logo
Ложь ислама 1

Глава 3. В какой мере доктрины и история Корана и Предания позаимствованы у иудейских толкователей, а некоторые религиозные обряды – у сабинян.

•  Каин и Авель •  Авраам

В период, когда Мухаммед всячески стремился обратить свой народ от идолопоклонства к вере Авраама, у арабов не было общепризнанных религиозных рукописей, и поэтому было невероятно трудно показать им всю греховность их родных вер. На полуострове существовало три веры – сабинянская, иудейская и христианская – каждая из которых, и мы надеемся доказать это, помогла вскормить ислам, который на первом своём этапе походил на младенца в колыбели.

САБИНЯНЕ исчезли. От них не осталось и следа, и даже об истории известно очень мало. Востоковеды [1] говорят, что они были первыми поселенцами Сирии; и позаимствовали свою веру у Сифа и Идрис; они имели книгу, под названием “ Страницы Сифа” , которая прививала праведность, истину, смелость, заботу о бедных и воздержание от зла. Они молились семь раз, пять из которых совпадают по времени с выбранными Пророком. Они молились и за мёртвых, но, не простираясь при этом; постились на протяжении тридцати дней с вечера до рассвета, а когда молодой месяц плохо поднимался, то за оставшийся день месяца; отмечали Ид при становлении их пяти звёзд; чтили Ка'абу. Итак, мы видим, что многие обряды сабинян всё ещё остаются в силе среди мусульман.

 

Обратимся к ИУДЕЯМ. Всем известно, насколько многочисленна и могущественна была раса в Аравии во времена Мухаммеда, и в особенности перед Хиджрой. Среди главных племён были бени корейца, кайнука и надхир, три поселения которых находились поблизости Медины.

Когда стало очевидным, что иудеи никоим образом не признают в Мухаммеде пророка, тот выступил с несколькими серьёзными битвами против них, и, не без труда, либо взял их в плен, либо заколол мечом, либо же изгнал из земли. И хотя эти иудеи были несведущи, всё же они обладали и тщательно хранили Тору, Псалмы и т.д., и называли их (как и христиан) “ народом Книги” . И хотя, в целом, народ либо не знал иврит, либо знал очень мало, они всё-таки (подобно иудеям того времени в Персии) были знакомы с историями Талмуда и глупыми небылицами, передаваемыми предками; и, не зная ничего о своих священных книгах, они считали эти истории святыми и набожными.

Необразованные арабы тех дней смотрели на своих соседей – иудеев – с почтением и уважением, как на семя Авраамово и обладателей Слова Божьего. А когда Пророк отвернулся от идолов, ненавистных Всевышнему, и искал, как обратить свой народ к вере Авраама, то усерднейше принялся изучать, из каких учений, традиций и обязанностей состоит данная вера. Сравнивая их с Кораном и Преданием, мы находим очень близкое сходство между ними. Итак, во всех местах Коран свидетельствует о вере Авраама, об истинности иудейской религии и небесном происхождении их пророческих книг. Следующие отрывки подтверждают это: “ Не спорь с народом Книги, но как можно мягче, за исключением тех, кто поступает оскорбительно; и скажи: “Мы верим в то, что было открыто нам. И в то, что было открыто вам; наш Бог и ваш Бог – Един, и Ему мы покоряемся”. И ещё – Скажи: “Мы верим в Бога, и в то, что было ниспослано нам, и в то, что было ниспослано Аврааму и Измаилу, Исааку и Иакову, и Коленам; и в то, что было передано Моисею и Иисусу, и в то, что было передано пророкам от Господа”. Мы не видим различия между ними; мы покоряемся Ему”. В этот период Мухаммед соделал Святой Дом (Иерусалим) Киблой для своих последователей, ставшей впоследствии, Киблой иудеев (сохранилась до сих пор).

Вы можете возразить, что Мухаммед, как “неграмотный пророк”, должно быть, не умел читать [2], как же тогда он мог получить все эти знания с иудейской литературы? Но даже если вы согласитесь, что такое возможно, всё же ему было бы гораздо легче узнать об их верованиях, обычаях и рассказах от своих товарищей – Обейдаллаха, Вараки, или даже от друзей-иудеев. Так как эти люди хоть и плохо знали Ветхий Завет, но хорошо знали глупые истории, бытующие среди иудеев. Итак, если мы сравним Коран с историями Талмуда и других книг, становится ясно, почему Коран рассказывает такие невероятные истории об Аврааме и других личностях Торы – потому что они взяты с иудейских преданий. И сейчас мы приведём в доказательство несколько примеров.

