресса и основал в 1897г. Свободную церковную конференцию. За свою социально-поли тическую позицию, а в большей мере за свои антисемитские взгляды Штёкер в 1890г. был смещен с должности придворного проповедника. Без сомнения, огромная заслуга Штёкера состоит в том, что он указал протестантской Церкви и богословию на необходимость создания евангелического социального учения; проблемы, поднятые им, лишь сегодня подвергаются систематизированной разработке. Негативной стороной его деятельности было введение в христианство элементов расового антисемитизма.

6. Необходимо сказать еще о двух выдающихся личностях в истории Церкви в Германии в XIXв.:

а) Иоганн Кристоф Блумгардт (1805_1880) был выдающимся представителем вюртембергского движения пробуждения. Он обладал харизматическим даром исцеления, пользуясь которым, он лечил своих прихожан в Мётлингене. В общине Блумгардта зародилось движение покаяния, которое охватило широкие круги верующих. С 1852г. он переносит свою деятельность в Бад-Боль, где он давал советы многим страждущим и собрал вокруг себя большую общину, в которой поддерживалось здравое, искреннее благочестие, основанное на Библии.

б) Фридрих фон Бодельшвинг (1831_1910), основатель и заведующий больницей для больных-эпилептиков, превратил Вефиль под Билефельдом в наиболее значимый христианский центр для работы Внутренней миссии273. Строгое и глубокое религиозное чувство Бодельшвинга, в котором объединены вера и действенная любовь к ближнему, и по сей день определяет общий дух заведений в Вефиле и руководит каритативной и миссионерской работой, проводимой там. Деятельность основанного в Вефиле в 1905г. Евангелического богословского института для обучения больных можно с полным основанием назвать христиански показательной.

в) Старые идеи пиетизма оказывают воздействие на духовную атмосферу вплоть до сегодняшнего дня. Понимая необходимость существования духовного сословия, пиетизм отстаивает право мирян на активное участие в церковной жизни. Например, в северных областях Шлезвига в начале века часто встречались миряне-проповедники.

7. Необычайно важную роль в дальнейшем развитии протестантиз ма вплоть до сегодняшнего дня играет Дания.

а) С 1844г. в Дании благодаря усилиям Николая Фредерика Северина Грундтвига (1783_1872) развивается датское движение за создание высших народных образовательных заведений и за расширение общеобразовательной программы для народа274. Значение деятельности Грундтвига заключалось еще и в том, что он возрождал евангелическое христианство, основанное на апостольском символе веры. При этом он исходил из христологического рассмотрения всемирной истории. Характерным является глубинная связь концепции Грундтвига с народными датскими традициями. По его мнению, именно «героический дух севера» порождает истинно христианские поступки.

б) Пророческой в христианстве XIXв. можно назвать личность Сёрена Киркегора (1813_1855). Он получил богословское образование, но церковной деятельности предпочел писательский труд. Киркегор расторг свою помолвку и остался холостым, посчитав, что брак может помешать достижению цели его жизни. Гегелевским панлогизму и «объективизму» Киркегор противопоставлял субъективный характер христианской веры. Предмет веры— это переживание (=парадокс) воплощения как сущности происходящего; путь человека к Богу не может быть найден путем абстрактного мышления, а лежит через личную веру экзистирующего мыслителя. Киркегор проповедовал объективные истины спасительного дела и их познание через акт веры («fides quae creditur» и «fides qua creditur»). При этом он оспаривал положения лютеранства и решительно выступал против современной ему государственной христианской доктрины.

Киркегор оказал решительное влияние на некоторые области философии и богословия XXв. (диалектическая теология; экзистенциальная философия). Его идеи пробуждающе воздействовали и на католицизм.