IV. Реформация немецких князей
1. Католические силы в Германии с самого начала реформаторско го движения отнюдь не имели той ясной и активной позиции, которую им следовало бы занять в интересах католического учения и которую имели право потребовать от них те, кто стоял на почве Откровения. Отношения с курией, как мы знаем, были натянутыми, что также соответствовало всеобщему ослаблению Церкви и богословской неопределенности, и это противостояние приобрело политический характер. Немецкие католики давно уже привыкли к резкой критике по адресу Рима и с одобрением воспринимали морально-религиозные инвективы Лютера. До момента появления буллы об отлучении «Exsurge» борьба велась только между богословами; иными словами, до 1520г. идеи и сочинения Лютера без помех проникали повсюду, например в Баварию. После появления буллы Бавария отказалась принимать санкции против Лютера, которых требовала булла, так как опасалась народного возмущения. Только 5 марта 1521г., т.е. после анафемы, в Баварии специальным печатным оповещением учение Лютера было запрещено. С 1522г. Бавария заняла более строгую позицию. Однако же провозгласила и осуществила этот запрет не Церковь, т.е. не епископы, а герцоги. Епископы своей бездеятельно стью даже затруднили и усложнили акцию баварских герцогов.
Хотя богословские раздоры и преимущественно религиозные и религиозно-церковные усилия в последующие годы отнюдь не играли второстепенную роль в развитии событий, хотя и в этот период и позже религиозные силы сторонников нововведений (их проповеди и сочинения) были тем самым источником, откуда начался прорыв, все же речь и теперь шла только об одном: предоставлять или не предоставлять какие-либо (или даже равные) права новому антипапскому религиозному субстрату в пространстве империи— империи, которая своими корнями и своей фактической организацией была столь тесно связана с католической Церковью.
2. Формирование политических конфессиональных союзов и альянсов и многочисленные рейхстаги, на которых религиозные вопросы обсуждались между лютеранами и сторонниками папы, свидетель ствуют о безнадежной путанице, о смятении, о взлетах и падениях, о сумятице аргументов за и против, когда мелкий и крупный эгоизм (секуляризация церковного имущества и целых территорий, принадлежавших Церкви) брали верх над религиозными соображениями. Соперничество земель между собой и отдельных группировок— с императором, связь с которым определялась общеполитическими интересами и угрозой турецкого вторжения, как и позорное пренебрежение интересами империи со стороны владетельных князей, только обострили интриги во внешней политике, в которых погрязли все партии (да и папство). И та, и другая сторона заключали безнравственные союзы с иностранными державами, постоянно изменяя в корыстных целях провозглашаемым принципам.
3. 1525_1530: заложение основ территориально-церковного раскола веры в Германии.
1525: секуляризация прусского орденского государства, проведенная верховным магистром ордена Альбрехтом фон Бранденбургом.
1526: князь Гессенский и курфюрст Саксонский в Торгау заключают договор о взаимной помощи в случае преследования за веру.
Первый рейхстаг в Шпайере, где единогласно принимается следующее решение: каждый владетельный дворянин в вопросах религии будет «вести себя так, чтобы держать ответ перед Богом, его величеством императором и империей». Это решение легло в основу режима управления Церковью поместными князьями.
Главным средством этого нововведения, постепенно насаждаемого князьями, было право визитации. Впервые оно было применено в княжестве Саксония в 1526г.: было объявлено, что никого не следует принуждать к вере. Тем, ктоуклонялся от перехода в лютеранскую конфессию, оставалось только покинуть страну.
Победа турок при Могаче.— В Богемии избран королем Фердинанд фон Габсбург.
В Венгрии в пику Фердинанду избран королем местный князь Иоганн Заполя, поддержанный Англией, Францией, папой и немецкими католическими князьями.— Поскольку Фердинанд должен был бросить свои главные силы на борьбу с турками, он не смог в достаточной мере заняться вопросами внутренней немецкой политики; это также способствовало укреплению нововведений.
Гомбургский синод осуществляет Реформацию в княжестве Гессен.
1527: основание университета в Марбурге, первого университета, не имевшего папских и императорских привилегий.