 

Первый. Каин и Авель. – В Суре v . 30-35 имеем следующий отрывок:

“ И прочитай им весть о двух сыновьях Адама с истиной. Вот они оба принесли жертву; и была принята она от одного и не принята от другого. Он сказал: “Я непременно убью тебя!” Тот сказал: “Ведь Аллах принимает (жертвы) только от богобоязненных. Если ты прострёшь ко мне свою руку, чтобы убить меня, я не протяну руки к тебе, чтобы убить тебя. Я ведь боюсь Аллаха, Господа миров. Я хочу, чтобы ты взял на себя грех против меня и свой грех и оказался среди обитателей огня. Это – воздаяние неправедным”. И душа его представила ему лёгким убийство брата, и он убил его и оказался среди потерпевших убыток. И послал Аллах ворона, который разрывал Землю, чтобы показать ему, как скрывать скверну его брата. Он сказал: “Горе мне! Я не в состоянии быть подобным этому ворону и скрыть скверну моего брата”. И оказался он в числе раскаявшихся (ст. 35). По этой причине предписали Мы сынам Исра'ила: кто убил душу не за душу или не за порчу на земле, тот как будто бы убил людей всех. А кто оживил её, тот как будто бы оживил людей всех”.

Так вот, этот разговор и происшествие между Каином и Авелем, выписанное выше из Корана, иудеи поведали нам в разных вариациях [3]. И когда Каин, по их словам, утверждал, что нет никакого наказания за грех и награды за добродетель, а Авель утверждал обратное, то Каин убил брата камнем. В книге “Пирке Равви Елеазер” мы находим такой же способ захоронения Авеля, как и в Коране, за исключением того, что ворон показывает пример Адаму, а не Каину: Адам и Ева сидят около трупа и плачут, не зная, что делать, потому что они ещё не знали, как хоронить. Тут спускается ворон, неся с собою тело своего приятеля; он вырыл когтями углубление в земле и похоронил его у них на глазах. Адам сказал: давай последуем примеру ворона; и так они взяли тело Авеля и тут же похоронили.

Если читатель взглянёт на последний (35-й) стих, процитированный из Суры v , то заметит, что между ним и предыдущим отрывком нет ничего общего. Однако такую связь объясняет Мишна Санхедрин: цитату из Бытия – “ ...голос крови брата твоего вопиёт ко Мне от земли” [4] – автор толкует следующим образом: “Обращаясь к Каину, убившему своего брата, Господь говорит не “голос крови брата твоего вопиёт”, а “голос кровей”; то есть не только его кровь, но и его потомков; а поскольку Адам был создан сам, то убивший израильтянина считается, из-за употребляемого здесь множественного числа, убийцей мира в целом; а спасший одного израильтянина – спасает, как бы, весь мир”. И смотря на 35-й стих из выше приведённой цитаты, мы обнаружим практически то же, что и в старом иудейском толковании. Однако в Коране даётся только первая часть, а вторая опускается. А эта пропущенная часть является связующим звеном между двумя отрывками Корана, без которого они невразумительны.

 

Второй. Авраам спасается из огня Нимрода. – Эта история разбросана по разным эпизодам Корана, в основном в тех, что приводятся ниже [5]. Читая их, вместе с записями Предания мусульман [6], любой читатель сразу же ощутит, что рассказанная там история взята с одной из древних иудейских книг под названием “ Мидраш Раббах”. Чтобы прояснить ситуацию, вначале нам следует рассмотреть историю в Коране и мусульманских манускриптах, а затем сравнить её с иудейским сказанием выше указанной книги.

В работе Абдул Феда мы имеем следующую историю [7]. Азар, отец Авраама, изготовлял идолов и передавал сыну на продажу. Авраам ходил повсюду и кричал: “Кто купит то, что причинит ему вред и не принесёт никакой пользы?” А когда Всевышний Бог повелел ему призвать свой народ к Божественному единству, отец отверг призыв, так же поступил и народ. Слухи об этом деле распространились за пределы страны и достигли Нимрода, сына Куша, короля страны.... Он взял отца Авраама и бросил в раскалённый огонь; но огонь охладевал и становился приятным Аврааму, из которого он вышел спустя несколько дней. И тогда народ поверил ему.

