II. Папы
Для того, чтобы охарактеризовать роль пап в жизни Церкви в XIX_XXвв., достаточно сказать лишь несколько слов. Сама эта жизнь настолько зависит, особенно начиная с 30-х годов (Григорий XVI), от курии и соответственно от личности, занимающей Святой престол, что история Церкви в наше время в определенном смысле становится историей папства.
После восстановления Венским конгрессом Церковного государства ПийVII (Барнаба Луиджи Кьярамонти; 1800_1823) делает попытки укрепить изнутри светскую власть папского престола. Издается новая конституция Церковного государства (отмена феодальных привилегий), которая, правда, не удовлетворяет карбонариев (тайное общество итальянских патриотов), видевших ее недостаток в том, что, согласно ей, исполнительная и законодательная власть полностью оставалась в руках духовенства; их выступления вынуждают папу принять ответные меры (отлучение карбонариев от Церкви). В 1814г. восстановлен орден иезуитов (см. §§106, 107).
Лев XII (Аннибале делла Дженга; 1823_1829) продолжает проводить политику реакции. Деятельность его вполне успешна: он заключает многочисленные конкордаты, организует новые епископаты; при нем активизируется миссионер ская деятельность.
Пий VIII (Франческо Кастильони; 1829_1830)— человек великого благочестия и большой учености; при нем проводится эмансипация католиков в Англии.
Григорий XVI (Бартоломео Каппеллари; 1831_1846) в прошлом кардинал из камальдульского ордена, рьяно отстаивает суверенитет Св. Престола, разрабаты вает теорию непогрешимости. Будучи решительным противником либерального духа своего времени (булла «Mirari vos», §113) и идеи национального объединения, постоянно борется с беспорядками в Церковном государстве. Покровитель искусств и науки (например, Бертель Торвальдсен, § 112).
Пий IX (Джованни М. Мастаи-Феррети; 1846_1878; §113). Ликвидация Папской области, I Ватиканский собор (§114).
Лев XIII (Винченцо Дж. Печчи; 1878_1903), пишет пять циркуляров о государственном устройстве, в которых выступает сторонником умеренной демократии и пытается обозначить пути принципиального решения социального вопроса. Восстанавливает тесные контакты с некатолическими государствами (Германия, Англия, Америка).
Пий X (Джузеппе Сарто; 1903_1914) выступает с осуждением модернизма (подробнее см. §117).
Бенедикт XV (Джакомо делла Кьеза; 1914_1922). Тщетно пытается примирить враждующие стороны во время первой мировой войны (§125).
Пий XI (Акилле Ратти; 1922_1939), добивается заключения Латеранских соглашений, организовывает «Католическое действие» (§125), в 1933г. заключает конкордат с Германским рейхом.
Пий XII (Эудженио Пачелли; 1939_1958), в прошлом— папский нунций в Германии, в 1950г. выдвигает догму Assumptio Mariae (§§125, 126).
Иоанн XXIII (Джузеппе Ронкалли; 1958_1963) созывает II Ватиканский собор. Первый римский синод за последние столетия. Попытка по-новому организовать душепопечение в миллионном городе (1960, § 126).
Павел VI (Джованни Батиста Монтини; с 1963 г.) продолжает II Ватиканский собор и проводит политику реформ.
