I. Литургия и пастырская деятельность
1. Вершиной церковной литургии является торжество святой мессы. Можно с полной ответственностью сказать, что Церковь получает в ней свое творческое выражение. И поскольку это торжество, за исключением времени гонений (Французская революция, культуркампф) непрерывно сохраняло свой величественный ритм на протяжении десятилетий во всех провинциях Церкви, в нем всегда действенно проявлялись жизнь и источник жизни. Смысл сказанного поистине неисчерпаем. Задачей вдумчивого читателя является постоянно держать это в памяти (см. также п. 2).
С другой стороны, в разные эпохи литургия была наполнена различным содержанием. С началом Реформации широкое распростра нение получило чрезмерно приземленное представление о благочестии. Религиозное движение внутрикатолических реформ и контрреформация превратили торжественную мессу в главное средство церковного возрождения. Но главный недостаток оставался— месса как и раньше была прежде всего делом священника, а народ, «слушая» мессу249 и даже проникаясь благоговейным чувством, все же не жилею.
XIXвек с точки зрения обновления литургии явился периодом великого упадка. Все сколько-нибудь серьезные попытки обновить литургию (Тюбингенская школа) оказались безрезультатными. Причиной тому в большой степени был слишком поверхностный (неосхоласти ческий) и моралистический подход к решению проблемы. Вслед за выступлениями французского бенедиктинца Дома Геранже из Солезма и аббатства Бойрон лишь после первой мировой войны наметились положительные изменения в литургическом движении. Неожиданно плодотворным оказалось влияние в Бельгии и Голландии бенедиктинца Ламберта Бодуэна († 1960г.). В немецкоязычных странах большую роль сыграл монастырь августинцев Клостернойбург (немецкий текст мессы Пия Парша), расположенный под Веной. Заметными были усилия в области литургии и августинцев из аббатств Бойрона и Мариа-Лаах, которые вначале внесли изменения в хоровую молитву, а затем составили служебники на немецком языке (в 1884г. «Шотт»— в Бойроне; в 1938г. «Бомм»— в Мариа-Лаах). Результаты деятельности пастырского богословия, литургической науки и экзегетики стали особенно заметны в постановлениях официальной Церкви (II Ватиканский собор).
2. а) Положение Церкви в начале столетия усложнилось с роспуском ордена иезуитов, вызвавшим ослабление воспитательной работы в большинстве церковных учебных заведений. В результате революции и секуляризации была разрушена церковная организация, многие епископские кресла и приходы остались на долгое время не занятыми, пастырская деятельность была тем самым ограничена, а духовная и молитвенная жизнь ослаблена.
Очень важно постоянно помнить, что последовавшее за этим восстановление церковной организации, закрепленное в конкордатах и сопровождавшееся огромным увеличением числа духовенства во Франции, Англии, в скандинавских странах и в Америке (особенно при Льве XIII), не означало религиозного возрожде ния. Это было скорее лишь одним из необходимых условий законного оформления Церкви, не принесшим избавления от рационализма, который продолжал процветать, захватывая умы образованных католиков (либерализм; так, например, в Бадене наблюдалось сильное влияние «просветительских» идей Вессенбер га, а среди части духовенства, благосклонно относившегося к государственной Церкви, были распространены откровенно антицерковные настроения). Процесс восстановления церковной организации на протяжении всего столетия неоднократно прерывался (антицерковные выступления сторонников либерализма; отмена или государственные ограничения действия конкордатов250; установление либеральной демократии в Бельгии; период реакции в Австрии при Меттернихе; в Испании с 1835г.— гонения на Церковь, и даже после принятия в 1851г. конкордата сохраняется нестабильная обстановка).
