logo
ЛОРТЦ История Церкви II

II. Попытки заключить унию

1. Мы только что упоминали о самой значительной в истории Церкви унии, заключенной на Ферраро-Флорентийском соборе 1438/1439г. Но и здесь реальный успех был небольшим, хотя Евгений IV был готов даже к тому, чтобы созвать собор в Константинополе, хотя император и патриарх Константинопольский, представители патриарха тов Александрии, Антиохии и Иерусалима, многие византийские митрополиты, а также митрополиты из турецкой Малой Азии, большое число священников и монахов, ученых и почтенных мирян прибыли во Флоренцию, хотя на заседаниях участники пришли к соглашению по спорным вопросам и булла об унии была подписана всеми присутствовавшими, за исключением Марка, архиепископа Эфесского334. Во Флоренции была заново заключена уния с армянами и подтверждена уния с маронитам и; вслед за этим во Флоренцию прибыли посольства коптов, эфиопов, из Иерусалима, от яковитов Месопотамии, от несториан из Персии и с Кипра.

Но, как нам уже известно, народ, низший клир и монахи на Востоке внутренне никоим образом не были готовы к унии. Хотя после возвращения участников переговоров домой уния официально была провозглашена в Константинополе 1.02.1440г., хотя еще накануне падения древней византийской столицы латиняне и греки совместно отслужили литургию в соборе св. Софии (см. §122, I),— воссоединение Церквей не состоялось. Россия, как мы видели, рассматривала унию как отпадение от старой столицы правоверия и выводила отсюда для себя право претендовать на роль ее преемницы, выступать в качестве третьего Рима335.

Несмотря на это, Флорентийская уния сохраняла свое значение для Нового времени. Она служила основой для последующих попыток воссоединения с Римом отделенных Церквей.

2. Широкомасштабные концепции итальянского гуманизма и особенно идеи Николая Кузанского, весьма близкие по духу богословию Иоанна Дамаскина, могли бы щедро оплодотворить движение в защиту унии. Политические и церковно-политические обстоятельства воспрепятствовали этому. Вообще духовная и религиозная структура начинавшегося XVвека сделала невозможной крупномасштабную унию, т.е. унию в церковно-политическом смысле.

а) Но зато, как мы видели, проблема унии приобрела совершенно новые аспекты благодаря деятельности латинских эмиссаров в среде восточного христианства. Нашему взору открывается необъятное поле церковной активности; огромное множество героических душепопечительных подвигов, совершенных новыми и реформированными орденами (иезуитов, капуцинов, кармелитов), великолеп ные примеры самоотверженной любви в провозглашении Благой Вести, в богоугодной деятельности, в деле религиозного воспитания; к сожалению, мы видим также историю, отягощенную грубыми промахами и разочарованиями— до нынешнего или вчерашнего дня.

Но сначала констатируем общий результат: сегодня во всех отделившихся от Рима православных Церквях или наряду с ними имеется униатская ветвь. Позже нам предстоит критически проанализировать преимущества и недостатки такого положения дел.

б) В 1622г. Григорий XV для осуществления координированного руководства миссионерской деятельностью основал Конгрегацию распространения веры (§95). К сожалению, преобладавшей в ней и исходившей из нее силой не был отважный и мудрый дух аккомодации. Поскольку привлечь православную иерархию не удалось, понятным и роковым последствием неудачи стало создание собственного воссоединенного епископата. Невольно, но и из-за излишней торопливости, из-за слишком большого желания измерить видимый успех, создали новый зародыш раскола и обострения, даже ожесточения противоречий.

Это осложнение должно было наступить весьма быстро, поскольку многогран ная работа Конгрегации была использована западными политикамив собственных интересах. Такое положение складывалось на всем широком поле миссионерской деятельности и повторялось вплоть до XXв. И оно отомстило за себя. Наглядный— и с христианской точки зрения скандальный— пример подала (уже в XVI и тем более в XVIIв.) на Переднем Востоке католическая Франция, которая добивалась от турок разного рода привилегий для защиты своих колонизаторов или французских купцов и паломников; эта защита позже была распространена на всех католиков (Франциск I и Сулейман, 1535г.).

3. а) Самая значительная уния Нового времени была заключена с Рутенской Церковью в Польше-Литве (Брест, 1598г.).

Здесь имели место более благоприятные условия для долгосрочного сохранения унии, поскольку она явилась результатом длительного, хотя отнюдь не прямолинейного развития. Исходным пунктом в далекой истории было разветвление восточных славян в пределах Киевской Руси на восточную и западную группы племен. Западные ветви ориентировались на Рим. Это различным образом способствовало формированию двух государств, которые увеличили свои территории за счет Киева, а именно Литвы и Польши.

Когда в 1569г. княжества Польское и Литовское сливались в единое целое, в церковной сфере происходила борьба православных епископов с проникновением кальвинистского духа. Недовольные своим патриархом, они направили посольство в Рим. При Клименте VIII и была заключена упомянутая выше Брестская уния 1596г. В конце XVIIв. (1681г. и 1700г.) приняли католичество и представители двух еще остававшихся православными диоцезов— Львова и Перемышля. Однако в том же столетии в Польше снова заняла твердые позиции и новая православная иерархия.

