logo
Ложь ислама 1

Евангелие согласно пророку Исайе

Некоторое время назад мы включили в наши ответы на письма слушателей передачу, основанную на 40-й главе Книги пророка Исаии. Эта утешительная весть вызвала очень тёплую реакцию. Люди пишут и просят новых рассказов об этом удивительном пророке. Они спрашивают, не могу ли я выслать им “жизнь Исаии”. Но великие люди Ветхого Завета не были великими сами по себе. Они стали знамениты благодаря своим писаниям; в первую очередь это, конечно, относится к пророку Исайе.

Прежде чем вы начнёте пересказывать этого великого пророка, вам, возможно, следует познакомиться с историей Израильского царства. Для этого я хотел бы порекомендовать вам двухтомный труд Альфреда Эделсхейма “Библейская история. Ветхий Завет” (Edelsheim A. Bible History. Old Testament. Grand Rapids: B.Eerdmans Publ. Co., 1959). Как я уже упоминал в предыдущей главе, вам не следует забывать, какова была историческая обстановка эпохи двоецарствия. Вы можете допустить, что мусульмане немного знают о Давиде, чуть больше о Соломоне, которого они называют “Сулей-ман-аль-Хаким” — “Соломон Мудрый”.

Рассказывая об Израильском царстве, не употребляйте само слово “Израиль”. Иначе они подумают, что вы не сочувствуете арабам и всем мусульманам. Говоря об Иерусалиме, я употребляю слово “Эль-Кодс” — “Святой город”. Южное царство было известно под названием Иудейского, но не думайте, что они знают, какое колено Иудино. Расскажите историю Плена. Поскольку мусульмане испытывают ужас перед идолопоклонством, им понравятся слова Исаии:

Видение Исаии, сына Амосова, которое он видел об Иудее и Иерусалиме, во дни Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии, царей Иудейских. Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня. Вол знает владетеля своего, и осёл ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет. Увы, народ грешный, народ обременённый беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святого Израилева, — повернулись назад. Во что вас бить ещё, продолжающие своё упорство? Вся голова в язвах, и всё сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места; язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и несмягчённые елеем” (Ис 1:1-6).

Как можно на основе этого отрывка донести Евангелие до мусульманина?

Вы должны начать с того, что этот великий человек, имя которому было “Бог наш Спаситель”, жил во времена после Соломона и он порицает людей за то, что они ничему не научились, видя, как соседнее царство захвачено врагами из Месопотамии. У меня есть письмо мусульманина, протестующего против этих слов пророка, потому что он не считает грех восстанием на Бога. Он аргументирует тем, что такое восстание вообще невозможно, особенно для смертных людей.

Очень важно отметить, что Исайя провозглашает Благую весть только после дурной. Это весьма важно в нашей работе с мусульманами. Они должны понимать, что по меркам шариата, или закона Бога, они совершенно ничтожны. По этим меркам все мы низко пали. Мусульмане говорят нам: “Это слишком пессимистический подход к жизни. Как мог Исайя говорить подобное людям, чьи предки были свидетелями такого чуда, как переход через Красное море. Они были не так уж плохи”.

В ответ на это продолжайте читать эту главу, которая содержит обвинение израильскому народу;

Слушайте слово Господне, князья Содомские; внимай закону Бога нашего, народ Гоморрский! К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота; и крови тельцов, и агнцев, и козлов не хочу. Когда вы приходите являться пред лице Моё, — кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Не носите больше даров тщетных; курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие — и празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя; они бремя для Меня; Мне тяжело нести их” (Ис 1:10-14).

Это непосредственно относится к мусульманам, которые особенно любят ритуальную и поверхностную религию. Не говоря об их месячном посте (Рамадан) и всех остальных ритуалах их календаря, мы должны сказать, что иудеи были очень религиозны. Они по-прежнему соблюдали внешние атрибуты религии, но Бог, который знал их сердца, абсолютно не принимал этого. Его совершенно не интересовали жертвоприношения, хотя они и предписывались законом, шариатом Моисея. Бог не желал, чтобы они более приходили в храм, потому что сердца их отвернулись от Бога.

Если мусульманин откроет первую главу Книги Исайи, он поймёт, что грех — это очень серьёзная вещь. Сам факт, что Исайя был послан Богом показать народу Израиля, насколько он грешен, произведёт впечатление на мусульманина. Затем следует добрая весть:

Тогда придите, и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как вблну убелю. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли. Если же отречётесь и будете упорствовать, то меч пожрёт вас: ибо уста Господни говорят” (Ис 1:18-20).

Это не значит, что мы пытаемся приписать книгам Ветхого Завета какую-то теологическую концепцию. Всегда свершится суд над людьми, если они грешат, но после этого следует обетование Бога. Естественно, что “инджил” Ветхого Завета изложен в виде обетования. Оно не полностью раскрыто, как во времена Нового Завета.

Бог сказал им: “как снег убелю”. Сами вы не сможете очиститься, но Я очищу вас. Конечно, здесь подразумевался Крест. Это совершенно очевидно. Поэтому народ Ветхого Завета услышал Евангелие в форме Божьего обетования. Бог предложил его как незаслуженный дар. Но здесь присутствует и предупреждение: “Если же отречётесь... то будете обречены на смерть. Это Я, Господь, говорю вам”.

В беседе с мусульманами необходимо подчеркнуть, что прощение Господа совершенно не нужно заслуживать. Надо лишь отвернуться от греха и покаяться. Это должен быть поворот, за которым остаётся всё зло. И основанием для того, чтобы Бог принял их, будут не благие дела, творимые после отречения от греха. Бог говорит: “Я сделаю вас чистыми, как снег”.