б) Но все же следует отметить, что в целом религиозная жизнь несколько оживилась с образованием новых епархий. Такое восстановление было прежде всего необходимым в Германии и Франции, где в результате революции и секуляризации были разрушены старые церковные структуры. В Германии они были восстановлены в уже упоминавшихся нами конкордатах, заключенных между Св. Престолом и отдельными землями. При этом во многих случаях происходило совмещение или перемещение прежних епископств (например, Мюнхен-Фрайзинг— вместо Фрайзинга, Фрайбург— вместо Констанцы), повсюду организовывались новые приходы, вновь была разрешена деятельность запрещенных ранее орденов (в 1814г. был восстановлен орден иезуитов, на который было возложено прежде всего обучение и воспитание нового поколения духовенства, а затем орден редемптористов), основывались и новые конгрегации (каждая из которых имела свое собственное предназначение и которые занимались в основном социальными проблемами). Большое значение имело открытие прежних монастырей бенедиктинцев. Особо важное значение в Германии во второй половине столетия имело открытие монастыря Бойрон (в 1863г. на месте бывшего монастыря августинцев), послужившее возрождению литургии. Сразу после Бойрона было восстановлено большое число других монастырей (например, Мариа-Лаах, Нересхайм). К этому движению присоединились Австрия (Секау) и Бельгия (Маредсу), а также некоторые женские монастыри.
в) Одновременно с этим заметно улучшилось образование клира в новых учебных заведениях (развитие катехизиса и его преподава ния!251). Возрос авторитет духовенства и вместе с ним— влияние Церкви. Учитывая усиливающуюся индустриализацию, образованное духовенство обращалось с особого рода проповедями и речами к различным слоям населения, уделяя особое внимание профессиональ ным и социальным объединениям (союзы матерей, подмастерьев и профсоюзы).
Проблема «Церковь_наука» не была решена к концу XIXв. И в то время как в этом отношении в XXв. наметился некоторый положительный прогресс, нерешенная проблема «Церковь_пролетариат» встала в настоящее время с особой остротой, в первую очередь, в связи со стремительным распространением атеистической идеи марксизма. Вособенности в романских странах экзистенциальная значимость этой проблемы была осознана слишком поздно.
Для завоевания образованных слоев население особенное значение имеет пастырская деятельность в студенческой среде крупных университетских городов. Церкви стоило огромных усилий привлечь на свою сторону людей науки. Наиболее успешными на поприще религиозного просвещения на протяжении всего столетия были марианские конгрегации. В настоящее время Церковь пытается найти новые формы пастырской работы (например, работа с молодежными объединениями), которые соответствовали бы претерпевшему серьезные изменения общему духу эпохи и которые могли бы затронуть душу каждого современного человека.
3. Изменение как религиозного, так и общесоциального положения духовенства в различных странах происходило по-разному.
а) В Бадене (как и во всей Южной Германии) в послевоенные и послереволюци онные годы на основе просветительской идеи (приверженцами которой в 20_30-е годы были многие рационалистически настроенные профессоры богословия) зародилось достаточно широкое движение против целибата252, поддерживавшееся в том числе и мирянами-католиками. Следствием этого стало обращение многих католиков в протестантизм. Еще около 1840г. фрайбургский епископ счел необходимым опубликовать воззвание (составленное Иоганном Хиршером) о том, «с чем прежде всего следует доверительно и откровенно обратиться к духовному лицу, решившему, поддавшись искушению, отпасть от католической Церкви».
В знак протеста против организованного Церковью в августе 1844г. поклонения святой плащанице в Трире силезский священник Йозеф Ронге(†1887г.) основал раскольническое движение немецкого католицизма253. Путешествуя по стране, он привлек довольно большое число сторонников254. Но движение немецкого католицизма было по сути чисто политическим, лишь прикрывавшимся религиозно-просветительскими фразами. В 1848г., после политических преобразований в стране, «немецкие католики» отреклись, за исключением саксонских общин, от христианского вероисповедания и провозгласили себя адептами «свободной» религии. Тем самым движение немецкого католицизма прекратило свое существование.
б) На фоне этих временных явлений особого внимания заслуживает то обстоятельство, что религиозная жизнь в конфессионально неоднородной Германии развивалась намного быстрее, чем в чисто католичес ких Италии и Франции. В обеих странах уровень образования духовенства значительно уступал уровню образования немецкого клира. Причиной этого в обоих случаях являлось противостояние церковных кругов национальному и социальному движениям, успеху же католициз ма в Германии способствовало наличие плодотворной конкуренции со стороны протестантизма.
