I. Хронология событий
1789 год, 17 июня. На заседании Генеральных штатов в Версале депутаты третьего сословия объявили себя Национальным, а 9 июля— Конституционнымсобранием (constituante). Они были поддержаны низшим духовенством (23.6).
14 июля. Штурм Бастилии (государственная тюрьма в Париже). Рост недовольства среди крестьян. Созыв национальной гвардии для восстановления порядка в стране.
4 августа. Представители дворянского и духовного сословия отказываются от своих привилегий. Отмена феодально-абсолютистского строя, все граждане облагаются одинаковыми налогами.
26 августа. Принята «Декларация прав человека и гражданина» (архиепископ Бордо полностью поддержал Декларацию, включая также вопрос о религиозных и культовых свободах; католичество фактически больше не являлось государственной религией).
5/6 октября. Восстание народных масс в Париже. Король и Национальное собрание вынуждены переехать в столицу. Начало давления низов под предводительством Якобинского клуба (Робеспьер) на Национальное собрание.
2 ноября. По предложению епископа Талейранаиздан указ о национализации всех церковных владений; государство взяло на себя содержание духовных лиц («офицеров морали»), монастырей и приютов.
1790, 13 февраля. Роспуск всех монастырей. Части монахов была обещана пенсия, другие же должны были быть распределены по разным домам. Монахини имели право первое время оставаться в своих монастырях; монастырская собственность была конфискована и распродана.
12 июля. Принят государственный закон — гражданская конституция — о духовенстве (Constitution civile du clergev); перераспределение епархий и передача их в ведомство департаментов (83 вместо 133). Согласно этому закону, епископы и приходские священники должны были избираться на должность, как и другие служащие; епископы объявлялись независимыми от папы.
27 ноября. Принятие закона об обязательной присяге духовных лиц на верность гражданской конституции (сначала это относилось к членам Национально го собрания, затем— к епископам и, наконец, ко всему духовенству). Из 44 депутатов от епархий лишь двое принесли присягу, а во всей Франции из 133 епископов лишь четверо последовали их примеру; из низшего духовенства принесли присягу две трети, причем количество присягнувших сильно колебалось в различных областях (от 8 до 89%). Мотивы отказа от присяги не во всех случаях носили религиозный характер, например, в случае с высшим духовенством большое значение имели сословные интересы. Духовенство обращается к папе с просьбой признать гражданскую конституцию; Пий VII колеблется. Выбраны 83 новых епископа— Церковь становится конституционной.
1791 год. Усиливается общественное влияние жирондистов и радикальных якобинцев (= монтаньяры); во главе движения стоят Робеспьер,Дантон и Марат.
13 апреля. Папа осудил гражданскую конституцию, после чего многие священники отказываются от принесенной ими присяги.
20_25 июня. Неудавшаяся попытка бегства Людовика XVI.
3 сентября. Конституция вступает в силу; король утверждает ее в качестве «Гражданской конституции» и объявляет революцию законченной.
После народного голосования Авиньон, до того являвшийся папским владением, присоединен к Франции (тем самым были разрушены надежды папы на сохранение за Римом области, борьба за которую до этого во многом определяла папскую политику по отношению к Франции).
1 октября. Вновь избранное Законодательноесобрание (levgislative) приступает к работе. Прежняя Церковь все более ассоциируется с эмиграцией и контрреволю цией; усиливаются противоречия между новой системой и европейскими государствами.
29 ноября. Принят декрет о церковной оппозиции, согласно которому священники, отказывающиеся присягнуть на верность новой конституции, во-первых, не могут претендовать на государственную пенсию и лишаются гражданских прав, а во-вторых, могут быть высланы из страны. Запрет, наложенный на декрет королем, не имел никакой силы. От 30 до 40 тысяч священников вынуждены эмигрировать. Ограничена в правах и конституционная Церковь.
1792 год. Первая антикоалиционная война против Австрии и Пруссии, которые поначалу имеют преимущество.
25 мая. Принят закон, делающий возможной высылку любого священника на основании показаний 20 человек.
10 августа. Захват Тюильри, отмена монархии, арестована королевская семья. Начало массовых арестов.
В начале сентября состоялись новые выборы в Национальный конвент.
2_5 сентября. Состоялись события, получившие название «Сентябрьских убийств»: в Париже убито более 1000 заключенных, среди которых 300 священников и 3 епископа, отказавшихся от присяги.
