I. Политический и церковно-политический
1. Распад империи близок к завершению. Носителями германских историчес ких традиций является огромное число средних и мелких территорий-государств. Их было так много, что позже, после постановления имперской депутации 1803г., с политической карты Германии исчезло 112 мелких государств.
Важную роль все еще продолжает играть Австрия. И хотя благодаря победам принца Евгения над турками (между 1697_1721) Австрии удалось упрочить свое положение поборницы христианской религии на Востоке, в борьбе за европейское влияние она все более и более уступает свои позиции Франции и Англии, а позже— и Пруссии. Строгая приверженность Габсбургов католицизму поначалу препятствует проникновению идей Просвещения на территорию Австрии. Хотя некоторые из них все же нашли свое отражение в реформах императрицы Марии Терезии (1740_1780),— но лишь ее сын Иосиф II делает реальные шаги навстречу Просвещению. Во всяком случае, даже после его смерти остается в силе эдикт о терпимости по отношению к протестантам и евреям.
В Пруссии Гогенцоллерны с помощью договора с императором Леопольдом I добились признания своего суверенитета и получили право на титул короля (курфюрст бранденбургский Фридрих III, 1699_1713, после коронации в 1701г. стал носить титул короля Пруссии Фридриха I). За возведение курфюрста бранденбур гского в королевский сан особенно ратовали иезуиты и эрмландский епископ Залуски. Но папская курия, находившаяся в то время в конфликте с Пруссией из-за проведенной в 1525г. секуляризации духовных княжеств, признала Прусское королевство лишь в 1787г.
Фридрих Вильгельм I (1713_1740), руководствуясь в своей политике принципами экономии, строгости и обязательного выполнения долга, заложил основу величия Пруссии. Он принял на своей земле зальцбургских протестантов, изгнанных архиепископом Фирмианом (последний случай применения принципа «cuius regio eius religio»). Сын Фридриха Вильгельма I, Фридрих II (1740_1786), после унаследования им Силезии не стал посягать на права приверженцев католической веры, напротив, для верующих-католиков в Берлине была возведена церковь Св. Хедвиги.
2. Во Франции во время правлении Людовика XV (1715_1774) устанавливают ся тесные связи между высшим духовенством и королевской властью. Но по сути своей этот союз не имел ничего общего с интересами Церкви. Проблемы, с которыми ей приходилось сталкиваться, не только не решались, но часто просто не принимались во внимание. Превыше всего ставились интересы государственные, как это было и при Ришелье (главная задача— укрепление абсолютной монархии). Именно с этого времени во Франции складываются благоприятные условия для распространения просветительских идей. Уже в 1764г. во Франции был распущен орден иезуитов. Людовик XVI (1774_1792), пользовавшийся всеобщим уважением и бывший человеком глубоко благочестивым, не мог дольше противиться радикальным переменам, происходившим в стране. Французская революция (§106) подвела окончательный итог: отказ короля утвердить закон о духовенстве (Constitution civile du clergev) означал конец французской монархии.
3. В Англии с 1714г. на троне— ганноверская династия, пришедшая к власти благодаря своему протестантскому вероисповеданию. Одновременно с ростом политического влияния Англии, мирового признания добивается и английская философия (деизм) (§102).Также большое значение имели выступления методиста Джона Уэсли (1703_1791) (о методизмесм. §120, III).
4. В XVII_XVIIIвв. влияние методистов, наряду с другими сектами, распростра няется и на североамериканские колонии. В Декларации о независимости, принятой 4 июля 1776г. в период войны за независимость в Северной Америке, провозгла шались свобода и равенство всех людей и признавались равные права различных конфессий и деноминаций по образцу Билля о правах, утвержденного в Вирджинии тремя неделями раньше. В первой поправке к конституции США (1791г.) оговаривалось принципиальное положение об отделении Церкви от государства.
5. В Испании с 1713г. правит королевская династия Бурбонов, что на протяжении всего столетия способствует укреплению союза Испании с Францией. Сильное влияние просветительских идей в стране привело к роспуску ордена иезуитов уже в 1767г.