- Третья эпоха
- II. Результаты
- I. Папство
- XviiIвек: Просвещение
- §73. Общая характеристика Нового времени
- I. Место действия
- II. Всеобщие духовные основы
- III. Основные направления работы по истории Церкви
- IV. Отдельные достижения Церкви
- V. Хронологические границы и периодизация
- §74. Политическая и социальная обстановка накануне Реформации
- §75. Религиозно-церковное положение накануне Реформации
- I. Папство
- II. Епископы, соборные капитулы, клир
- III. Народное благочестие
- §76. Ренессанс и гуманизм
- I. Понятие
- II. Характерные черты Ренессанса
- III. Ренессанс и гуманизм как факторы истории Церкви
- IV. Гуманизм в Испании
- §77. Религиозные нестроения
- §78. Церковно-политические силы: национальная церковность
- §79. Причины Реформации
- I. Предварительные замечания
- II. К вопросу о причинах Реформации
- §80. Основные принципы понимания истории Реформации
- §81. Жизнь Мартина Лютера и главные события немецкой Реформации
- I. От рождения до поездки в Рим
- II. Внутреннее становление реформатора
- III. Реформатор. Формирование нового понятия Церкви
- IV. Реформация немецких князей
- §82. Внутреннее развитие Лютера. Его учение
- I. Общие замечания
- II. Ход событий
- §83. Распространение и раскол протестантского движения
- I. В Германии
- II. Вне Германии
- §84. Плоды и оценка Реформации
- I. Стремления Лютера
- II. Результаты
- §85. Общая характеристика
- I. Католическая реформа в xvIвеке
- II. Папство и реформа
- §86. Начало. Братства в Италии. Орден театинцев
- §87. Осуществление реформы. Папство первой половины xvIвека
- I. Пролог
- II. Поворот при Павле III
- §88. Орден иезуитов
- §89. Тридентский собор
- I. Созыв и работа Собора
- II. Результаты
- §90. Литературные противники Реформации
- §91. Папство и Контрреформация. Католическая национальная церковность
- I. Работа пап
- II. Католические государи
- §92. Столетие святых
- I. Тереза Иисусова
- II. Филипп Нери
- III. Другие ордена
- § 93. Барокко
- §94. Миссионерство за пределами Европы
- §95. Обзор
- I. Папство
- II. Империя и политические силы
- III. Прочие европейские государства
- §96. Государственная церковность
- I. В Испании и Франции
- II. Культурные и религиозные силы
- III. Ситуация в Германии
- §97. Второе столетие святых
- I. Положение Церкви во Франции
- II. Франциск Сальский
- III. Винсент де Поль
- IV. Французская классика; новые ордена
- V. Научные достижения
- §98. Янсенизм
- §99. Квиетизм
- §100. Галликанизм
- § 101. Внекатолическое христианство в xviIвеке
- XviiIвек: Просвещение
- I. Политический и церковно-политический
- II. Богословско-исторический
- §102. Причины возникновения
- I. Протестантизм
- II. Гуманизм
- III. Новая философия
- IV. Просвещение в Германии
- §103. Терпимость
- §104. Всемогущее государство и права Церкви
- I. Автономное национальное государство
- II. Роспуск ордена иезуитов
- III. Йозефинизм
- §105. Проникновение Просвещения в католическую Церковь
- §106. Французская революция
- I. Хронология событий
- II. Принципиальные замечания
- III. Описание
- §107. Секуляризация в Германии (1803г.)
- §108. Политический и церковно-политический обзор
- I. Страны
- II. Папы
- §109. Состояние и деятельность Церкви в xix_xXвеках
- I. Духовное и социальное развитие
- II. Положение Церкви
- III. Общие выводы
- §110. Церковно-политическая реставрация во Франции
- §111. Венский конгресс и новый церковный порядок в Европе
- §112. Классика, романтизм и Реставрация
- I. Духовный и религиозный переворот
- II. Искусство и поэзия
- §113. Закат Церковного государства
- §114. I Ватиканский собор
- § 115. Государственная Церковь и либерализм в Германии
- I. Основные положения
- II. Кёльнские волнения
- III. Культуркампф
- IV. Значение
- §116. Церковь и цивилизация
- I. Индустриализация
- II. Церковь и социальный вопрос
- §117. Вера и знание в xiXвеке
- I. Новое богословие. Тюбингенская школа
- II. Модернизм и борьба с ним
- §118. Католическое благочестие в xiXвеке
- I. Литургия и пастырская деятельность
- II. Другие формы благочестия
- III. Религиозные деятели
- § 119. Миссии и молодые Церкви в заокеанских странах
- §120. Протестантизм в Европе и в Северной Америке с xiXвека
- I. Германия и Дания269
- II. Англия и Америка
- §121. Многообразие и единство христианского Востока
- I. Введение
- II. Церковь или Церкви?
- §122. Отдельные восточные Церкви
- I. Вселенский патриархат в Константинополе
- II. Православие в России
- III. Прочие автокефальные Церкви
- §123. Уния между православием и Римом
- I. Введение
- II. Попытки заключить унию
- III. Общая оценка положения
- §124. Своеобразие и внутренние ценности православия
- I. Основы
- II. Церковь
- III. Благочестие
- IV. Клир и монашество
- V. Богословие
- VI. Выводы
- §125. Новейшее время
- I. Обнадеживающее завершение
- II. Новые импульсы
- III. Экуменическое движение и дело Una-Sancta
- §126. Перспектива
- I. Церковь во времени
- II. Где находится Церковь сегодня?
- III. Иоанн XXIII и вселенский собор
- IV. Павел VI