V. Научные достижения
1. Картину этого столетия (к которому мы относим значительную часть XVIIIв.) дополняет мощный расцвет католичес кой церковно-исторической науки и исторических вспомогательных дисциплин, а также естественных наук.
Здесь перед нами не просто более высокая ступень того, что имело место прежде, но в основном закладывания фундамента чего-то нового, совершенно небывалого. Собственно говоря, только теперь разрабатывается категория исторического мышления. Вся современная историческая наука, результаты которой в значительной степени определяют духовные и психологические позиции современного человечества во всех областях мышления и деяний, вся эта наука не представима без французский (бельгийских и итальянских) ученых священников XVIIв.; их великим достижением была католическая гармония веры и знания.
2. К сожалению, столь импонирующий нам стиль научных изысканий не избежал упреков в том, что придает слишком большое значение почитанию реликвий и святых. Такой критике подвергался, например, поразительно эрудированный и продуктивный ученый священник— библиотекарь и архивариус Люд. Ант. Муратори (1672_1750). Гармоническое сочетания веры и знания в последующие времена не всегда характеризовало католическую историографию: в нее часто проникало маловерие. Однако упомянутые выше достижения оказывали существенное влияние почти на весь XVIIIв., когда и Германия успешно вступила в это научное соревнование; еще и сегодня сохраняют свое значение труды таких ученых как Жан Ардуэн (1729г.) и Джованни Манси († 1769г.; издание актов соборов); уже упомянутый Муратори; лексикограф Шарль Дюфрен, сир дю Канж († 1768г.), Стефан Эводиус Ассемани († 1782г.; исследователь восточных литургий); большие заслуги принадлежат научным сообществам бенедиктинских аббатств св. Эммерана в Регенсбурге и св. Власия (князь-настоятель Мартин Герберт, † 1793г., план «Germania Sacra»).
3. Открытость проблематики научных исследований, которую мы встречаем у этих мужей, как уже говорилось, не всегда была свойственна представителям Церкви. Об этом свидетельствует, например, знаменитый спор вокруг Галилео Галилея († 1642г.). Галилей придерживался теории Коперника о вращении Земли вокруг Солнца. Папская конгрегация «Sanctum Officium» дважды осуждала Галилея. Во второй раз она обвинила его в ереси, потребовала отречения и вынесла обвинительный приговор его книге. Некоторые просчеты и колебания в поведении Галилея, как и определенная мягкость инквизиции по отношению к ученому (личному другу папы Урбана VII) никак не оправдывают позиции Церкви, достойной глубокого сожаления: в тот момент римская конгрегация упустила редкую возможность доказать своим отношением к делу тезис о гармонии веры и науки. Она же применила недальновидное принуждение в вопросе совести. Правда, Галилей до самой смерти оставался верным католиком. Но в последующее время Италия, католический мир, ордена утеряли духовное лидерство. Возникновение точной науки, ее инструментария и мастерских (академий и лабораторий) произошло на севере, и великие ее представители «почти все не были католиками». «Новый мир возникает в основном вне католической Церкви. Вместе с Галилеем отпугнули естествоиспытателей» (Dessauer).
С другой стороны, следует сказать, что причина этого ложного шага коренится отнюдь не в католической вере, поскольку аналогичные ситуации имели место и в протестантизме (Сервет!) и в светском государстве не только XVII и XVIIIвв., но и в новейшее время. Кроме того, нельзя забывать, что астроном Галилей не удовлетворился защитой правильной естественнонаучной системы, но связал ее с экскурсом в богословскую область.
Вторая глава
Конфликтные ситуации в XVIIвеке
Первая часть: Богословские споры
Предварительное замечание:
В XVI, XVII и XVIIIвв. на всех территориях и во всех странах и провинциях, где еще сильна Церковь, возникают католические сепаратистские течения. Как уже говорилось выше, во-первых, продолжают формироваться предреформационные настроения в территориальных и национальных масштабах; во-вторых, пример протестантских государей оказывается соблазнительным для тех католических князей, которые также желают сделаться господами своих церквей; в-третьих, сказывается реакция на утвердившееся со времен Реформации чисто романское церковное руководство, богословие и благочестие. И наконец, эти настроения духовно подпитываются рядом центральных богословских проблем Реформации, которые, правда, ставились на Тридентском соборе Двенадцатью отцами и богословами (Серипандо и др.), но остались неразработанными и потому вызывали огромное внутрицерковное замешательство.
Сепаратистские движения, о которых идет речь, — это галликанизм, янсенизм и фебронианизм. Но следует точно ограничить содержание понятия «сепаратистский». Значение и объем этого понятия заметно изменяются. То же относится и к церковному элементу, присущему всем трем движениям, хотя и весьма различным образом: епископализму (см. ниже).
Для всех трех движений следует также принять в расчет более или менее тесное или все более активное соприкосновение с протестантиз мом, его богословием и благочестием. Результат этого контакта, хотя и таит в себе угрозу, но содержит и позитивные ценности.