6. Португалия, поддерживавшая тесные связи с Англией, добивается, в основном усилиями министра Помбаля (1756_1777), значительных внешнеполитичес ких успехов. Проводимая министром политика реформ, направленных на пропаганду идей Просвещения, послужила причиной для организации заговора, в результате которого в 1758г. было совершено покушение на короля Генриха IV. После раскрытия заговора Помбаль направил все свои усилия на борьбу против Церкви, папы римского, но в первую очередь против иезуитов, считавшихся непосредственными организаторами заговора. В 1759г. деятельность Общества Иисуса была запрещена после того, как в испанском Парагвае, перешедшем в 1750г. во владение Португалии, были ликвидированы миссионерские поселения иезуитов. (Формальным поводом для их изгнания из страны послужило восстание индейцев против португальцев в 1758г.) В том же 1759г. из Португалии был выслан папский нунций.
7. Все более значимую роль в европейской политике играет Россия. Во времена правления Елизаветы I (1741_1762) и Екатерины II (1762_1796) в страну начинают проникать западноевропейские общественные идеи и в первую очередь идеи Просвещения. Частично захватив территории некоторых балканских государств, до этого принадлежавших Турции (1768_1774, 1787_1792), Россия стяжала себе славу главной опоры и защиты православной Церкви.
8. В Польше, отчасти под давлением иезуитов на правительство, усиливается дискриминация по отношению к некатоликам (в 1666г. из состава сената был выведен последний сенатор-протестант; в сейме протестанты были представлены до 1768г.). В 1724г. произошло событие, получившее название «Торуньского кровавого суда»: польское правительство распорядилось казнить 14 протестан тов— участников антииезуитских выступлений. В результате Пруссия и Англия выразили свой дипломатический протест. Договор, заключенный в 1768г. между Россией, Пруссией, Данией и Швецией, с одной стороны, и Польшей— с другой, восстановил польских протестантов в их правах. В последние три десятилетия XVIIIв. Польша, будучи разделена (в 1772, 1793, 1795 годах) между Пруссией, Австрией и Россией, исчезла с политической карты Европы как суверенное государство.
9. В XVIIIв. Швеция утратила все преимущества, полученные ею в ходе Тридцатилетней войны. Главной причиной тому была неудачная политика Карла XII (1697_1718), уступившего России в борьбе за балтийские государства. Влияние идей Просвещения в Швеции было заметно лишь в слабой степени, хотя в области естественных наук можно было выделить некоторых прогрессивных ученых (Линней, Цельсий).
10. В 1740г. Турция признает Францию в качестве защитницы христиан на Востоке. В 1774г. в подвластных Турции княжествах Молдавия и Валахия была провозглашена свобода вероисповедания.
- Третья эпоха
- II. Результаты
- I. Папство
- XviiIвек: Просвещение
- §73. Общая характеристика Нового времени
- I. Место действия
- II. Всеобщие духовные основы
- III. Основные направления работы по истории Церкви
- IV. Отдельные достижения Церкви
- V. Хронологические границы и периодизация
- §74. Политическая и социальная обстановка накануне Реформации
- §75. Религиозно-церковное положение накануне Реформации
- I. Папство
- II. Епископы, соборные капитулы, клир
- III. Народное благочестие
- §76. Ренессанс и гуманизм
- I. Понятие
- II. Характерные черты Ренессанса
- III. Ренессанс и гуманизм как факторы истории Церкви
- IV. Гуманизм в Испании
- §77. Религиозные нестроения
- §78. Церковно-политические силы: национальная церковность
- §79. Причины Реформации
- I. Предварительные замечания
- II. К вопросу о причинах Реформации
- §80. Основные принципы понимания истории Реформации
- §81. Жизнь Мартина Лютера и главные события немецкой Реформации
- I. От рождения до поездки в Рим
- II. Внутреннее становление реформатора
- III. Реформатор. Формирование нового понятия Церкви
- IV. Реформация немецких князей