в) В Италии, как уже отмечалось, во времена правления Григория XVI и Пия IX имела место необычайно сильная конфронтация папских управленческих структур и современной культуры. Пока духовенство обладало политической властью, многие выступали на стороне Церкви, руководствуясь исключительно своими экономическими и общественными интересами. А как только исчезли материальные преимущества такого союза, тут же обнаружилась его непрочность. К сожалению, Церковь выступала не только против внешних выражений национального движения, но чересчур резко относилась и к глубинным его проявлениям255. Столь резкое неприятие породило столь же резкое противостояние со стороны противников Церкви, объединявшихся в тайные организации. Тем самым победа получившей широкое распространение идеи национализма явилась победой над Церковью, радикальные элементы получили в свои руки власть, победа пьемонтцев сопровождалась устранением католических орденов и конфискацией церковных владений. В результате всего этого в стране долгое время царили антиклерикаль ные настроения, что практически лишило духовенство возможности получать достаточно хорошее образование. Такое плачевное состояние дел осложнялось еще и тем, что в большинстве духовных семинарий были ограничены как желание, так и возможности получения образования (порой на несколько десятков семинаристов приходились один, два, от силы три профессора; это явилось следствием слишком большого числа епархий в стране). Льву XIII и Пию X удалось немного исправить положение дел, организовав несколько центральных семинарий в Северной Италии. Намного решительней в этом отношении действовал Пий XI.
г) Во Франции духовенство жило в основном воспоминаниями о дореволюци онных временах. В результате Реставрации католицизм стал роялистским. Таким образом республика оказалась в руках либерализма, социализма и еврейства. Это противостояние послужило причиной враждебного разделения в начале XXв. Церкви и государства (1905г.). Духовенство не проявило должного рвения и в области социальных проблем. Оно не осознало необходимости пастырской деятельности в социальной сфере, хотя яркий пример социальной благотвори тельности являла собой деятельность мирянина Фредерика Озанама. Духовенство замкнулось в своей сакристии, а народ, влекомый индустриальным миром, шел своим путем. Результат этого не замедлил сказаться в самом конце столетия: во Франции рубежа веков царило абсолютное безбожие, полная религиозная апатия, захватившая даже самые отдаленные ее уголки.
Здесь следует сделать достаточно важную оговорку: героико-мисти ческое благочестие во Франции носит совершенно иной характер, чем в Германии. Примером тому может служить Париж, город мирового значения, в котором кричащая аморальность (к примеру, в самых различных увеселительных заведениях, которые, к слову сказать, существуют в основном за счет иностранцев) соседствует с живым мистическим благочестием, обладающим огромной притягательной силой. Такая скрытая сила имеет огромное значение, в некотором смысле даже большее, чем строго организованная деятельность некоего объединения. Доказательством этому являются самоотверженные попытки духовенства и образованных слоев мирян привлечь на свою сторону душу французского народа на рубеже веков. Во французской художественной литературе, как ни в какой другой, развивалась идея о необходимости «победы»256 над либерализмом. Французское богословие, до XXв. жившее немецкими идеями и руководствовавшееся немецкой методикой, в настоящее время вновь на высоте. Наиболее яркими личностями во французском католическом богословии и философии являются: Режинальд Гарригу-Лагранж, Эрнест Элло; А. Сертийянж (†1948г.), Альфред Бодрийяр, Пьер Батифоль, Анри де Любак, Ив Конгар, Этьен Жильсон, Жак Маритен.
Центрами религиозной жизни являются: Centre de Pastorale liturgique в Париже, Le Saulchoir под Парижем (доминиканцы), Facultev jevsuite de Thevologie de Lyon-Fourvie;res. Главные журналы: Maison-Dieu, Revue Thomiste, Recherches des Sciences Religieuses, Revue Biblique.
