logo search
Ложь ислама 1

Часть 5. Свидетельствуя мусульманам... П. 39 Мышление мусульманина. Связь с уммой.

За мусульманским регионом прочно закрепилась слава как наиболее сильно сопротивляющимся усилиям евангелизации. ...

Возможное непонимание. "Знаешь ли ты, что Иисус Сын Божий?", "Знаешь ли ты, что Он пострадал за тебя на кресте?" эти вопросы часто используются в разговорах с неверующими людьми. Правомочно ли так прямолинейно задавать их мусульманину? Ранее уже было сказано об отношении мусульман к христианским понятиям Троицы, сыновству Иисуса Христа, кресту... Как мы видим, средний мусульманин превратно судит обо всем этом. Поэтому очень часто механическое использование этих понятий может привести работу миссионера к краху уже в самом начале. Уже сейчас, зная об искаженном восприятии мусульманами библейской истории, мы можем построить собственную схему примерной беседы с мусульманами, основанную на том, о чем мы ему скажем, и на том, как нам придется отвечать на его вопросы типа: "Вы христианин?", "Вы верите в Троицу?", "Иисус был рожден от Бога? А Его матерью была дева Мария?", "Был ли распят Христос?".....

Общаясь с людьми, которые в любую минуту готовы отвергнуть вас и ваше свидетельство, нужно быть максимально осмотрительными и осторожными в выражениях и словах, чтобы не оскорбить их и быть ими понятыми. Мусульманское мировоззрение, основанное на их богословии и культуре, в корне отличается от мировоззрения других людей. Их логика, методы мышления и взгляды на разные вещи порою просто непонятны тому же европейцу. Миссионерам в мусульманских странах нужно об этом помнить. В разговоре с мусульманами необходимо уточнить, что вы имеете в виду и что он имеет в виду, говоря о тех или иных библейских фактах.

Логика мусульман. Обратите внимание на логику мусульман. Многие иностранцы, работавшие в исламских странах, открыли для себя то, что мусульманская логика не следует общепринятым мыслительным моделям, т.е. так называемой "линейной логике". Этот тип мышления широко распространен среди восточных народов и весьма характерен для уммы.

Западный исследователь Эдвард Вестмарк приводит типичный пример мусульманского "нелинейного" мышления. Он рассказывает об одном марокканском шарифе, потомке самого Мухаммада, уважаемом и почитаемом всеми человеке, к которому часто обращались за помощью люди, считая его святым. Шариф, вопреки всем установлениям шариата, весьма любил вино. Когда сам Вестмарк выразил некоторым из местных жителей свое удивлению по этому поводу, то услышал в ответ, что так как шариф святой, то вино, которое он пьет, касаясь его уст, превращается в мед. Вестмарк спросил, почему же он явно пьянеет после употребления этого "меда"? "Все возможно святому", таков был ответ.

Этот пример ярко иллюстрирует совершенно искреннее непонимание местных марокканцев того удивления и возмущения, высказанного европейцем по поводу явного обмана. Для них, типичных мусульман, все здесь было в порядке и шариф оставался святым.

Для мусульман вполне логичными кажутся соседствующие статьи в исламских изданиях, одна из которых будет с возмущением писать о существовании миссионерских христианских точек в исламских странах и о "христианской экспансии" в "доме ислама", а другая рядом будет с гордостью сообщать об открытии нового исламского центра в штате Огайо (США) и успехах исламизации христианского населения.

Изучение священного писания. Также хочется упомянуть мусульманский метод изучения священного писания (Корана). Если христианин вдумчиво, порой с энциклопедией и карандашом в руках, читает Библию, подвергая серьезному анализу ее сложные места, и знание Библии основывается у христиан не на формальном заучивании ее стихов и книг, то для среднего мусульманина изучение Корана это механическое зазубривание целых сур (часто на непонятном для них арабском языке), не вдаваясь в смысл аятов. Как уже говорилось, долгое время Коран не переводился с арабского, его запрещалось истолковывать. Содержание Корана считалось ясным и понятным, слова священными, могущими служить талисманом, оберегающим от беды.