В Араиш аль Маджалис мы читаем: До этого, когда Авраам вышел однажды вечером из пещеры и увидел звёзды, ещё до восхода луны, то сказал: Это мой Хранитель [8]. И когда покрыла его ночь, он увидел звезду и сказал: “Это – Господь мой!” Когда же она закатилась, он сказал: “Не люблю я закатывающихся”. Когда он увидел месяц восходящим, он сказал: “Это – Господь мой!” Когда же тот зашёл, он сказал: “Если Господь мой меня не выведет на прямой путь, я буду из людей заблудившихся”. Когда же он увидел солнце восходящим, то сказал: “Это – Господь мой, Он – больший!” Когда же оно зашло, он сказал: “О народ мой! Я непричастен к тому, что вы придаёте Ему в сотоварищи. Я обратил лицо своё к тому, кто сотворил небеса и землю, поклоняясь Ему чисто, и я – не из многобожников”.

Говорят, что отец Авраама изготовлял идолов и давал их Аврааму для продажи. Авраам носил их повсюду и кричал: “Они ни навредят, ни помогут тому, кто их покупает”, поэтому никто у него не покупал. И если образ не был продан, он брал его к течению, отбивал ему голову и говорил, насмехаясь: Пей, мой бедненький! - чтобы его народ и язычники вокруг слышали его. А когда люди возражали ему, он говорил: “ Неужели вы препираетесь со мной из-за Аллаха, в то время, как Он вывел меня на прямой путь? Это - Наш довод, который Мы даровали Ибрахиму против его народа. Мы возвышаем степенями тех, кого желаем. Поистине, Господь твой – мудрый, знающий!” [9] Итак, в конечном счете, Авраам взял верх над своим народом такими доводами. Затем он призвал своего отца Азара к истинной вере, и сказал: “ Отец мой, почему ты поклоняешься тому, что не слышит и не видит и не избавляет тебя ни от чего?”, и так до конца истории [10]. Но отец отверг то, к чему призывал его Авраам; после чего Авраам громко возглашал народу, что он свободен от того, чему они поклоняются, и открыл им, таким образом, свою веру. Он сказал: “ А присмотрелись ли вы к тому, чему вы поклонялись, вы и ваши древние отцы? Ведь они – враги мне, кроме Владыки миров” [11]. А они отвечали: Кому тогда ты поклоняешься? Он отвечал: “Господу миров”. “Ты имеешь ввиду Нимрода?” “Нет, но Того, Кто сотворил меня и направляет меня”, и так далее. Дело распространилось за пределы страны и дошло до слуха тирана Нимрода, который послал за ним, сказав: “О Авраам! Ты утверждаешь, что твой бог послал тебя; ты призываешь поклоняться ему и рассказываешь о его силе тем, кто не поклоняется ему? Кто он?” Авраам: “Господь мой – тот, который оживляет и умерщвляет” [12]. Нимрод: “Я оживляю и умерщвляю”. Авраам: “Каким образом ты оживляешь и умерщвляешь?” Нимрод: “В моих руках два мужчины, заслуживающих смерти, одного я убиваю, и он умирает; другого я прощаю, и он остаётся в живых”. На что Авраам ответил: “ Вот Аллах выводит солнце с востока, выведи же его с запада”[13]. Нимрод был загнан в тупик, и ничего не ответил. Народ тогда отправился праздновать Ид, а Авраам, воспользовавшись моментом, поразбивал всех идолов, кроме самого большого, и далее история продолжается:

Люди приготовили пищу и поставили пред своими божками, сказав: “Когда наступит время, мы вернёмся и будем есть от тех богов, которые благословят еду”. Авраам взглянул на божков и на то, что стояло перед ними, сказал насмешливо: “ Разве вы не едите?”; и когда ответа не последовало: “Что с вами, вы не говорите?” И проник он к ним, ударяя правой рукой [14]. И так он продолжал крушить их топором, пока не остался только самый большой из них, которому он повесил топор на шею [15]. А когда люди возвратились с Ида в дом божков и увидели такую картину, то сказали: “ Кто сделал это с нашими богами? Он, поистине, неправедный!” И отвечали: “Мы слышали юношу, который поминал их, которого называют Ибрахим”. Мы думаем, что это он сделал. Когда весть о случившемся дошла до слуха тирана Нимрода и его главных, они сказали: Приведите же его пред глаза людей, - может быть, они засвидетельствуют, что это он сделал такое. Потому что боялись хватать его без доказательств [16]. Итак, они привели его и сказали: Ты ли сделал это с нашими богами, о Ибрахим? Он ответил: Нет, он сделал это, старший из них этот; он разозлился, что наряду с ним вы поклоняетесь и маленьким идолам, а он намного больше их всех; и он разбил их всех вдребезги. Спросите же их, если они говорят [17]. Когда он сказал это, они обратились к самим себе , и обсуждали (между собою): “Ведь вы сами неправедны. Мы никогда не слышали от него ничего, кроме того, что мы грешим, имея маленьких идолов наряду с большим”. Итак, они обезглавили их всех и были поражены, что те ничего не говорили и не сопротивлялись. Затем они сказали (Аврааму): Ты ведь знаешь, что эти не говорят. А когда закончили разбирать дело Авраама, он обратился к ним: Неужели же вы поклоняетесь помимо Аллаха тому, что ни в чём не помогает вам и не вредит. Тьфу на вас и на то, чему вы поклоняетесь помимо Аллаха! Разве вы не поразмыслите?”

