III. Винсент де Поль
1. К поколению великих пастырей того времени принадлежит также младший современник Франциска Сальского Винсент де Поль (1581_1660). Он родился на юге Франции в многодетной крестьянской семье и стал клириком просто для того, чтобы получить приход. В 1607/1607г. Винсент оказывается в Тунисе, где попадает в плен, его продают в рабство, он бежит в Авиньон. В1609г. в Париже он переживает момент внутреннего преображения. После долгих лет сомнения в вере и тяжелых душевных терзаний он находит спасение: решает стать святым. В 1612г. Винсент становится сельским священником. Затем до 44 лет (12 лет с перерывом) является домашним священником и духовником графа де Гонди, генерала королевских галер. Благодаря содействию графа в 1619г. его назначают на должность главного священника галер, и он ведет душепопечительную работу среди каторжников, добиваясь одновременно облегчения условий их содержания (лечения в больнице). После смерти Людовика XIII (которого он поддерживал на смертном одре) Винсент де Поль становится членом регентского совета «Conseil de Conscience». Он создает благотворительные учреждения, предотвращает голод, организует военную интендантскую службу и полевые кухни для беженцев и населения.
2. Духовное наследие Винсента намного скромнее, чем наследие его друга Франциска Сальского. Его богословие было несложным, его благочестие— простым и ясным: не надо лишних слов, проливай пот, бери нищенскую суму, подбирай подкидышей.
Он был гением практического смысла, великолепным организатором. Он отвечал на запросы своего времени иначе, чем Франциск Сальский, но то, что он делал, было не менее важным. Различие заключалось во внешней форме работы. Альфой и омегой Винсента была деятельная любовь к бедным, к простому народу. Все прочее было только необходимым накоплением сил для практических дел. И он предается молитве и аскезе. Внутренним стимулом его усилий является почти совершенное осуществление идеи покорности провидению: ничего не направлять и не выбирать по собственному желанию, ни деяния, ни часа, ни способа, ни места. Все укажет Господь. Так Винсент достигает почти мистического благочестия (ср. §99).
В этом и заключался удивительный подвиг Винсента: исполнившись апостольского жара, он неутомимо действует на пользу бедным, но всегда ожидает знамения свыше. «Деяния Господа знают свой час. В этот час их и творит Провидение, не раньше и не позже». «Ждать воли Господней и исполнять ее, когда она откроется»: центральное для христианства, исторически и философски глубокое понимание жизни, которое, к сожалению, довольно редко встречается в церковной истории.
3. Винсент осуществляет целый ряд великих предприятий, рассматри вая их как задачи, поставленные перед ним Господом. И чем меньше он их ищет, тем непосредственнее он достигает успеха. Его апостольский жар проистекает из того же полного бескорыстия, какое было свойствен но Бедняку из Ассизи. И так же, как Франциск Ассизский он, несмотря на все свои планы, никогда не оказывал давления на людей, и люди не оказывали ему сопротивления. В этом и заключается тайна его успехов170.
4. Говорить о программе Винсента де Поля в общем нельзя. Фактически его работа в значительной части идет в том же направлении, что и работы Франциска Сальского: (1) катехизис, (2) проповедь (насколько возможно простая по форме), (3) забота о подготовке смены священнослужителей. И сюда же относится его самая значительная заслуга— упомянутая выше многосторонняя и образцовая во всех отношениях организация благотворительной деятельности и богоугодных заведений.
В 1624г. он основал орден священников-миссионеров (лазаристы), в 1633г.— женский благотворительный орден винцентинок (Dames de la charitй); кроме того Serviteurs des Pauvres.
а) Лазаристы приносили обет не брать никаких богатых приходов и работать безвозмездно. Их задачей было содержание народных миссий и душепопечитель ная деятельность среди пленных. Их монастырь стал первой семинарией (Сен-Лазар), где проповедовали и преподавали упражнения для послушников и священников, а также для представителей других сословий. Особенно следует подчеркнуть его заботу о подготовке молодой смены, ибо Винсенту принадлежит заслуга значительного обновления французского клира. Сен-Лазар стал примером для других семинарий. Среди методов, применявшихся в его работе, следует обратить внимание на одну меру, которая распространялась в разных формах и применяетс я по сей день: речь идет о совещании священников по вторникам.