Поскольку Карл V из-за промедления и колебаний не сумел воспользоваться результатом своей победы под Павией, возникают новые военные осложнения с Францией: «Священная лига Коньяка» выступает против императора, папа Климент VII— член Лиги. Немецко-испанская армия, предводительствуемая Георгом фон Фрундсбергом и герцогом Бурбонским идет на Рим. Бурбон погибает в бою, Фрундсберга разбивает паралич, но войско, лишенное командования, тем не менее штурмует Рим. Папа капитулирует.
1528: Отто фон Пак, секретарь католического герцога Саксонского, сообщает ландграфу Гессенскому, что Фердинанд заключил союз с католическими князьями, чтобы прогнать из Гессена и Саксонии князей евангелической конфессии. (Позже оказалось, что документы Пака — фальшивка). Филипп Гессенский вторгается в Майнцскую область; он добивается этим отказа от любого вмешательства в духовную юрисдикцию Гессена.
1529: император и папа заключают мир. Император отказывается от созыва собора, которого так опасаются в Риме, Клемент VII подчиняется желаниям императора в вопросе о разводе Генриха VIII. Турки угрожают Вене.
2. Рейхстаг в Шпайере. Большинством голосов католические князья проводят решение, согласно которому Вормсский эдикт вступает в силу, все новшества отменяются, повсюду разрешается служить мессу.
На это решение протестантские князья и города отвечают торжественным «protestatio». Курфюрст Саксонский, маркграф Бранденбургский, герцог Люнебургский, ландграф Гессенский, князь Ангальтский, четырнадцать городов, в том числе Страсбург, Нюрнберг, Ульм и Констанца, ссылаются на единогласно принятое решение Шпайерского рейхстага 1526г., отмену которого они не могут ни допустить, ни одобрить: «Мы не желаем отвечать за эту отмену ни перед Всевышним Богом, ни перед Его Величеством императором, ни перед своей совестью. Ибо такие вещи касаются чести Господа и вечного блаженства и спасения наших душ, а мы обязаны заботиться о душе перед Господом Богом как наивысшим Царем и Господом всех господ в силу крещения и памятуя о Божием Слове... А потому мы просим нас великодушно извинить, если мы в таком деле не подчинимся большинству... ибо в делах чести Господа и спасения наших душ и вечного блаженства каждый должен сам за себя предстать перед Господом и дать Ему отчет, и никто не сможет привести в свое оправдание большие или меньшие деяния или решения другого».
Несмотря на возражения «протестантов» (которые называют себя «христианс ким сословием» или «близкими к Евангелию», позже «евангелическим сословием»), решение рейхстага принимается. В день принятия этого решения (22 апреля) протестанты заключают тайный союз.
В Марбурге происходит встреча и беседа между Лютером и Цвингли. Лютер твердо придерживается догмата о реальном присутствии в евхаристии. Принципиальные разногласия («вы— другого духа») кладут начало внутрипротестантс ким расколам в Германии.
После заключения «дамского мира в Камбре» с Францией Карл в 1530г. коронуется как император в Болонье (последнее коронование германского императора папой) и возвращается в Германию. В приглашении на Аугсбургский рейхстаг он обещает «всякого, кто проявит добрую волю, выслушать, понять и обдумать наше мнение и воззрение в духе любви и благожелательности».
4. 1530: Аугсбургский рейхстаг («Праздник труб Господних»); первый символ веры протестантов, «Confessio Augustana», вручается императору и зачитывается по-немецки. Его главным составителем был Меланхтон, первый протестантский догматик, который еще в 1522г. в своем сочинении «Loci communes» привел в стройную систему беспорядочную и лишенную цельности массу идей Лютера; будучи по натуре посредником и изначально интересуясь скорее гуманитарной наукой, чем богословием, он в некоторых пунктах ослабил учение Лютера. Страсбург, Констанца, Мемминген и Линдау вручают императору свой собственный символ веры (Tetrapolitana). Цвингли на этом рейхстаге обнародует свое сочинение «Ratio fidei», где заявляет, что после Confessio Augustana было достаточно призывов к истинному единству христианских Церквей, достаточно проповедей о единодушном чистом понимании Евангелия, достаточно раздавалось облаток со ссылками на слово Божие. Нет, дескать, никакой надобности в истинном единстве христианской Церкви, и нужна-то она разве что для сохранения однообразных церемоний, введенных людьми...