Во Франции пастырская деятельность была также направлена на один из самых важных объектов— на мир рабочих. После энергичной попытки архиепископов Бодрийяра и Вердье построить церкви на окраинах Парижа (les chantiers du Cardinal [дровяные склады кардинала (фр.)], их последователь, кардинал Эмманюэль Селестен Сюарпровел великолепный эксперимент с рабочими священниками. Священники должны были жить жизнью простых рабочих на фабриках, прокатных заводах, на шахтах и пытаться в этой абсолютно дехристианизированной, безразличной к Церкви и религии атмосфере являть своим существом свидетельство об Иисусе Христе. Нельзя отрицать, что подобный эксперимент таил в себе серьезную опасность и мог привести к большим потерям. Запрет этого эксперимента со стороны Пия XII и Иоанна XXIII относился исключительно к форме его проведения, но никак не затрагивал самой его сути. В том или ином виде такая попытка должна была донести до бесконечно отдалившегося от Церкви пролетариата христианский дух. Подобные попытки (отказ от монастырских келий и уход в бедняцкие кварталы) христианизи ровать превратившийся в сословие язычников пролетариат предпринимали и «Petits fre;res de Jevsus» и «Petites soeurs de Jevsus» [Малые братья Иисуса, Малые сестры Иисуса (фр.)], общества, созданные бывшим офицером Шарлем де Фуко, который из праздного обывателя и исследователя Марокко превратился в верного приверженца идей св. Франциска.
Элитные кружки, которые на рубеже веков отличало прочувствован ное отношение к Церкви и к проповедуемой ею милости Божией, образовывались в самых различных социальных слоях. Христианс кие объединения рабочей молодежи свой идеал видели в истинном благочестии. Повсюду была осознана важность восстановления церковного порядка и предприняты решительные меры в этом направлении. Прежде всего это происходило в Бельгии и Франции (Cardijn, Сюар, Мишено), но необходимость такой деятельности была признана (правда, в различной степени) во всех странах. Были услышаны слова Пия XI, разбудившие в людях чувство ответственности: «Самым большим промахом в XIXв. была потеря для Церкви рабочего класса».
д) Развитие событий в Австрии все еще носило сильный отпечаток идей йозефинизма. Изгнание с помощью Франции австрийцев из Италии создало весьма неблагоприятную атмосферу для признания в стране решений Ватиканского собора, и по требованию либерального большинства в парламенте257 конкордат был отменен в 1870г. Как и в других странах, в Австрии в борьбе с Церковью делался акцент на национальное сознание. Сильные национально-германские настроения, против которых выступало духовенство, послужили основой для организации «Движения за освобождение от влияния Рима», выступавшего на стороне протестантизма и использовавшего его в своих целях. В период до 1898г. около 75000 человек перешли в протестантизм, и примерно 20000 в старокатолическую Церковь. Такому успеху движение во многом было обязано общим антиклерикаль ным настроениям, царившим в стране.
е) Несравнимо большие потери несет Церковь — как католическая, так и евангелическая, а также вера в целом в результате распространения особенно в крупных индустриальных городах уже не раз называвшихся нами современных атеистических теорий и движений: либерализма, материализма, социализма, лаицизма и либертинизма. Но как раз Вену необходимо назвать в числе тех центров, в которых в XXв. на фоне прогрессирующей общей секуляризации жизни намечается позитивный перелом в методах пастырской деятельности, охватывающий как сферу религиозно-политического руководства, так и собственно духовную пастырскую организацию.
- Третья эпоха
- II. Результаты
- I. Папство
- XviiIвек: Просвещение
- §73. Общая характеристика Нового времени
- I. Место действия
- II. Всеобщие духовные основы
- III. Основные направления работы по истории Церкви
- IV. Отдельные достижения Церкви
- V. Хронологические границы и периодизация
- §74. Политическая и социальная обстановка накануне Реформации
- §75. Религиозно-церковное положение накануне Реформации
- I. Папство
- II. Епископы, соборные капитулы, клир
- III. Народное благочестие
- §76. Ренессанс и гуманизм
- I. Понятие
- II. Характерные черты Ренессанса
- III. Ренессанс и гуманизм как факторы истории Церкви
- IV. Гуманизм в Испании
- §77. Религиозные нестроения