б) Восточные базилианцы, преобразованные в 1621г. в душепопечительный орден, восточнее группы иезуитов, капуцинов, новый орден штудитов, находящийся в последнее время под влиянием Бойрона, и различные униатские женские конгрегации вели большую пастырскую работу среди народа и клира. Начиная с 1848г. здесь тоже в связи с национальным пробуждением усилились настроения, направленные против западно-латинских элементов (литургия); и это даже привело к расколу унии.

К сожалению, недальновидная и нелепая латинско-западная оппозиция римско-католической Польши также действовала против унии. Тем самым она невольно способствовала разрыву.

Раздел Польши в XVIIв. для территорий, отошедших к России, означал гибель унии. Для униатских епископств на австрийской территории Пий VII учредил специальную церковную провинцию (Галич).

По инициативе епископов Рим в 1942г. заново предписал служить литургию по византийскому обряду, сохраняя рутенскую традицию. Ужесточенное и неуклонное требование целибата привело к сокращению числа епископов. Однако по-современному активная жизнь орденов (а том числе женских) переживала расцвет.

После 1945г. большевистское правительство, применив обычные насильствен ные методы, разрушило существовавшую 350 лет унию. И в этом его поддержал новоизбранный патриарх, обратившийся к населению с воззванием, выдержанном в подчеркнуто националистическом духе («Единство нации требует единства и самостоятельности Церкви»).

4. Весьма интересная и самая значительная после рутенов группа униатов живет в Трансильвании. Ее религиозно-церковная судьба определена смешением племен. В группу входят румыны (латинско-славянского происхождения), мадьяры, немецкие саксонцы и швабы.

В XVIв. они как православные христиане имели самостоятельность под господством турок. В то время среди саксонцев начало распространяться лютеранство, среди мадьяр— кальвинизм. Когда в 1691г. страна была отвоевана у турок императором Леопольдом, греческим священникам было обещано социальное равноправие; благодаря энергичным действиям иезуитов в 1697/1698г. была заключена уния и получено согласие на сохранение византийского обряда. Уния опиралась на латинскую основу в культурном достоянии румын; таким образом униатская Церковь смогла стать здесь средоточием национальных движений и оставалась им вплоть до XVIIIв., когда уния снова отступила под напором (сербского) православия.

5. Подчиненные Константинопольскому патриархату части Южной Италии были латинизированы со времен норманнского завоевания. Когда в 1453г. и в последующие годы многие греки и албанцы бежали от турок в Калабрию и Сицилию, они (конфликтуя с латинским епископатом) служили по византийскому обряду. Бенедикт XIV (1740_1758) разрешил им служить собственную литургию, к сожалению, отягощенную сильными ограничениями. Эти три греческих диоцеза находили и находят духовную опору в греческом аббатстве Гротта-Феррата под Римом, которое было основано в 1004г. св. Нилом.

6. В конце XVI, XVII и XVIIIвв. заключались унии с сербскимигруппами на уровне диоцезов. К сожалению, в обоих случаях, которые нам известны, латинский епископ этого толка предоставлял верующим слишком мало самостоятельности, так что сербский патриарх Арсений, который в 1690г. переселился в Хорватию вместе с 40 000 семей, сравнительно легко ослабил связь своих диоцезов с Римом и даже разорвал ее (в Сирмии). Третий диоцез был учрежден в 1777г. Марией-Терезией для сербов-униатов (Kreutz). Небольшие группы болгар воссоединялись с Римом начиная с 1860г., греческие— в конце XIXв., русские— в XXв.

7. а) Итак, в XVII/XVIIIв. был заключен целый ряд довольно значительных уний с Римом. Как мы уже давали понять, они стали возможными благодаря работе иезуитов, кармелитов и капуцинов. Вчастности, получил развитие целый ряд движений конверзов, шла настоящая борьба за церковность и конфессию, позволившая заключать унии с Римом. Но эти тенденции не приобрели широкого размаха и не были достаточно длительными. Везде ситуацию осложняла упомянутая ненависть «греков» к «заклятым врагам»— латинянам.

К сожалению, такому воззрению и подходу нередко играла на руку и римская близорукость, а также известная неискренность со стороны католиков336.

б) Взгляд на карту приводит нас к поразительному и парадоксально му выводу: расщепление восточной Церкви, о котором мы столь часто вынуждены были упоминать, еще более увеличилось из-за наличия униатских общин. В Александрии, например, сегодня имеется четыре патриарха Александрийских: два греческих и два коптских, по одному православному и по одному католическому. В тех местах, где проложены швы, разорванность ощущается особенно болезненно, и необходимость единства и унии выступает и осознается особенно отчетливо. Мы должны заняться принципиальной стороной этой проблемы.