В пророчествах Исайи постоянно присутствует описание греховности Израиля, с одной стороны, и прекрасного мира, который приходит от Бога, с другой. Наиболее поэтичны стихи 1-5 второй главы:

Слово, которое было в видении к Исаии, сыну Амосову, об Иудее и Иерусалиме. И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор, и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы. И пойдут многие народы, и скажут: придите, и взойдём на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям; и будем ходить по стезям Его. Ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима. И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать. О, дом Иакова! Придите, и будем ходить во свете Господнем”. Какое прекрасное пророчество о вечном мире! В то самое время, когда им было сказано о греховности Израиля, им также сказали о времени, когда мир придёт на землю, — в результате признания царства Мессии. Это прекрасное описание действия Благой вести, когда она распространится по всему миру.

Рассказывая мусульманам о пророке Исайе, лучше всего обратиться к 6-й главе. В ней мы находим призыв Господа к Его пророку. Он является полной противоположно-•7 стью призванию Мухаммеда. Но, естественно, интересуясь жизнью пророков, мусульмане захотят узнать об этом призыве. Изложите полностью 6-ю главу Книги Исаии*.

Вам придётся давать пояснения относительно храма и правильного богослужения. Можете рассказать историю Соломона. У мусульман есть собственная её версия. Они верят, что Соломон творил всякие фантастические вещи: например, с помощью джиннов выстроил целый город в пустыне. В Ветхом Завете строительство храма описано совершенно чётко и подробно. В его сооружении не было ничего необыкновенного, хотя по завершении он оказался удивительно красив. Его построили люди, которым помогали финикийцы, поставлявшие лес для некоторых деталей этого священного здания. Вы можете рассказать о составных частях храма: внешний двор, Святое и Святая Святых. Теперь переходите к призыву Исайи.

Расскажите, что именно во время молитвы пророк увидел Господа, Который обратился к нему. Серафимы, которых он видел, — это Ангелы. Помните, что мусульмане верят в самых разных существ, населяющих мир — Ангелов, бесов, джиннов и других сверхчеловеческих созданий. Поэтому очень важно подчеркнуть, что именно небесные существа принесли весть о святости Бога.

Это определение отсутствует в исламе, хотя там и существует 99 имён Бога: к Нему обращаются “Всесильный”, “Всемогущий”, “Милосердный” и т.д., но при этом не имеют представления о святости Бога. Мусульмане не знают о неприятии Им греха. А это один из основных атрибутов Бога. Это святой, трижды святой Бог. Слава Господа наполняет мир.

И опять вам предоставляется возможность поговорить о греховности человека. Подчеркните, что, хотя Ангелы не могут грешить, они прикрывают крыльями лицо: это символический акт их веры в святость Бога.

Насколько же это прекрасно, что мы можем приходить к Богу! И какое удивительное Откровение о Себе даёт Он в Ис б! Вполне возможно, что именно оно заставит мусульманина осознать грех и сказать об этом собственными устами.

Отметьте покаяние пророка. Исайя был величайшим пророком ветхозаветных времён. Но в первый же момент встречи с величием и святостью Господа он приносит покаяние в грехе. Обратите внимание, как мощно это звучит: “горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами...” И произносит он это не время от времени, когда грешит. Это не то поверхностное учение о грехе, которое присуще исламу, где грех — всего лишь слабость. Это говорит человек в присутствии Бога. “...И живу среди народа также с нечистыми устами...” Посмотрите, как пророк отождествляет себя с народом Израиля.

Я уверен, что он был не настолько грешен, как народ Израиля, ибо его коснулась благодать Божья. Он получает пророческий дар, считая себя при этом таким же грешником, как и народ, к которому его посылают. Но он находился под благодатью и поэтому имел право сказать: “глаза мои видели Царя, Господа Саваофа!” Так же, как в первой главе, вы встречаете осуждение детей израилевых, за которым следует Благая весть, здесь вы видите осуждение греха и последующее прощение. “Тогда прилетел ко мне один из серафимов, и в руке у него горящий уголь”. Горящий уголь символизирует то, что Бог — единственный, кто может простить. Слова, что он взял его с жертвенника, — образ грядущей жертвы Христа. Таким образом, пророк получил уверенность в прощении грехов.

Далее следует призыв: “кого Мне послать? и кто пойдёт для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня”. Какая прекрасная возможность объяснить мусульманину путь к спасению.

После того как Исайя услышал призыв, ему было велено идти и объявить осуждение своему народу. Это не значило, что никто не получит спасения. Однако южное Иудейское царство стремилось к независимости. В дальнейшем, когда народ Божий вернулся из Вавилонского плена, храм был восстановлен и богослужения возобновились.

Но самым важным в Книге пророка Исайи является то, что ему было дано увидеть, что произойдёт с Вавилоном. Исайя провозгласил Благую весть о Мессии и его служении на святой земле. Самым волнующими являются 53-я глава и последующие. Здесь даётся картина великого труда искупления, которое должно быть совершено через страдания Служителя Господа — Иисуса Мессии.

Вам придётся вспомнить, насколько антагонистично настроены мусульмане к Голгофскому кресту и насколько они убеждены посредством Корана и своих преданий в том, что никакого распятия не было. Но вот в ваших руках послание от Бога, данное за много веков до пришествия Мессии, где предсказана смерть, мучительная смерть нашего Спасителя. Вы должны попытаться рассказать, что задолго до I века н.э. Господь через Своего посланца Исайю ясно сказал Своему народу, что его надежда — на Грядущего. Чья смерть и воскресение принесут прощение всем уверовавшим в инджил, Благую весть Господа.