I. В Испании и Франции
1. Национальная церковность накануне Реформации немало способствовала ослаблению христианской Европы; она расшатала союз, благодаря которому папы могли осуществлять универсальное господство. Это привело к падению авторитета Церкви и усилило светскую власть. Позже та же самая католическая территориальная и национальная церковность вмешивается в борьбу пап против реформаторс кого новшества и добивается проведения католической реформы: с одной стороны, национальная Церковь необходима папству, с другой стороны, она так или иначе связывает ему руки, лишая свободы маневра. Правда, здесь сыграло свою отрицательную роль стремление пап, возглавлявших Церковное государство, связать религиозно-цер ковную деятельность с политическими притязаниями. Усиление национальной государственности в XVIв. еще больше обострило старые проблемы. С конца XVIв. и в XVIIв. это противоречие грозит перерасти в открытый конфликт. Государство начало слишком бесцеремон но вмешиваться в церковную сферу.
Говоря об этом процессе, необходимо учитывать соблазнительный пример протестантства, с успехом провозгласившего подчиненность и послушание государству. Но главная причина лежит глубже: аппетиты государства возрастают по мере его стремления к автономии и стремления его правительства к абсолютизму. Некоторые князья распространили свою непомерную администра тивную власть на все области жизни и тем самым (это как бы разумелось само собой) получили возможность вмешиваться в церковную сферу.
2. Сначала этот феномен дал о себе знать в цезарепапизме ФилиппаII Испанского (1556_1598), хотя он лично был глубоко верующим католиком. Так, например, он внес поправку в решения Тридентского собора, касавшиеся внутрицерковной реформы. После смерти Сикста V его посланники в конклавах дерзнули не только наложить вето, но и представить списки из 5_7 кардиналов, чьи кандидатуры на папский престол были приемлемы только для испанского короля. В истории Церкви, западной и восточной, такого рода примеры встречались не раз. Но все же в Испании существовала многовековая традиция отношения к Церкви как к хранительнице истины и единственной религии. И вот теперь эта воистину религиозно-церковная позиция испанских королей была приравнена к интересам государства.
3. Иначе обстояло дело во Франции. В конце XVIв. (при ГенрихеIV) здесь снова всплывает на поверхность галликанизм. Возникнув при Филиппе IV, он усилился в эпоху концилиаризма, а при Бурбонах снова предъявил все свои старые претензии. По сравнению с более корректной в церковном смысле Испанией, национальная церковность во Франции была намного опаснее для католического единства. Ибо идея государственно сти, которая во Франции вела к абсолютизму, была реализована кардиналами Ришелье (1585_1642) и Мазарини(1602_1661)— оба они служили не столько интересам Церкви, сколько интересам французского государства, а также Людовиком XIV (1643_1715!). Идея эта уже с самых первых указов Филиппа IV была ориентирована на автономность; интересы религии и Церкви фактически ставились даже не в один ряд, но ниже государственных интересов! Французское государство, несмотря на его верность католическому вероисповеданию, в церковных вопросах само определяло свои нужды. В этом и заключается сущность галликанизма.
Такие фигуры, как Ришелье и Мазарини, символизируют государственную церковность, которая на практике грозит схизмой; это политический католицизм самого дурного толка, это— в определенном смысле— извращение духовного начала.
4. Арман Жан дю Плесси, кардинал Ришелье, верующий католик, священник, епископ, кардинал и автор аскетических сочинений в конечном счете имел лишь одну цель: централизацию французского королевства. Он достиг своей цели, подавив сопротивле ние непокорных баронов и радикально уничтожив политическую власть гугенотов. Тот факт, что он нажил огромное личное состояние, ущемляя религиозно-церковные интересы, имеет второстепенное значение по сравнению с внутренней проблематикой христианского истолкования его образа мыслей и его трудов. Когда дело касалось государственных интересов, Ришелье не останавливался ни перед чем. Он поддерживал Густава Адольфа, он поощрил (или спровоцировал?) его вторжение в Германию; он поддерживал немецких протестантов в Тридцатилетней войне (а также до и после нее). Он ощущал себя кардиналом по милости короля, но отнюдь не папы.
5. В тот период наряду с иезуитами большое влияние на политику оказывали капуцины. Многие французские аристократы вступили тогда в их орден. Один из них, барон о. Жозеф ле Клерк (1577_1638) был доверенным советником и сотрудником Ришелье, «серым кардиналом». На примере отца Жозефа можно яснее увидеть те внутренние конфликты, в том числе церковно-христианские, которые определяли жизнь и деятельность католического священника Ришелье. В этом монахе была какая-то поистине интригующая загадочность.