- §82. Внутреннее развитие Лютера. Его учение
- I. Общие замечания
- II. Ход событий
- §83. Распространение и раскол протестантского движения
- I. В Германии
- II. Вне Германии
- §84. Плоды и оценка Реформации
- I. Стремления Лютера
- II. Результаты
- §85. Общая характеристика
- I. Католическая реформа в xvIвеке
- II. Папство и реформа
- §86. Начало. Братства в Италии. Орден театинцев
- §87. Осуществление реформы. Папство первой половины xvIвека
- I. Пролог
- II. Поворот при Павле III
- §88. Орден иезуитов
- §89. Тридентский собор
- I. Созыв и работа Собора
- II. Результаты
- §90. Литературные противники Реформации
- §91. Папство и Контрреформация. Католическая национальная церковность
- I. Работа пап
- II. Католические государи
- §92. Столетие святых
- I. Тереза Иисусова
- II. Филипп Нери
- III. Другие ордена
- § 93. Барокко
- §94. Миссионерство за пределами Европы
- §95. Обзор
- I. Папство
- II. Империя и политические силы
- III. Прочие европейские государства
- §96. Государственная церковность
- I. В Испании и Франции
- II. Культурные и религиозные силы
- III. Ситуация в Германии
- §97. Второе столетие святых
- I. Положение Церкви во Франции
- II. Франциск Сальский
- III. Винсент де Поль
- IV. Французская классика; новые ордена
- V. Научные достижения
- §98. Янсенизм
- §99. Квиетизм
- §100. Галликанизм
- § 101. Внекатолическое христианство в xviIвеке
- XviiIвек: Просвещение
- I. Политический и церковно-политический
- II. Богословско-исторический
- §102. Причины возникновения
- I. Протестантизм
- II. Гуманизм
- III. Новая философия
- IV. Просвещение в Германии
- §103. Терпимость
- §104. Всемогущее государство и права Церкви
- I. Автономное национальное государство
- II. Роспуск ордена иезуитов
- III. Йозефинизм
- §105. Проникновение Просвещения в католическую Церковь
- §106. Французская революция
- I. Хронология событий
- II. Принципиальные замечания
- III. Описание
- §107. Секуляризация в Германии (1803г.)
- §108. Политический и церковно-политический обзор
- I. Страны
- II. Папы
- §109. Состояние и деятельность Церкви в xix_xXвеках
- I. Духовное и социальное развитие
- II. Положение Церкви
- III. Общие выводы
- §110. Церковно-политическая реставрация во Франции
- §111. Венский конгресс и новый церковный порядок в Европе
- §112. Классика, романтизм и Реставрация
- I. Духовный и религиозный переворот
- II. Искусство и поэзия
- §113. Закат Церковного государства
- §114. I Ватиканский собор
- § 115. Государственная Церковь и либерализм в Германии
- I. Основные положения
- II. Кёльнские волнения
- III. Культуркампф
- IV. Значение
- §116. Церковь и цивилизация
- I. Индустриализация
- II. Церковь и социальный вопрос
- §117. Вера и знание в xiXвеке
- I. Новое богословие. Тюбингенская школа
- II. Модернизм и борьба с ним
- §118. Католическое благочестие в xiXвеке
- I. Литургия и пастырская деятельность
- II. Другие формы благочестия
- III. Религиозные деятели
- § 119. Миссии и молодые Церкви в заокеанских странах
- §120. Протестантизм в Европе и в Северной Америке с xiXвека
- I. Германия и Дания269
- II. Англия и Америка
- §121. Многообразие и единство христианского Востока
- I. Введение
- II. Церковь или Церкви?
- §122. Отдельные восточные Церкви
- I. Вселенский патриархат в Константинополе
- II. Православие в России
- III. Прочие автокефальные Церкви
- §123. Уния между православием и Римом
- I. Введение
- II. Попытки заключить унию
- III. Общая оценка положения
- §124. Своеобразие и внутренние ценности православия
- I. Основы
- II. Церковь
- III. Благочестие
- IV. Клир и монашество
- V. Богословие
- VI. Выводы
- §125. Новейшее время
- I. Обнадеживающее завершение
- II. Новые импульсы
- III. Экуменическое движение и дело Una-Sancta
- §126. Перспектива
- I. Церковь во времени
- II. Где находится Церковь сегодня?
- III. Иоанн XXIII и вселенский собор
- IV. Павел VI