logo search
ЛОРТЦ История Церкви II

II. Внутреннее становление реформатора

С конца 1511 (или 1512)г. Лютер снова, теперь уже навсегда, поселяется в Виттенберге, который ему придется покидать лишь на некоторое время. Осенью 1512г. он получает степень магистра богословия, что равнозначно докторской степени, и приносит присягу: соблюдать верность Церкви, не проповедовать никаких учений, осужденных Церковью или посягающих на ее догматы, и доносить на тех, кто станет проповедовать такие учения. Вскоре на него наваливается много работы: помимо философских штудий, лекции по философии, служба в Церкви и административные обязанности в монастыре (как хороший работник и монах он явно пользуется расположением университетского начальства и братьев-монахов в монастыре). Но в это время в нем уже формируется ложный взгляд на литургию. Приступы внутреннего страха носят все более бурный характер. Он читает мистика Таулера (позже он прочтет его «Немецкое богословие»), сближается с генеральным викарием ордена Иоганном Штаупицем, который пытается освободить его от страхов: «Взгляни на раны Распятого, они сулят тебе оправдание». «Не Господь тебя мучит, ты сам себя мучаешь».

В большом обзоре раннего богословского развития Лютера, написанном им в 1545г., не слишком внятно сообщается, что в начале своего пребывания в Виттенберге он испытал знаменитое «происшествие в башне»52, о чем мы упомянем ниже в другой связи.

Первые лекции, в которых по причине этого «происшествия в башне» ощущается реформаторский сдвиг Лютера, были прочитаны в 1513_1515гг. (о Псалмах), в 1515_1516гг. (о Послании к Римлянам), в 1516_1519 (о Посланиях к Галатам, к Евреям и к Титу).

В общем, следует заметить, что тексты Лютера во многих местах не дают нам права ставить знак равенства между выражениями «реформаторский» и «еретический». Например, основные тезисы лекции о Послании к Римлянам допускают католическую интерпретацию.