Среди участников этих совещаний Винсент выбрал примерно двадцать человек, и они были назначены епископам и.
б) Орден винцентинок святой основал совместно с Луизой Легра, урожд. де Марийак († 1660г., причислена к лику святых в 1934г.). Это был орден сиделок и сестер милосердия, без клаузуры, готовый оказать помощь в любой форме. «Милосердные сестры» опекали прежде всего больных и сирот, но занимались и другой благотворительной деятельностью.
в) Трудами Винсента было положено начало светским благотворительным учреждениям. С помощью Луизы Легра Винсенту удалось собрать и сплотить людей, желавших по мере сил творить богоугодные дела в частных домах, в больницах, школах, в домах для подкидышей. Из них сформировалась конгрегация. Но дом, в котором они жили, не должен был стать местом их деятельности. Их организация предполагала полную свободу передвижений, чтобы они могли оказать помощь там, где в ней появлялась нужда. В сущности, это была современная служба медицинских сестер!
5. Наряду со всем этим Винсент был одним из великих духовников (г-жа де Гонди, 30 лет службы исповедником в монастыре салезианок). Но и здесь его образ действия отличался от манеры Франциска Сальского, согласуясь с «простым» богословием и благочестием Винсента. Он боролся, в основном, против квиетизма, угрожавшего церковной жизни Франции своей односторонне культивируемой созерцательностью. Сам Винсент и те, кем он руководил, являют пример впечатляющей, но отнюдь не односторонней реакции на таившуюся в квиетизме угрозу. Угроза была велика, поскольку это мистическое движение стало модным в кругах дворянства и высшей аристократии, т.е. соприкасалось там с аморальной, в сущности, культурой (§99). Легко могло случиться, что как и в этой культуре, так и в этой мистике ве-роисповедание и жизнь распадутся, перестанут составлять единство. Это означало бы, что мистика станет только исповеданием, т.е. мистицизмом, как это произошло с доктриной основоположника квиетизма Молиноса. Согласно его теории, совершенно пассивная душа не может согрешить, а потому ей не приходится бороться с искушениями.
6. К оживлению христианского духа, к религиозно-церковной деятельности мирян именно среди простого угнетенного народа стремились и другие группы. Но осуществление этой задачи было делом очень трудным. Так, например, в 1630г. в Париже была основана конгрегация «Compagnie du Saint Sacrement», пытавшаяся оказывать материальную поддержку ремесленникам, проводить их обучение и катехизацию. Но уже в 1665г. она была распущена.
- Третья эпоха
- II. Результаты
- I. Папство
- XviiIвек: Просвещение
- §73. Общая характеристика Нового времени
- I. Место действия
- II. Всеобщие духовные основы
- III. Основные направления работы по истории Церкви
- IV. Отдельные достижения Церкви
- V. Хронологические границы и периодизация
- §74. Политическая и социальная обстановка накануне Реформации
- §75. Религиозно-церковное положение накануне Реформации
- I. Папство
- II. Епископы, соборные капитулы, клир
- III. Народное благочестие
- §76. Ренессанс и гуманизм
- I. Понятие
- II. Характерные черты Ренессанса
- III. Ренессанс и гуманизм как факторы истории Церкви
- IV. Гуманизм в Испании
- §77. Религиозные нестроения
- §78. Церковно-политические силы: национальная церковность
- §79. Причины Реформации
- I. Предварительные замечания
- II. К вопросу о причинах Реформации
- §80. Основные принципы понимания истории Реформации
- §81. Жизнь Мартина Лютера и главные события немецкой Реформации
- I. От рождения до поездки в Рим
- II. Внутреннее становление реформатора
- III. Реформатор. Формирование нового понятия Церкви
- IV. Реформация немецких князей
- §82. Внутреннее развитие Лютера. Его учение
- I. Общие замечания
- II. Ход событий