Поражённые, они были не в состоянии что-либо ответить. Кто-то выкрикнул: Сожгите его и помогите вашим богам, если вы действуете! Абдаллах утверждает, что крикнул это курд, прозываемый Зейнун; и Господь отверз землю под ним, и там он лежит похоронен до Судного дня. Итак, Нимрод и народ, собравшись сжечь Авраама, закрыли его в доме и построили для него большой костёр, как написано в Суре Саффата: Они сказали: постройте ему сооружение и бросьте его в огонь!” Затем они насобирали достаточно дров и горящих веществ; а Авраам, по благодати Божьей, вышел из костра целым и невредимым, со словами на устах: Довольно мне Аллаха (Сура xxxix . 39); и Он – наилучшая поддержка (Сура iii . 37). Ибо Господь сказал: О, огонь, будь прохладой и миром для Ибрахима! [18]

А сейчас, давайте сравним иудейскую историю об Аврааме с той, что написана в Коране и Предании (упомянутой выше), и посмотрим, насколько они отличны или сходны. Эта история Мидраш Рабба о том, как Авраам был взят из Ура (Быт. 15:7).

“Фарра изготовлял образа. Однажды он вышел и сказал своему сыну Аврааму продать их. Когда один мужчина подошёл к нему покупать, Авраам спросил, сколько ему лет. Пятьдесят или шестьдесят, - ответил тот. Странно, - заметил Авраам, - что шестидесятилетний мужчина должен поклоняться вещи, которой едва ли несколько дней! Услышав такое, мужчина ушёл постыженный. Затем какая-то женщина принесла чашку с пшеничной мукой и попросила: Поставь это перед идолом. Авраам, поднявшись, взял у неё чашку и разбил ею идола, а потом поставил чашку с мукою в руки самому большому. Пришёл отец и закричал: “Кто это сделал?” Авраам ответил: “Ничего не утаишь от тебя. Женщина принесла чашку с пшеничной мукой и попросила меня поставить её перед божками; я взял и поставил перед ними; один из них сказал: Я сначала поем; а другой: Нет, я первым поем. Затем самый большой взял чашку и разбил их всех вдребезги ” . Отец: “Почему ты рассказываешь мне эту глупую небылицу? Знают ли они хоть что-нибудь?” Сын ответил: “Слышат ли твои уши то, что говорят твои уста?” После этих слов отец схватил сына и передал его Нимроду, который приказал ему поклониться огню. Авраам: “Уж лучше поклоняться воде, могущей угасить огонь”. Нимрод: “Тогда поклонись воде”. Авраам: “Уж лучше поклоняться тому, что даёт воду”. Нимрод: “Тогда поклонись облаку”. Авраам: “В таком случае, давайте поклонимся ветру, который разгоняет облака”. Нимрод: “ Тогда поклонись ветру”. Авраам: “Лучше давайте поклонимся человеку, который противостоит ветру”. После чего Нимрод сказал в завершение: “Если ты споришь со мною о том, чему я не могу поклоняться, то я брошу тебя в огонь, которому ты не желаешь поклониться; тогда пусть Бог, которому ты служишь, избавит тебя от огня”. Итак, Авраам зашёл в пламя и остался целым и невредимым”.

Сравнивая эту иудейскую историю с той, что в Коране, мы видим не большую разницу; и убеждаемся, что Мухаммед просто услышал её от иудеев. Что эти две истории роднит ещё больше, так это имя отца Авраама: в Коране он назван Азар [19], тогда как Мидраш и Тора называют его Фарра. Вероятно, Пророк, услышав это имя в Сирии (где, как мы узнаём от Евсевия, имя звучало схоже), так и запомнил.

Мусульмане, конечно же, утверждают, что Пророк услышал историю о том, как Авраам был брошен в огонь, не от иудеев или христиан, но от Гавриила свыше; а поскольку иудеи – дети Авраама – приняли её, то и в Коране, говорят они, написана правда. Но это мог быть просто иудейский фольклор, в который они верили; потому что те, кто знал хоть что-нибудь о его происхождении, должны были знать о его ребячестве.