20 сентября. Перелом в войне: под Вальми французская армия впервые разбила австро-прусские войска.
21 сентября. Заседание Национального конвента.Отменена монархия и упразднен Григорианский календарь. Тем самым победила «вторая революция».
1793 год. 21 января. Казнь Людовика XVI.
2 июня. Свержение жирондистов. В результате свержения— народные восстания в провинции, а до этого— восстание роялистов в департаменте Вандея. Дантон отстранен от управления Комитетом общественного спасения, место председателя Комитета, признанного Конвентом высшей исполнительной властью, занял Робеспьер.
5 сентября. Комитет общественного спасения и Национальный конвент объявляют себя главной революционной силой.
16 октября Казнь Марии Антуанетты.
18 сентября. (Конституционные) священники лишены атрибутов католическо го культа (Вероятно, имеется в виду постановление Фуше от 10 октября 1793г., которым предписывалось: «1) Все культы различных вероисповеданий могут быть отправляе мы только в принадлежащих им храмах. 2) Так как республика не признает никакого господствующего и привилегированного культа, то все религиозные символы, находящиеся на дорогах, площадях и вообще во всех общественных местах, подлежат уничтожению. 3) Всем священникам и служителям культа под страхом заключения запрещается показываться вне храма в одежде, присвоенной их культу».— Прим. переводчика.), но общественные богослужения пока еще под защитой закона.
7 ноября. Конституционная Церковь Франции перестает существовать. Все священники — депутаты Национального собрания, в том числе и протестанты, отрекаются от сана, и в первую очередь архиепископ Парижа Гобель.
20 ноября (По некоторым источникам— 20 брюмера Прим. переводчика.). В соборе Парижской Богоматери состоялось празднество в честь «богини Разума». Усиление антихристианских выступлений по всей стране.
21 декабря. Принят декрет о терпимости(Возможно, имеется в виду декрет о свободе культов, принятый Конвентом 16 фримера Прим. переводчика.). (Еще в ноябре Дантону удалось добиться принятия постановления, запрещавшего антирелигиозные выступления.) Несмотря на все усилия, дехристианизация продолжает усиливаться.
1794 год. Апрель. Дантон арестован и казнен.
8 мая(По некоторым источникам— 18 флореаля IIг. Прим. переводчика.). Робеспьер выступил в Конвенте с докладом «Об отношении религиозных и моральных идей к республиканским принципам и о национальных праздниках», в котором отстаивал культ «верховного существа» (сюда же: о бессмертии души). Принятие новых декретов о терроре, массовые казни.
Для того, чтобы избежать гильотины, около 1750 священников вступили в брак, тем самым продемонстрировав отречение от Церкви. Во Франции лишь в 150 приходах открыто служат мессу. 23 из 83 «конституционных» епископов публично отреклись от Церкви (9 из них вступили в брак). 24 епископа отказались от должности. В общей сложности было казнено 8 епископов.
27 июля. Арест Робеспьера и на следующий день, 28 июля,— казнь.
1795 год. 21 февраля. Окончательное отделение Церкви от государства. Наблюдается тенденция к неприятию догмы на фоне временной терпимости по отношению к духовенству и отправлению службы.