- Третья эпоха
- II. Результаты
- I. Папство
- XviiIвек: Просвещение
- §73. Общая характеристика Нового времени
- I. Место действия
- II. Всеобщие духовные основы
- III. Основные направления работы по истории Церкви
- IV. Отдельные достижения Церкви
- V. Хронологические границы и периодизация
- §74. Политическая и социальная обстановка накануне Реформации
- §75. Религиозно-церковное положение накануне Реформации
- I. Папство
- II. Епископы, соборные капитулы, клир
- III. Народное благочестие
- §76. Ренессанс и гуманизм
- I. Понятие
- II. Характерные черты Ренессанса
- III. Ренессанс и гуманизм как факторы истории Церкви
- IV. Гуманизм в Испании
- §77. Религиозные нестроения
- §78. Церковно-политические силы: национальная церковность
- §79. Причины Реформации
- I. Предварительные замечания
- II. К вопросу о причинах Реформации
- §80. Основные принципы понимания истории Реформации
- §81. Жизнь Мартина Лютера и главные события немецкой Реформации
- I. От рождения до поездки в Рим
- II. Внутреннее становление реформатора
- III. Реформатор. Формирование нового понятия Церкви
- IV. Реформация немецких князей
- §82. Внутреннее развитие Лютера. Его учение
- I. Общие замечания
- II. Ход событий
- §83. Распространение и раскол протестантского движения
- I. В Германии
- II. Вне Германии
- §84. Плоды и оценка Реформации
- I. Стремления Лютера
- II. Результаты
- §85. Общая характеристика
- I. Католическая реформа в xvIвеке
- II. Папство и реформа
- §86. Начало. Братства в Италии. Орден театинцев
- §87. Осуществление реформы. Папство первой половины xvIвека
- I. Пролог
- II. Поворот при Павле III
- §88. Орден иезуитов
- §89. Тридентский собор
- I. Созыв и работа Собора
- II. Результаты
- §90. Литературные противники Реформации
- §91. Папство и Контрреформация. Католическая национальная церковность
- I. Работа пап
- II. Католические государи
- §92. Столетие святых
- I. Тереза Иисусова
- II. Филипп Нери
- III. Другие ордена
- § 93. Барокко
- §94. Миссионерство за пределами Европы
- §95. Обзор
- I. Папство
- II. Империя и политические силы
- III. Прочие европейские государства
- §96. Государственная церковность
- I. В Испании и Франции
- II. Культурные и религиозные силы
- III. Ситуация в Германии
- §97. Второе столетие святых
- I. Положение Церкви во Франции
- II. Франциск Сальский
- III. Винсент де Поль
- IV. Французская классика; новые ордена
- V. Научные достижения
- §98. Янсенизм
- §99. Квиетизм
- §100. Галликанизм
- § 101. Внекатолическое христианство в xviIвеке
- XviiIвек: Просвещение
- I. Политический и церковно-политический
- II. Богословско-исторический
- §102. Причины возникновения
- I. Протестантизм
- II. Гуманизм
- III. Новая философия
- IV. Просвещение в Германии
- §103. Терпимость
- §104. Всемогущее государство и права Церкви
- I. Автономное национальное государство
- II. Роспуск ордена иезуитов
- III. Йозефинизм
- §105. Проникновение Просвещения в католическую Церковь
- §106. Французская революция
- I. Хронология событий
- II. Принципиальные замечания
- III. Описание
- §107. Секуляризация в Германии (1803г.)
- §108. Политический и церковно-политический обзор
- I. Страны
- II. Папы
- §109. Состояние и деятельность Церкви в xix_xXвеках
- I. Духовное и социальное развитие
- II. Положение Церкви
- III. Общие выводы
- §110. Церковно-политическая реставрация во Франции
- §111. Венский конгресс и новый церковный порядок в Европе
- §112. Классика, романтизм и Реставрация
- I. Духовный и религиозный переворот
- II. Искусство и поэзия
- §113. Закат Церковного государства
- §114. I Ватиканский собор
- § 115. Государственная Церковь и либерализм в Германии
- I. Основные положения
- II. Кёльнские волнения
- III. Культуркампф
- IV. Значение
- §116. Церковь и цивилизация
- I. Индустриализация
- II. Церковь и социальный вопрос
- §117. Вера и знание в xiXвеке
- I. Новое богословие. Тюбингенская школа
- II. Модернизм и борьба с ним
- §118. Католическое благочестие в xiXвеке
- I. Литургия и пастырская деятельность
- II. Другие формы благочестия
- III. Религиозные деятели
- § 119. Миссии и молодые Церкви в заокеанских странах
- §120. Протестантизм в Европе и в Северной Америке с xiXвека
- I. Германия и Дания269
- II. Англия и Америка
- §121. Многообразие и единство христианского Востока
- I. Введение
- II. Церковь или Церкви?
- §122. Отдельные восточные Церкви
- I. Вселенский патриархат в Константинополе
- II. Православие в России
- III. Прочие автокефальные Церкви
- §123. Уния между православием и Римом
- I. Введение
- II. Попытки заключить унию
- III. Общая оценка положения
- §124. Своеобразие и внутренние ценности православия
- I. Основы
- II. Церковь
- III. Благочестие
- IV. Клир и монашество
- V. Богословие
- VI. Выводы
- §125. Новейшее время
- I. Обнадеживающее завершение
- II. Новые импульсы
- III. Экуменическое движение и дело Una-Sancta
- §126. Перспектива
- I. Церковь во времени
- II. Где находится Церковь сегодня?
- III. Иоанн XXIII и вселенский собор
- IV. Павел VI