§103. Терпимость
1. Мировоззрению эпохи Просвещения были в первую очередь присущи релятивизм, индифферентизм и скепсис. Главным результатом этих проявлений было зарождение в XVIIIв. идеи терпимости. Никоим образом не довольствуясь областью обыденной жизни, эта идея проникает в сферы высокой философской мысли, вследствие чего исчезает принципиальное различие между такими понятиями, как истинное и ложное. Распространение идеи о терпимости привело не только к примирению большинства религиозных споров (что со временем стало необходимым для достижении гражданского согласия), но и к отказу от понятия истины. Именно этот отказ и привел к появлению догматической терпимости, а иными словами— догматического безразличия. Прямо противоположная сущности христианства и католициз ма, идея догматической терпимости означала гибель любой положительной религии.
В разработке и дальнейшем развитии идеи терпимости можно выделить несколько весьма различных концепций: совсем по-иному, чем иронически-рационалистически мыслящий Вольтер (§102), мыслит, к примеру, Лессинг, приводя в своей драме «Натан Мудрый» знаменитую притчу о трех кольцах. Для него все еще существует религиозная истина, определить единую сущность которой, однако, более не представляется возможным.
Или если рассматривать вопрос о политической терпимости, то нельзя не отметить непоследовательность суждений Жан Жака Руссо: непогрешимая воля правителя и volontev gevnevrale, по его мнению, справе сильно ограничить терпимость. Он также считал, что терпимость вообще неприемлема в случае политических меньшинств.
2. По сути своей идея терпимости, освобожденная от рационализ ма, является исключительно ценной и крайне необходимой для человечества. Если уже в древности и в средние века великие мыслители (Августин, боровшийся против манихеев и донатистов, §30, Раймунд Луллий, аббат Клюни Петр Достопочтенный, а также Джироламо Серипандо, §76 и 89), считавшие причиной всякого заблуждения отчасти гнет материальных условностей, пытались в своих суждениях провести границу между заблуждением и самими заблуждающими ся, то в этом была заложена подлинно христианская концепция религии, с присущими ей справедливостью, духовностью, стремлением к истине и таинственностью. Это было, с одной стороны, признанием истины, явленной людям в образе Иисуса Христа и призванной спасти верующих в Него, и одновременно выражением уверенности в том, что изречение «свет просвещает всякого человека» (Ин 1, 9) — это признание созидающей силы Слова («logos spermatikos», Юстин, §14), а также в том, что истинная религия существовала на земле во все времена, еще до Христа183.
Эта концепция истинной терпимости была со временем дополнена элементами фальшивой догматической толерантности, подготовившей почву для гражданской терпимости и явившейся закономерным следствием неотвратимого процесса смешения народов, различных религиозных и философских учений. С точки зрения исторического развития Церкви, значение такой толерантности определяется тем фактом, что в настоящее время она существенно влияет на состояние всей жизни, собственно внутри которой и может наступить Царство Божие.
Все это заставляет сегодня христиан, католическую Церковь настаивать на том, что истина христианства— не есть простая совокупность учений, а есть действительность Откровения, заключенная в образе Иисуса Христа и познаваемая через веру в Него, через Его жизнь, творения и учение. Исходя из этого, особенное значение в процессе проповеди истины придается таинственной роли любви: говорить и поступать соответственно истине, согласно принципу «aletheuein en agape» (Ефес 4, 15). Именно поэтому проповедь истины не означает попытку подчинить себе другого, а напротив, является одной из основных функций института диаконии. Диакония признает за человеком право на свободу совести и благоговейно относится к тому, что каждый считает истиной.
3. На самом деле, в жизни Нового времени заметно господство менее сильной «гражданской» терпимости. Совместно с политическими свободами она дает право каждой из большого числа духовных и религиозных групп выдвигать свою программу и пропагандировать свое учение. Но все это безграничное разнообра зие несет в себе зачатки догматической терпимости, что является гибельным для понятия истины. В наше же время разрушение этого понятия привело к полному хаосу (и вместе с тем к внушающему серьезные опасения духовному бессилию).
4. Современная религиозная терпимость впервые нашла свое официальное выражение на государственном уровне в лишенной традиций Америке. Принятый там в 1791г. закон об отделении Церкви от государства во многом противоречил интересам Церкви, так как государство не могло больше в полной мере служить целям, определен ным для него Богом, а Церковь (как иерархия, так и миряне) лишалась возможности выполнять отведенную ей божественную миссию. В любом случае, одновременно с таким явным разделением было необходимо предоставить Церкви (и опять же, как клиру, так и мирянам) возможность не только заботиться о спасении душ в тесном пространстве Церквей, но и, руководствуясь духом Откровения, активно влиять как на политическую, так и на культурную жизнь страны (см. энциклику Льва XIII «Immortale Dei» 1885г. и многочисленные высказывания его последователей).
Но это разделение порой может иметь и свои преимущества. Действительно, под его воздействием католическая Церковь в Америке пережила неожиданный подъем (хотя и довольно специфический).
Вместо злосчастных религиозных войн имело место мирное сосуществование, благодаря чему Церковь могла спокойно развиваться. Во Франции отделение Церкви от государства, задуманное во вред Церкви (1905 г., §125), также лишь способствовало религиозно-церковному расцвету.