На этом рейхстаге протестантскому «Confessio» был противопос тавлен католический «Confutatio», составленный Экком, Кохлеем и Иоганном Фабри. Меланхтон отвечал более острой «Апологией».— Лютер наблюдает и дирижирует из Кобурга, поскольку находится вне закона; он считает переговоры бесперспективными.
Решение рейхстага разрешает священникам жениться и причащать под обоими видами, но объявляет «Confessio» опровергнутым. До 15 апреля 1531г. протестантам дается срок на то, чтобы объявить свое согласие по неурегулированным статьям.
1531: Фердинанд избирается римским королем.
Основан Шмалькальденский союз, куда вошли Саксония, Гессен, две брауншвейгские линии, Мансфельд, Магдебург, Бремен, Страсбург и несколько верхненемецких городов. Цюрих исключен из союза, поскольку не признал «Tetrapolitana».
Победа католических кантонов в Швейцарии при Каппеле. Цвингли погибает. Решительный раскол конфессий в Швейцарии.
1532: турки возобновляют поход на Вену. Это приводит к заключению Нюрнбергского религиозного мира: решение вопросов вероучения откладывается «до собора» ради совместной борьбы с турками. — До 1540 г. беспрепятственное распространение Реформации (возглавляемое ландграфом Гессенским).
1534: Герцог Ульрих Вюртембергский снова занимает трон и вводит Реформацию в земле Вюртемберг.
Секты мечтателей и анабаптистов, преследуемые как католиками, так и протестантами, тем не менее привлекают все больше сторонников. Ян Бокельзон в Мюнстере устраивает коммунистическое «царство божие» и вводит жестокий террор. Епископ Мюнстерский и Филипп Гессенский захватывают город и снова вводят там католицизм. Аналогичные беспорядки в Страсбурге (Мельхиор Хофман) и Любеке (Юрг Вулленвебер ) приводят к ужесточению церковного надзора и растущей нетерпимости со стороны протестантов.
1535: Первое выступление Жана Кальвина; его главное сочинение «Institutio religionis Christianae» выходит первым изданием уже в 1536г.
1536: Виттенбергская конкордия (разработанная Меланхтоном формула, которая была призвана стереть различия между приверженцами Лютера и Цвингли).
1518: Основание «Лиги» католических немецких князей, направленной против Шмалькальденского союза.
1539: Франкфуртское замирение: перемирие между Лигой и шмалькальденца ми, заключенное по инициативе Карла V, и продление Нюрнбергского религиозного мира. Император был вынужден пойти на эту уступку в виду обострения турецкой угрозы, надеясь на помощь сторон в борьбе с турками.
1540 слл.: двоеженство Филиппа Гессенского, одобренное «исповедальным советом» Лютера; критика Меланхтона, странно уклончивая защита Лютера. Филипп весьма удачно вступается за Реформацию и церковно-политическое единство протестантских сил (поскольку это отвечало его экспансионистским замыслам). Но Филиппу Гессенскому грозит процесс в имперском суде за двоеженство, и поэтому император получает политические преимущества.
Религиозные переговоры с целью богословского преодоления противоречий: Хагенау (1540г.); Регенсбург (1543г.), где Контарини пытается добиться взаимопонимания: «только неудавшаяся попытка заключить унию в Регенсбурге оправдывает разрыв на Тридентском соборе» (Jedin).
1545: начало Тридентского собора (§89).
1546: Лютер умирает в Айслебене.
1546/47: в битве при Мюльберге Карл V наголову разбивает Шмалькальден ский союз.
1548: временное пребывание императора в Аугсбурге.
1552: предательство герцога Морица Саксонского, которого император сделал курфюрстом. Мориц переходит на сторону протестантов56. Причиной послужила уступка Франции имперских германских земель— Меца, Тули, Вердена, а также вторжение турок, заключивших союз с Францией. Это война велась более жестоко, чем все прочие войны XVIв., и даже более жестоко, чем Крестьянская война.
