logo
ЛОРТЦ История Церкви II

II. Богословско-исторический

Хотя Франция и в XVIIIв. остается ведущей европейской страной с точки зрения исторического развития Церкви, но, к сожалению, уже совсем в ином отношении. Признаки богословско-церковного кризиса, связанного с последними выступлениями янсенистов, на протяжении XVIII столетия постепенно становятся все более явными (основной причиной стала деятельность янсенистско-галликанского парижского парламента). Негативные последствия этого были в значительной мере усилены в корне изменившейся духовной атмосферой эпохи. Вслед за противостоянием между отдельными христианскими конфессиями наступает время борьбы против христианской идеи в целом, а затем— против религии как таковой. Это дает нам право говорить об антирелигиозном периоде Нового времени. Внутри этого периода, в свою очередь, следует различать два временных отрезка, разделенных событиями Великой французской революции. Отрезок первый, XVIIIв., включает в себя эпоху Просвещения с ее неприятием высшего Откровенияи борьбой против Церкви Христовой. Борьба велась и против протестантской Церкви, но лишь до тех пор, пока протестантизм полностью не проникся новыми духовными веяниями. По сравнению с этим, второй отрезок— XIXвек— представляет собой явление всеобщего безверия более широкого плана. Но если в XVIIIв. отчаянные попытки возродить Церковь в ее былом состоянии, особенно в вопросах богословия и богослужения, привели лишь к новым антицерковным нападкам и выступлениям, то в XIXв. они принесли заметно больший успех. В XVIIIв. дух французского Просвещения захватил территории крупнейших европейских государств, тем самым намного расширив фронт наступления на Церковь вообще и на Рим в частности. Даже процесс возрождения Церкви в XIXв. во многом отвечал этому духу. Своего апогея он достиг после того, как Рим вынужден был признать, что человечество стоит на пороге новой универсальной эпохи в истории Церкви. В этой эпохе мы сегодня и живем (§73 и 108).

Первая глава

Возникновение и сущность нового мировоззрения