Вторая глава
Влияние Просвещения на Церковь
- Третья эпоха
- II. Результаты
- I. Папство
- XviiIвек: Просвещение
- §73. Общая характеристика Нового времени
- I. Место действия
- II. Всеобщие духовные основы
- III. Основные направления работы по истории Церкви
- IV. Отдельные достижения Церкви
- V. Хронологические границы и периодизация
- §74. Политическая и социальная обстановка накануне Реформации
- §75. Религиозно-церковное положение накануне Реформации
- I. Папство
- II. Епископы, соборные капитулы, клир
- III. Народное благочестие
- §76. Ренессанс и гуманизм
- I. Понятие
- II. Характерные черты Ренессанса
- III. Ренессанс и гуманизм как факторы истории Церкви
- IV. Гуманизм в Испании
- §77. Религиозные нестроения
- §78. Церковно-политические силы: национальная церковность
- §79. Причины Реформации
- I. Предварительные замечания
- II. К вопросу о причинах Реформации
- §80. Основные принципы понимания истории Реформации
- §81. Жизнь Мартина Лютера и главные события немецкой Реформации
- I. От рождения до поездки в Рим
- II. Внутреннее становление реформатора
- III. Реформатор. Формирование нового понятия Церкви
- IV. Реформация немецких князей
- §82. Внутреннее развитие Лютера. Его учение
- I. Общие замечания
- II. Ход событий
- §83. Распространение и раскол протестантского движения
- I. В Германии
- II. Вне Германии
- §84. Плоды и оценка Реформации
- I. Стремления Лютера
- II. Результаты
- §85. Общая характеристика
- I. Католическая реформа в xvIвеке
- II. Папство и реформа
- §86. Начало. Братства в Италии. Орден театинцев
- §87. Осуществление реформы. Папство первой половины xvIвека
- I. Пролог
- II. Поворот при Павле III
- §88. Орден иезуитов
- §89. Тридентский собор
- I. Созыв и работа Собора
- II. Результаты
- §90. Литературные противники Реформации
- §91. Папство и Контрреформация. Католическая национальная церковность
- I. Работа пап
- II. Католические государи
- §92. Столетие святых
- I. Тереза Иисусова
- II. Филипп Нери
- III. Другие ордена
- § 93. Барокко
- §94. Миссионерство за пределами Европы
- §95. Обзор
- I. Папство
- II. Империя и политические силы
- III. Прочие европейские государства
- §96. Государственная церковность
- I. В Испании и Франции
- II. Культурные и религиозные силы
- III. Ситуация в Германии
- §97. Второе столетие святых
- I. Положение Церкви во Франции
- II. Франциск Сальский
- III. Винсент де Поль
- IV. Французская классика; новые ордена
- V. Научные достижения
- §98. Янсенизм
- §99. Квиетизм
- §100. Галликанизм
- § 101. Внекатолическое христианство в xviIвеке
- XviiIвек: Просвещение
- I. Политический и церковно-политический
- II. Богословско-исторический
- §102. Причины возникновения
- I. Протестантизм
- II. Гуманизм
- III. Новая философия
- IV. Просвещение в Германии
- §103. Терпимость
- §104. Всемогущее государство и права Церкви
- I. Автономное национальное государство
- II. Роспуск ордена иезуитов
- III. Йозефинизм
- §105. Проникновение Просвещения в католическую Церковь
- §106. Французская революция
- I. Хронология событий
- II. Принципиальные замечания
- III. Описание
- §107. Секуляризация в Германии (1803г.)
- §108. Политический и церковно-политический обзор
- I. Страны
- II. Папы
- §109. Состояние и деятельность Церкви в xix_xXвеках
- I. Духовное и социальное развитие
- II. Положение Церкви
- III. Общие выводы
- §110. Церковно-политическая реставрация во Франции
- §111. Венский конгресс и новый церковный порядок в Европе
- §112. Классика, романтизм и Реставрация
- I. Духовный и религиозный переворот
- II. Искусство и поэзия
- §113. Закат Церковного государства
- §114. I Ватиканский собор
- § 115. Государственная Церковь и либерализм в Германии
- I. Основные положения
- II. Кёльнские волнения
- III. Культуркампф
- IV. Значение
- §116. Церковь и цивилизация
- I. Индустриализация
- II. Церковь и социальный вопрос
- §117. Вера и знание в xiXвеке
- I. Новое богословие. Тюбингенская школа
- II. Модернизм и борьба с ним
- §118. Католическое благочестие в xiXвеке
- I. Литургия и пастырская деятельность
- II. Другие формы благочестия
- III. Религиозные деятели
- § 119. Миссии и молодые Церкви в заокеанских странах
- §120. Протестантизм в Европе и в Северной Америке с xiXвека
- I. Германия и Дания269
- II. Англия и Америка
- §121. Многообразие и единство христианского Востока
- I. Введение
- II. Церковь или Церкви?
- §122. Отдельные восточные Церкви
- I. Вселенский патриархат в Константинополе
- II. Православие в России
- III. Прочие автокефальные Церкви
- §123. Уния между православием и Римом
- I. Введение
- II. Попытки заключить унию
- III. Общая оценка положения
- §124. Своеобразие и внутренние ценности православия
- I. Основы
- II. Церковь
- III. Благочестие
- IV. Клир и монашество
- V. Богословие
- VI. Выводы
- §125. Новейшее время
- I. Обнадеживающее завершение
- II. Новые импульсы
- III. Экуменическое движение и дело Una-Sancta
- §126. Перспектива
- I. Церковь во времени
- II. Где находится Церковь сегодня?
- III. Иоанн XXIII и вселенский собор
- IV. Павел VI