Отец Жозеф отличался глубоким, очень серьезным благочестием, был писателем-мистиком, известным и неутомимым проповедником и мастером упражнений в реформированной им строгой женской конгрегации; он организовал миссии капуцинов на Ближнем востоке, в Африке и Канаде. Он обращался со своей страстной проповедью и к гугенотам, и ко всей Европе, призывая к крестовому походу против ислама. Его благочестие проявлялось также в личной суровой аскезе.
Но при всем том он был замешан во всех интригах Ришелье, был вдохновителем и проводником его безжалостной и беспощадной политики. На нем лежит великая вина и ответственность за уничтожение гугенотской крепости Ла-Рошель и ее защитников (город, превращенный в груду руин, был завален трупами).
6. Преемником Ришелье был итальянец по происхождению кардинал Жюль Мазарини, который с 1643г. руководил французской политикой. Хотя он, по всей вероятности, не имел более высокого посвящения, ему принадлежало епископство Мец и 27 аббатств. Чтобы защитить племянников папы Урбана VII, которых Иннокентий X призвал к ответу за совершенные ими преступления, Мазарини не постеснялся угрожать папе войной. Враждебные настроения по отношению к нему (15 томов «Мазаринад») угрожающе предвещают революционный прорыв в конце XVIII в.
7. Опасности, дремавшие в галликанизме XVII в., распознаются как угрожающие христианско-церковной жизни, как только наряду с ними принимается во внимание ужасающая религиозная и моральная несостоятельность широкого круга представителей высшего общества, которые собственно и являлись представителями и носителями галликанизма; хозяйничанье фавориток при дворе всехристиан ского короля, идущего к мессе и причастию, было насмешкой над христианской заповедью и часто превращало церковное исповедание в лицемерие. Далеко за пределами этого круга христианская и нравственная жизнь вообще часто была отмечена бессилием и несостоятельностью. Обе стороны жизни стояли на пугающе низком уровне. Удовольствие было высшей целью. Законы обходились, где только возможно; притворялись «католика ми», но месть, ненависть, поджог и кровавые убийства были в порядке вещей. Ложное понятие о чести позволило дуэли стать правилом галантного поведения. В тот период широко практиковалась официальная продажа церковных должностей. Таким образом исчезает тот католический синтез, который требует связывать в единое целое вероисповедание и жизнь, а это в высшей степени опасное состояние общества.
Причины лежат на поверхности, и нам они уже известны. Богатства Французской Церкви, которыми— путем продажи церковных должностей— имеет право распоряжаться корона, расточаются высшим дворянством (посвященным и не посвященным в духовный сан). А этому дворянству противостоит необразованный, социально униженный, презираемый клир— временно назначаемые викарии (см. §64, 7: конец средневековья). Сам принцип галликанизма составляет ползучий церковный сепаратизм, ослабляющий единство Церкви. Папство, разумеется, признается и принимается, но активная связь с Римом не поддерживается. Почитание престола св. Петра, мягко говоря, имеет свои границы, определяемые сознанием собственного политического и церковно-политического превосходства.
Представителями интересов папства, более или менее официальной римской церковности выступают иезуиты (хотя и не все), но именно они отчасти стоят в стороне от великого позитивного движения Контрреформации.