1552: Пассауский договор: свобода вероисповедания для приверженцев Confessio Augustana вплоть до следующего рейхстага.
1555: Аугсбургский рейхстаг и его постановление=заключение религиозного мира между католиками и приверженцами Confessio Augustana: суверены земель получают право определять конфессию своей территории. Инаковерующие подданные получают право эмиграции. Протестанты получают право удержать за собой церковные владения, секуляризованные Пассауским договором, остальные земли подлежат конфискации.— «Духовное условие»— пункт договора, отвергнутый протестантами, в котором говорилось, что епископ или аббат, отпавший от католической религии, теряет сан, власть и доходы.— Общее значение Аугсбургского мира заключается в том, что он закрепил религиозный раскол Германии. С 1555г. начинаются резкие разногласия между лютеранами и кальвинистами.
1556: отречение Карла V.
1558: смерть Карла V.
1570: более двух третей германских земель принимают протестантство.
1648: Вестфальский мир; конец религиозных войн в Германии.
5. Результатом Аугсбургского мира было, во-первых, то, что сторонники Реформации получили право организовывать свою религиозную и церковную жизнь по собственному разумению в отличие и в противоречии с прежней католической формой, а во-вторых, то, что свободе совести был нанесен тяжелый ущерб: светская власть явно и официально получила право распоряжаться религиозными чувствами и убеждениями подданных. Вместо средневекового епископа с мечом и посохом возникла его полная противоположность— светский, протестантский князь, «внешний епископ», «summepiscopus». И вся-то разница между ними заключалась в отсутствии у князя сакраментального апостольского преемства. Соответствующим образом произошло «реформирование» монастырей, в том числе и женских, и многих земель и территорий, где решающими оказались экономико -политические представления суверена о целесообразности принятия протестантства, разумеется, с точки зрения собственной выгоды. В значительной степени это был вынужденный переход в новую веру и отнюдь не славная страница в истории протестантских княжеств и имперских городов.
6. Прежде чем раскол веры и Церкви прочно закрепился в сознании верующих и в конкретном оформлении жизни, еще долгое время (а в некоторых местах очень долгое время) существовала масса смешанных конфессиональных форм, которые нам сегодня даже трудно себе вообразить. Идея единства Церкви и истины (пусть расплывчатая) еще обладала, слава Богу, большой силой. С другой стороны, и католическая богословская неопределенность, имевшая место еще до Реформации, и конфликты между направлениями протестантского учения равно служили причиной возникновения этих эклектичных форм.
- Третья эпоха
- II. Результаты
- I. Папство
- XviiIвек: Просвещение
- §73. Общая характеристика Нового времени
- I. Место действия
- II. Всеобщие духовные основы
- III. Основные направления работы по истории Церкви
- IV. Отдельные достижения Церкви
- V. Хронологические границы и периодизация
- §74. Политическая и социальная обстановка накануне Реформации
- §75. Религиозно-церковное положение накануне Реформации
- I. Папство
- II. Епископы, соборные капитулы, клир
- III. Народное благочестие
- §76. Ренессанс и гуманизм
- I. Понятие
- II. Характерные черты Ренессанса
- III. Ренессанс и гуманизм как факторы истории Церкви
- IV. Гуманизм в Испании
- §77. Религиозные нестроения
- §78. Церковно-политические силы: национальная церковность
- §79. Причины Реформации
- I. Предварительные замечания
- II. К вопросу о причинах Реформации
- §80. Основные принципы понимания истории Реформации
- §81. Жизнь Мартина Лютера и главные события немецкой Реформации
- I. От рождения до поездки в Рим
- II. Внутреннее становление реформатора
- III. Реформатор. Формирование нового понятия Церкви
- IV. Реформация немецких князей