Первоисточник всей истории находится в Бытии 15:7. “ Я Господь, который вывел тебя из Ура Халдейского”. Ур означает на вавилонском “город”, как в слове “ Ур -Шалим” (Иерусалим), “город мира”. А Халдейский Ур [20] был местом жительства Авраама. Название Ур похоже по произношению к слову Ор , обозначающему “свет” или “огонь”. Поэтому много лет спустя, иудейский толкователь [21], не знавший вавилонского, при переводе Писания на халдейский, написал указанный выше стих следующим образом: “ Я Господь, который освободил тебя из печи Халдейского огня”. Другой писатель, также в неведении, прокомментировал Быт. 11:27: “Это произошло, когда Нимрод бросил Авраама в печь огненную за то, что он не желал поклоняться идолам, и его не выпускали из огня, чтобы причинить боль”, - странная перестановка слов: Ур (город) поменяли на Ор (свет, огонь). Это всё равно, что перс, видя заметку об отправлении британской почты , запишет себе в дневник о том, что англичанин потерял свою кожу , не понимая настоящего значения слова почта ( post ) не английском (так как на персидском оно обозначает “кожа”).

Не удивительно, что иудей, пребывая в неведении, перепутал слова, что послужило основанием для грандиозной истории об огненной печи Авраама. Однако трудно постичь, как такой великий Пророк мог поверить в эту басню и вписать её в откровение, которое по его утверждению сошло с небес. Тем не менее, очевидность этого налицо, когда прочитать иудейского писателя. Кроме того, мы знаем с Бытия, что Нимрод жил не во дни Авраама, а задолго до его рождения. В Коране, конечно, имя не приводится, но об этом свободно говорят толкователи-мусульмане и Предание. Это всё равно, что историк рассказывал бы нам, как Александр Великий бросил Надир Шаха в огонь, не зная о временном промежутке между этими двумя, или о том, что Надира никогда не бросали в огонь.

 

1. Взято из книги Абул Феда, а он приводит цитату из Абу Иса аль Магхраби. 2. Сура vii . 156. Слово “неграмотный” передаётся здесь словом Ummy . Р. Гейджер полагает, что это слово имеет совершенно иное значение, а именно: Мухаммед считал, что он происходил из народа уммат или арабов, а не из айеми или не-арабов, как полагают иудеи. Однако, исходя из того, что общее значение данного слова “необученный” (не умеющий читать), я думаю, нам следует принимать это значение. Хотя, в данном случае это не столь важно. 3. Таргум Ионафана бен Уззиа; также Таргум Иерусалима. На арабском Каин назван “Кабил ” . 4. Быт. 4:10, сноска к слову “кровь” употребляется во множественном числе. 5. Сура ii . 260, vi . 74-84, xxi . 52-72, xix . 42-50, xxvi . 69-79, xxix . 15, 16, xxxvii . 81-95, xliii . 25-27, lx . 4, и др. 6. Таких как Квиссас аль Анбиа и Араиш аль Маджалис. 7. Древняя история от Мухтасар фи Ахбар иль Башар. 8. Сура vi . 76, и т.д.; то, что выделено курсивом – взято из Корана; также и ниже. 9. Сура vi . 80-85. 10. Сура xix . 43. 11. Сура xxvi . 75-77. 12. Сура ii . 260. 13. Сура ii . 260. 14. Сура xxxvii . 90. 15. Дословно так: “И превратил он их в куски, кроме главного из них, - может быть, они обратятся к нему” (Сура xxi . 59). 16. Здесь приводятся цитаты из Котеды и Аль Сиди; а Аль Дзахик добавляет: “Может они засвидетельствуют о том, как нам поступить и как наказать его”. 17. Данная ссылка добавлена сo следующим намерением: Мухаммед отвечает, что всего Авраам солгал три раза, и то в интересах Господа. Вот они: “Я болен”; “это сделал большой божок”; и когда он сказал царю относительно Сары “Она моя сестра”. 18. Цитаты из Корана на нескольких последних страницах взяты из Сур xxi . и х xxvii ., стихи, из-за своей многочисленности и разобщённости, не приводятся в деталях; но их можно найти в отрывке после 52-го стиха первой Суры и после 84-го стиха последней Суры. Цитаты из Корана напечатаны курсивом. 19. Сура vi . 74. 20. Тот же, что и современный город, Мугхеир. 21. Ионафан бен Уззиэль.