- §78. Церковно-политические силы: национальная церковность
- §79. Причины Реформации
- I. Предварительные замечания
- II. К вопросу о причинах Реформации
- §80. Основные принципы понимания истории Реформации
- §81. Жизнь Мартина Лютера и главные события немецкой Реформации
- I. От рождения до поездки в Рим
- II. Внутреннее становление реформатора
- III. Реформатор. Формирование нового понятия Церкви
- IV. Реформация немецких князей
- §82. Внутреннее развитие Лютера. Его учение
- I. Общие замечания
- II. Ход событий
- §83. Распространение и раскол протестантского движения
- I. В Германии
- II. Вне Германии
- §84. Плоды и оценка Реформации
- I. Стремления Лютера
- II. Результаты
- §85. Общая характеристика
- I. Католическая реформа в xvIвеке
- II. Папство и реформа
- §86. Начало. Братства в Италии. Орден театинцев
- §87. Осуществление реформы. Папство первой половины xvIвека
- I. Пролог
- II. Поворот при Павле III
- §88. Орден иезуитов
- §89. Тридентский собор
- I. Созыв и работа Собора
- II. Результаты
- §90. Литературные противники Реформации
- §91. Папство и Контрреформация. Католическая национальная церковность
- I. Работа пап
- II. Католические государи
- §92. Столетие святых
- I. Тереза Иисусова
- II. Филипп Нери
- III. Другие ордена
- § 93. Барокко
- §94. Миссионерство за пределами Европы
- §95. Обзор
- I. Папство
- II. Империя и политические силы
- III. Прочие европейские государства
- §96. Государственная церковность
- I. В Испании и Франции
- II. Культурные и религиозные силы
- III. Ситуация в Германии
- §97. Второе столетие святых
- I. Положение Церкви во Франции
- II. Франциск Сальский
- III. Винсент де Поль
- IV. Французская классика; новые ордена
- V. Научные достижения
- §98. Янсенизм
- §99. Квиетизм
- §100. Галликанизм
- § 101. Внекатолическое христианство в xviIвеке
- XviiIвек: Просвещение
- I. Политический и церковно-политический
- II. Богословско-исторический
- §102. Причины возникновения
- I. Протестантизм
- II. Гуманизм
- III. Новая философия
- IV. Просвещение в Германии
- §103. Терпимость
- §104. Всемогущее государство и права Церкви
- I. Автономное национальное государство
- II. Роспуск ордена иезуитов
- III. Йозефинизм
- §105. Проникновение Просвещения в католическую Церковь
- §106. Французская революция
- I. Хронология событий
- II. Принципиальные замечания
- III. Описание
- §107. Секуляризация в Германии (1803г.)
- §108. Политический и церковно-политический обзор
- I. Страны
- II. Папы
- §109. Состояние и деятельность Церкви в xix_xXвеках
- I. Духовное и социальное развитие
- II. Положение Церкви
- III. Общие выводы
- §110. Церковно-политическая реставрация во Франции
- §111. Венский конгресс и новый церковный порядок в Европе
- §112. Классика, романтизм и Реставрация
- I. Духовный и религиозный переворот
- II. Искусство и поэзия
- §113. Закат Церковного государства
- §114. I Ватиканский собор
- § 115. Государственная Церковь и либерализм в Германии
- I. Основные положения
- II. Кёльнские волнения
- III. Культуркампф
- IV. Значение
- §116. Церковь и цивилизация
- I. Индустриализация
- II. Церковь и социальный вопрос
- §117. Вера и знание в xiXвеке
- I. Новое богословие. Тюбингенская школа
- II. Модернизм и борьба с ним
- §118. Католическое благочестие в xiXвеке
- I. Литургия и пастырская деятельность
- II. Другие формы благочестия
- III. Религиозные деятели
- § 119. Миссии и молодые Церкви в заокеанских странах
- §120. Протестантизм в Европе и в Северной Америке с xiXвека
- I. Германия и Дания269
- II. Англия и Америка
- §121. Многообразие и единство христианского Востока
- I. Введение
- II. Церковь или Церкви?
- §122. Отдельные восточные Церкви
- I. Вселенский патриархат в Константинополе
- II. Православие в России
- III. Прочие автокефальные Церкви
- §123. Уния между православием и Римом
- I. Введение
- II. Попытки заключить унию
- III. Общая оценка положения
- §124. Своеобразие и внутренние ценности православия
- I. Основы
- II. Церковь
- III. Благочестие
- IV. Клир и монашество
- V. Богословие
- VI. Выводы
- §125. Новейшее время
- I. Обнадеживающее завершение
- II. Новые импульсы
- III. Экуменическое движение и дело Una-Sancta
- §126. Перспектива
- I. Церковь во времени
- II. Где находится Церковь сегодня?
- III. Иоанн XXIII и вселенский собор
- IV. Павел VI