- Третья эпоха
- II. Результаты
- I. Папство
- XviiIвек: Просвещение
- §73. Общая характеристика Нового времени
- I. Место действия
- II. Всеобщие духовные основы
- III. Основные направления работы по истории Церкви
- IV. Отдельные достижения Церкви
- V. Хронологические границы и периодизация
- §74. Политическая и социальная обстановка накануне Реформации
- §75. Религиозно-церковное положение накануне Реформации
- I. Папство
- II. Епископы, соборные капитулы, клир
- III. Народное благочестие
- §76. Ренессанс и гуманизм
- I. Понятие
- II. Характерные черты Ренессанса
- III. Ренессанс и гуманизм как факторы истории Церкви
- IV. Гуманизм в Испании
- §77. Религиозные нестроения
- §78. Церковно-политические силы: национальная церковность
- §79. Причины Реформации
- I. Предварительные замечания
- II. К вопросу о причинах Реформации
- §80. Основные принципы понимания истории Реформации
- §81. Жизнь Мартина Лютера и главные события немецкой Реформации
- I. От рождения до поездки в Рим
- II. Внутреннее становление реформатора
- III. Реформатор. Формирование нового понятия Церкви
- IV. Реформация немецких князей
- §82. Внутреннее развитие Лютера. Его учение
- I. Общие замечания
- II. Ход событий
- §83. Распространение и раскол протестантского движения
- I. В Германии
- II. Вне Германии
- §84. Плоды и оценка Реформации
- I. Стремления Лютера
- II. Результаты
- §85. Общая характеристика
- I. Католическая реформа в xvIвеке
- II. Папство и реформа
- §86. Начало. Братства в Италии. Орден театинцев
- §87. Осуществление реформы. Папство первой половины xvIвека
- I. Пролог
- II. Поворот при Павле III
- §88. Орден иезуитов
- §89. Тридентский собор
- I. Созыв и работа Собора
- II. Результаты
- §90. Литературные противники Реформации
- §91. Папство и Контрреформация. Католическая национальная церковность
- I. Работа пап
- II. Католические государи
- §92. Столетие святых
- I. Тереза Иисусова
- II. Филипп Нери
- III. Другие ордена
- § 93. Барокко
- §94. Миссионерство за пределами Европы
- §95. Обзор
- I. Папство
- II. Империя и политические силы
- III. Прочие европейские государства
- §96. Государственная церковность
- I. В Испании и Франции
- II. Культурные и религиозные силы
- III. Ситуация в Германии
- §97. Второе столетие святых
- I. Положение Церкви во Франции
- II. Франциск Сальский
- III. Винсент де Поль
- IV. Французская классика; новые ордена
- V. Научные достижения
- §98. Янсенизм
- §99. Квиетизм
- §100. Галликанизм
- § 101. Внекатолическое христианство в xviIвеке
- XviiIвек: Просвещение
- I. Политический и церковно-политический
- II. Богословско-исторический
- §102. Причины возникновения
- I. Протестантизм
- II. Гуманизм
- III. Новая философия
- IV. Просвещение в Германии
- §103. Терпимость
- §104. Всемогущее государство и права Церкви
- I. Автономное национальное государство
- II. Роспуск ордена иезуитов
- III. Йозефинизм
- §105. Проникновение Просвещения в католическую Церковь
- §106. Французская революция
- I. Хронология событий
- II. Принципиальные замечания
- III. Описание
- §107. Секуляризация в Германии (1803г.)
- §108. Политический и церковно-политический обзор
- I. Страны
- II. Папы
- §109. Состояние и деятельность Церкви в xix_xXвеках
- I. Духовное и социальное развитие
- II. Положение Церкви
- III. Общие выводы
- §110. Церковно-политическая реставрация во Франции
- §111. Венский конгресс и новый церковный порядок в Европе
- §112. Классика, романтизм и Реставрация
- I. Духовный и религиозный переворот
- II. Искусство и поэзия
- §113. Закат Церковного государства
- §114. I Ватиканский собор
- § 115. Государственная Церковь и либерализм в Германии
- I. Основные положения
- II. Кёльнские волнения
- III. Культуркампф
- IV. Значение
- §116. Церковь и цивилизация
- I. Индустриализация
- II. Церковь и социальный вопрос
- §117. Вера и знание в xiXвеке
- I. Новое богословие. Тюбингенская школа
- II. Модернизм и борьба с ним
- §118. Католическое благочестие в xiXвеке
- I. Литургия и пастырская деятельность
- II. Другие формы благочестия
- III. Религиозные деятели
- § 119. Миссии и молодые Церкви в заокеанских странах
- §120. Протестантизм в Европе и в Северной Америке с xiXвека
- I. Германия и Дания269
- II. Англия и Америка
- §121. Многообразие и единство христианского Востока
- I. Введение
- II. Церковь или Церкви?
- §122. Отдельные восточные Церкви
- I. Вселенский патриархат в Константинополе
- II. Православие в России
- III. Прочие автокефальные Церкви
- §123. Уния между православием и Римом
- I. Введение
- II. Попытки заключить унию
- III. Общая оценка положения
- §124. Своеобразие и внутренние ценности православия
- I. Основы
- II. Церковь
- III. Благочестие
- IV. Клир и монашество
- V. Богословие
- VI. Выводы
- §125. Новейшее время
- I. Обнадеживающее завершение
- II. Новые импульсы
- III. Экуменическое движение и дело Una-Sancta
- §126. Перспектива
- I. Церковь во времени
- II. Где находится Церковь сегодня?
- III. Иоанн XXIII и вселенский собор
- IV. Павел VI