logo search
ЛОРТЦ История Церкви II

III. Йозефинизм

1. Уже во время правления императрицы Марии Терезии (1740_1780) был проведен целый ряд церковных реформ. Но в принципиальных вопросах Мария Терезия все же пыталась добиться согласия с папством. Совсем иначе было при правлении ее сына Иосифа II (1741_1790, император с 1765 по 1790г.). Хотя он желал оставаться верным сыном Церкви, и хотя некоторые его указы были проникнуты христианским духом, а его содействие улучшению образовательного процесса в семинариях и внесению порядка в церковную деятельность было просто целительно, но все же, несмотря на все это, на первый план у него выступила идея о всемогущем государстве и «просвещен ном абсолютизме».

Здесь сказывалось воспитание императора в духе Просвещения, его раннее знакомство с трудами Вольтера и то влияние, которое имел на него государственный канцлер Венцель Кауниц († 1794г.). Деятельность Церкви регламентировалась государственным законодательством буквально во всем, за исключением лишь тех вопросов, «которые были связаны исключительно с трактовкой догматов и заботой о душе». Пострадала от этого и легализованная с 1781г. протестантская церковная община. Существовавшие в то время децентрализующие тенденции в церковной жизни особенно отчетливо проявлялись в деятельности сторонников фебронианизма (§105). По их мнению, страны, входящие в состав империи, не должны были находиться под непосредственной юрисдикцией папы, а для всех без исключения указов папы было необходимо особое согласие.

Рационалистическая и утилитарная прямолинейность вышеназванных требований свидетельствовала об их религиозной незрелости. Уже не только проблемы нового разграничения епархий и семейного права рассматривались в качестве государственной прерогативы (были разрешены разводы и не возбранялись повторные браки), но и в вопросы о монашеских орденах и монастырях, о порядке отправления служб, о количестве алтарей и об их украшении, о духовных семинариях, о молитвенниках, о паломничестве, о процессиях, о братствах, о поклонении святыням и т.д. и т.п. путем национализации (монашеские ордена были выведены из зарубежного подчинения и переданы в ведение австрийского епископата), схематизации и различных ограничений были внесены существенные изменения, отвечавшие «просвещенному» духу и служившие государственно-цер ковным интересам. При Иосифе II в 1783г. были организованы Генеральные духовные семинарии; дух Церкви в них часто не принимался во внимание, а из клира подготавливали преимущественно государственных служащих.

Сотни монастырей были без долгих размышлений закрыты, якобы из-за их ненадобности гражданскому обществу.

Но в то же время были созданы сотни новых церковных приходов, а Генеральные семинарии по уровню методическо-дидактического преподавания заметно отличались в лучшую сторону от небольших семинарий при епископатах, учебных заведений монашеских орденов и конгрегаций. Этими обстоятельствами и объясняется тот факт, что реформы Иосифа II были поддержаны значительной частью епископов. Лишь очень немногие из них пытались противостоять распространению влияния полицейского государства на сферу церковных интересов.

2. Ничто было не в состоянии коренным образом изменить сложившуюся ситуацию и положительно повлиять на просветительско-феб ронианистский дух, захвативший вплоть до середины XIXв. всю Австрию (и таким образом, продержавшийся там дольше, нежели в других католических государствах)— ни необычайные усилия, приложенные папой Пием VI во время его визита в Вену в 1782г., ни ответный визит в Рим в следующемгоду императора Иосифа II.

«Архидьякон Священной Римской империи», как в насмешку называл императора неверующий Фридрих II, своими реформами сильно ограничил жизненное пространство Церкви, а в конечном итоге его ждало лишь разочарование и потеря унаследованных им бельгийских католических земель (в результате разрыва с бельгийским епископатом из-за бельгийской революции, начавшейся в 1776г.). И когда он сначала в Венгрии, а затем и его брат и преемник Леопольд II (1790_1792) на всей территории империи, пытались несколько смягчить последствия столь жесткой политики по отношению к Церкви, то было уже слишком поздно. Французская революция коренным образом изменила ход церковного развития.

3. В то время не повсюду можно было наблюдать, казалось бы, столь естественное единство епископата и рядовых католиков. В Германии существовали серьезные разногласия между реформаторскими, католическо-просветительскими епископатами Гонтгейма, Дальберга, Вессенберга и другими, с одной, и низшим духовенством и большинст вом простых католиков, с другой стороны. Вмешательство государст ва в церковные обычаи и ритуалы воспринималось последними скорее как переход к протестантизму. И потому, что недалекие папские нунции (в первую очередь Бартоломео Пакка186.