- §83. Распространение и раскол протестантского движения
- I. В Германии
- II. Вне Германии
- §84. Плоды и оценка Реформации
- I. Стремления Лютера
- II. Результаты
- §85. Общая характеристика
- I. Католическая реформа в xvIвеке
- II. Папство и реформа
- §86. Начало. Братства в Италии. Орден театинцев
- §87. Осуществление реформы. Папство первой половины xvIвека
- I. Пролог
- II. Поворот при Павле III
- §88. Орден иезуитов
- §89. Тридентский собор
- I. Созыв и работа Собора
- II. Результаты
- §90. Литературные противники Реформации
- §91. Папство и Контрреформация. Католическая национальная церковность
- I. Работа пап
- II. Католические государи
- §92. Столетие святых
- I. Тереза Иисусова
- II. Филипп Нери
- III. Другие ордена
- § 93. Барокко
- §94. Миссионерство за пределами Европы
- §95. Обзор
- I. Папство
- II. Империя и политические силы
- III. Прочие европейские государства
- §96. Государственная церковность
- I. В Испании и Франции
- II. Культурные и религиозные силы
- III. Ситуация в Германии
- §97. Второе столетие святых
- I. Положение Церкви во Франции
- II. Франциск Сальский
- III. Винсент де Поль
- IV. Французская классика; новые ордена
- V. Научные достижения
- §98. Янсенизм
- §99. Квиетизм
- §100. Галликанизм
- § 101. Внекатолическое христианство в xviIвеке
- XviiIвек: Просвещение
- I. Политический и церковно-политический
- II. Богословско-исторический
- §102. Причины возникновения
- I. Протестантизм
- II. Гуманизм
- III. Новая философия
- IV. Просвещение в Германии
- §103. Терпимость
- §104. Всемогущее государство и права Церкви
- I. Автономное национальное государство
- II. Роспуск ордена иезуитов
- III. Йозефинизм
- §105. Проникновение Просвещения в католическую Церковь
- §106. Французская революция
- I. Хронология событий
- II. Принципиальные замечания
- III. Описание
- §107. Секуляризация в Германии (1803г.)
- §108. Политический и церковно-политический обзор
- I. Страны
- II. Папы
- §109. Состояние и деятельность Церкви в xix_xXвеках
- I. Духовное и социальное развитие
- II. Положение Церкви
- III. Общие выводы
- §110. Церковно-политическая реставрация во Франции
- §111. Венский конгресс и новый церковный порядок в Европе
- §112. Классика, романтизм и Реставрация
- I. Духовный и религиозный переворот
- II. Искусство и поэзия
- §113. Закат Церковного государства
- §114. I Ватиканский собор
- § 115. Государственная Церковь и либерализм в Германии
- I. Основные положения
- II. Кёльнские волнения
- III. Культуркампф
- IV. Значение
- §116. Церковь и цивилизация
- I. Индустриализация
- II. Церковь и социальный вопрос
- §117. Вера и знание в xiXвеке
- I. Новое богословие. Тюбингенская школа
- II. Модернизм и борьба с ним
- §118. Католическое благочестие в xiXвеке
- I. Литургия и пастырская деятельность
- II. Другие формы благочестия
- III. Религиозные деятели
- § 119. Миссии и молодые Церкви в заокеанских странах
- §120. Протестантизм в Европе и в Северной Америке с xiXвека
- I. Германия и Дания269
- II. Англия и Америка
- §121. Многообразие и единство христианского Востока
- I. Введение
- II. Церковь или Церкви?
- §122. Отдельные восточные Церкви
- I. Вселенский патриархат в Константинополе
- II. Православие в России
- III. Прочие автокефальные Церкви
- §123. Уния между православием и Римом
- I. Введение
- II. Попытки заключить унию
- III. Общая оценка положения
- §124. Своеобразие и внутренние ценности православия
- I. Основы
- II. Церковь
- III. Благочестие
- IV. Клир и монашество
- V. Богословие
- VI. Выводы
- §125. Новейшее время
- I. Обнадеживающее завершение
- II. Новые импульсы
- III. Экуменическое движение и дело Una-Sancta
- §126. Перспектива
- I. Церковь во времени
- II. Где находится Церковь сегодня?
- III. Иоанн XXIII и вселенский собор
- IV. Павел VI