- §82. Внутреннее развитие Лютера. Его учение
- I. Общие замечания
- II. Ход событий
- §83. Распространение и раскол протестантского движения
- I. В Германии
- II. Вне Германии
- §84. Плоды и оценка Реформации
- I. Стремления Лютера
- II. Результаты
- §85. Общая характеристика
- I. Католическая реформа в xvIвеке
- II. Папство и реформа
- §86. Начало. Братства в Италии. Орден театинцев
- §87. Осуществление реформы. Папство первой половины xvIвека
- I. Пролог
- II. Поворот при Павле III
- §88. Орден иезуитов
- §89. Тридентский собор
- I. Созыв и работа Собора
- II. Результаты
- §90. Литературные противники Реформации
- §91. Папство и Контрреформация. Католическая национальная церковность
- I. Работа пап
- II. Католические государи
- §92. Столетие святых
- I. Тереза Иисусова
- II. Филипп Нери
- III. Другие ордена
- § 93. Барокко
- §94. Миссионерство за пределами Европы
- §95. Обзор
- I. Папство
- II. Империя и политические силы
- III. Прочие европейские государства
- §96. Государственная церковность
- I. В Испании и Франции
- II. Культурные и религиозные силы
- III. Ситуация в Германии
- §97. Второе столетие святых
- I. Положение Церкви во Франции
- II. Франциск Сальский
- III. Винсент де Поль
- IV. Французская классика; новые ордена
- V. Научные достижения
- §98. Янсенизм
- §99. Квиетизм
- §100. Галликанизм
- § 101. Внекатолическое христианство в xviIвеке
- XviiIвек: Просвещение
- I. Политический и церковно-политический
- II. Богословско-исторический
- §102. Причины возникновения
- I. Протестантизм
- II. Гуманизм
- III. Новая философия
- IV. Просвещение в Германии
- §103. Терпимость
- §104. Всемогущее государство и права Церкви
- I. Автономное национальное государство
- II. Роспуск ордена иезуитов
- III. Йозефинизм
- §105. Проникновение Просвещения в католическую Церковь
- §106. Французская революция
- I. Хронология событий
- II. Принципиальные замечания
- III. Описание
- §107. Секуляризация в Германии (1803г.)
- §108. Политический и церковно-политический обзор
- I. Страны
- II. Папы
- §109. Состояние и деятельность Церкви в xix_xXвеках
- I. Духовное и социальное развитие
- II. Положение Церкви
- III. Общие выводы
- §110. Церковно-политическая реставрация во Франции
- §111. Венский конгресс и новый церковный порядок в Европе
- §112. Классика, романтизм и Реставрация
- I. Духовный и религиозный переворот
- II. Искусство и поэзия
- §113. Закат Церковного государства
- §114. I Ватиканский собор
- § 115. Государственная Церковь и либерализм в Германии
- I. Основные положения
- II. Кёльнские волнения
- III. Культуркампф
- IV. Значение
- §116. Церковь и цивилизация
- I. Индустриализация
- II. Церковь и социальный вопрос
- §117. Вера и знание в xiXвеке
- I. Новое богословие. Тюбингенская школа
- II. Модернизм и борьба с ним
- §118. Католическое благочестие в xiXвеке
- I. Литургия и пастырская деятельность
- II. Другие формы благочестия
- III. Религиозные деятели
- § 119. Миссии и молодые Церкви в заокеанских странах
- §120. Протестантизм в Европе и в Северной Америке с xiXвека
- I. Германия и Дания269
- II. Англия и Америка
- §121. Многообразие и единство христианского Востока
- I. Введение
- II. Церковь или Церкви?
- §122. Отдельные восточные Церкви
- I. Вселенский патриархат в Константинополе
- II. Православие в России
- III. Прочие автокефальные Церкви
- §123. Уния между православием и Римом
- I. Введение
- II. Попытки заключить унию
- III. Общая оценка положения
- §124. Своеобразие и внутренние ценности православия
- I. Основы
- II. Церковь
- III. Благочестие
- IV. Клир и монашество
- V. Богословие
- VI. Выводы
- §125. Новейшее время
- I. Обнадеживающее завершение
- II. Новые импульсы
- III. Экуменическое движение и дело Una-Sancta
- §126. Перспектива
- I. Церковь во времени
- II. Где находится Церковь сегодня?
- III. Иоанн XXIII и вселенский собор
- IV. Павел VI