Щит мусульман. Можно и далее приводить подобные примеры, но вывод ясен: беседа с мусульманином не одно и то же, что беседа с европейцем. Нельзя делать ставку на последовательные логические выводы, вытекающие один из другого. Мусульманин это может просто не понять. А соглашающийся с вами мусульманин может вообще не соглашаться с вами. На наши логичные выводы и доказательства мы можем услышать просто: "Аллах-у акбар!" Т.е. "Аллах велик!" Дословно: "Аллах больше!" Эта фраза щит. Щит от малейших попыток понять природу действительного Бога. "Аллах-у акбар!" призыв, раздающийся по сорок раз в день с каждого минарета во всем мире. "Аллах-у акбар!" слова, которые как мантра или заклинание повторяются многократно каждым мусульманином в течение всей жизни.

В книге Деяний Апостолов в 19 главе описывается волнение, произошедшее в Ефесе, когда апостол Павел со своими спутниками проповедовал там. Толпа язычников собралась против Павла на площади и "...когда уже узнали, что он (Павел) иудей, то закричали все в один голос и около двух часов кричали: "Велика Артемида Ефесская!" (Деян 19:34).

Эта ситуация, описывающая нравы эллинов первого века н.э., весьма характерна и для современного мусульманского мира. Мусульмане очень подвержены внешнему эмоциональному воздействию и быстро откликаются на агитацию. Едва они начинают чувствовать, что их религия находится в опасности (мнимой или реальной), как они сразу же собираются вместе и движутся толпами, скандируя "Аллах-у акбар!"

Связь с уммой. Необходимо уважать общественные связи мусульман. Ориентация на группу сильно отличает их от американско - европейского идеала индивидуализма и личной независимости. Например, если в русской, американской или немецкой семье брак личное дело каждого человека, когда порой молодые люди даже с родителями не консультируются, то в мусульманских семьях дело обстоит совершенно не так. Брак здесь затрагивает интересы обеих семей, и обе семьи живо участвуют в обсуждении этого. Связи в мусульманской группе очень сильны и это необходимо учитывать.

К тому же необходимо помнить, что типичный мусульманин - это человек уммы, своего общества. Общество (семья, родственное и другое окружение, нация) крепко держат его в своих руках. Разговаривая с мусульманином, знайте, что сейчас незримо за его спиной находится все это общество. Признать Христа для мусульманина значит порвать со своим обществом, которым он так дорожит, навлечь на себя остракизм и преследования, которых он боится. Для европейца, американца такой проблемы практически не существует, либо она выражена в очень слабой форме.

Умма, потерявшая своего члена, ушедшего в церковь, может решиться на крайние меры вплоть до его убийства. Конечно, прежде всего, это характерно для сугубо мусульманских стран Ближнего Востока, Средней Азии и Африки. Но и в относительно "спокойных" странах с мусульманскими традициями (Татарстан, Башкортостан...) христиане из традиционных мусульманских наций испытывают порой сильнейшее давление со стороны ближнего окружения, которое может вылиться в непредсказуемые последствия. Ведь обращение мусульманина ко Христу навлекает позор не только на его голову, но и на всю его семью и родственников.

Если европеец или американец, слыша весть о Христе, относится к ней по крайней мере без неуважения, то мусульманин сразу ощущает опасность. Это чувство опасности порождает недоверие, страх и, в конечном счете, даже ненависть к беседующему с ним христианину. Умма, четырнадцативековая история ислама, "вера отцов", страх оказаться "белой вороной", недоверие и презрение к христианам все это становится стеной между мусульманином и Христом.

Вопросы:

1) Расскажите о характерных особенностях мусульман, отличающих их от другой аудитории.

2) В чем, по-вашему, здесь главное препятствие для вас лично?

3) Как, по вашему мнению, должна протекать беседа с мусульманином?

4) В чем опасность влияния уммы на своих членов?