- Третья эпоха
- II. Результаты
- I. Папство
- XviiIвек: Просвещение
- §73. Общая характеристика Нового времени
- I. Место действия
- II. Всеобщие духовные основы
- III. Основные направления работы по истории Церкви
- IV. Отдельные достижения Церкви
- V. Хронологические границы и периодизация
- §74. Политическая и социальная обстановка накануне Реформации
- §75. Религиозно-церковное положение накануне Реформации
- I. Папство
- II. Епископы, соборные капитулы, клир
- III. Народное благочестие
- §76. Ренессанс и гуманизм
- I. Понятие
- II. Характерные черты Ренессанса
- III. Ренессанс и гуманизм как факторы истории Церкви
- IV. Гуманизм в Испании
- §77. Религиозные нестроения
- §78. Церковно-политические силы: национальная церковность
- §79. Причины Реформации
- I. Предварительные замечания
- II. К вопросу о причинах Реформации
- §80. Основные принципы понимания истории Реформации
- §81. Жизнь Мартина Лютера и главные события немецкой Реформации
- I. От рождения до поездки в Рим
- II. Внутреннее становление реформатора
- III. Реформатор. Формирование нового понятия Церкви
- IV. Реформация немецких князей
- §82. Внутреннее развитие Лютера. Его учение
- I. Общие замечания
- II. Ход событий
- §83. Распространение и раскол протестантского движения
- I. В Германии
- II. Вне Германии
- §84. Плоды и оценка Реформации
- I. Стремления Лютера
- II. Результаты
- §85. Общая характеристика
- I. Католическая реформа в xvIвеке
- II. Папство и реформа
- §86. Начало. Братства в Италии. Орден театинцев
- §87. Осуществление реформы. Папство первой половины xvIвека
- I. Пролог
- II. Поворот при Павле III
- §88. Орден иезуитов
- §89. Тридентский собор
- I. Созыв и работа Собора
- II. Результаты
- §90. Литературные противники Реформации
- §91. Папство и Контрреформация. Католическая национальная церковность
- I. Работа пап
- II. Католические государи
- §92. Столетие святых
- I. Тереза Иисусова
- II. Филипп Нери
- III. Другие ордена
- § 93. Барокко
- §94. Миссионерство за пределами Европы
- §95. Обзор
- I. Папство
- II. Империя и политические силы
- III. Прочие европейские государства
- §96. Государственная церковность
- I. В Испании и Франции
- II. Культурные и религиозные силы
- III. Ситуация в Германии
- §97. Второе столетие святых
- I. Положение Церкви во Франции
- II. Франциск Сальский
- III. Винсент де Поль
- IV. Французская классика; новые ордена
- V. Научные достижения
- §98. Янсенизм
- §99. Квиетизм
- §100. Галликанизм
- § 101. Внекатолическое христианство в xviIвеке
- XviiIвек: Просвещение
- I. Политический и церковно-политический
- II. Богословско-исторический
- §102. Причины возникновения
- I. Протестантизм
- II. Гуманизм
- III. Новая философия
- IV. Просвещение в Германии
- §103. Терпимость
- §104. Всемогущее государство и права Церкви
- I. Автономное национальное государство
- II. Роспуск ордена иезуитов
- III. Йозефинизм
- §105. Проникновение Просвещения в католическую Церковь
- §106. Французская революция
- I. Хронология событий
- II. Принципиальные замечания
- III. Описание
- §107. Секуляризация в Германии (1803г.)
- §108. Политический и церковно-политический обзор
- I. Страны
- II. Папы
- §109. Состояние и деятельность Церкви в xix_xXвеках
- I. Духовное и социальное развитие
- II. Положение Церкви
- III. Общие выводы
- §110. Церковно-политическая реставрация во Франции
- §111. Венский конгресс и новый церковный порядок в Европе
- §112. Классика, романтизм и Реставрация
- I. Духовный и религиозный переворот
- II. Искусство и поэзия
- §113. Закат Церковного государства
- §114. I Ватиканский собор
- § 115. Государственная Церковь и либерализм в Германии
- I. Основные положения
- II. Кёльнские волнения
- III. Культуркампф
- IV. Значение
- §116. Церковь и цивилизация
- I. Индустриализация
- II. Церковь и социальный вопрос
- §117. Вера и знание в xiXвеке
- I. Новое богословие. Тюбингенская школа
- II. Модернизм и борьба с ним
- §118. Католическое благочестие в xiXвеке
- I. Литургия и пастырская деятельность
- II. Другие формы благочестия
- III. Религиозные деятели
- § 119. Миссии и молодые Церкви в заокеанских странах
- §120. Протестантизм в Европе и в Северной Америке с xiXвека
- I. Германия и Дания269
- II. Англия и Америка
- §121. Многообразие и единство христианского Востока
- I. Введение
- II. Церковь или Церкви?
- §122. Отдельные восточные Церкви
- I. Вселенский патриархат в Константинополе
- II. Православие в России
- III. Прочие автокефальные Церкви
- §123. Уния между православием и Римом
- I. Введение
- II. Попытки заключить унию
- III. Общая оценка положения
- §124. Своеобразие и внутренние ценности православия
- I. Основы
- II. Церковь
- III. Благочестие
- IV. Клир и монашество
- V. Богословие
- VI. Выводы
- §125. Новейшее время
- I. Обнадеживающее завершение
- II. Новые импульсы
- III. Экуменическое движение и дело Una-Sancta
- §126. Перспектива
- I. Церковь во времени
- II. Где находится Церковь сегодня?
- III. Иоанн XXIII и вселенский собор
- IV. Павел VI