logo search
Ложь ислама 1

П. 36 Христос в исламе

Христос в Библии. Личность и значение Иисуса Христа в Библии это фундамент, на котором обосновывается весь Божий план спасения грешного человека. Евангелие Матфея, Марка, Луки и Иоанна рассказывают, нам о непорочном зачатии и рождении Иисуса, Его жизни, деяниях, Его смерти на кресте для искупления наших грехов и последующих воскресении и вознесении к Отцу Небесному. Кроме того, весь Новый Завет (в особенности книга Откровения Иоанна) говорит о будущем Втором пришествии Иисуса Христа во всей славе для суда над грехом этого мира и для оправдания тех, кто уверовал в Него и получил прощение своих грехов и рождение свыше.

Эти события, являющиеся действительной и единственной благой вестью о спасении и примирении с Богом для всего человечества, составляют христианское вероучение.

Имена и значение Иисуса Христа в исламе. В Коране Иисус назван Исой сыном Марйам. Кроме этого, Иисус имеет очень много имен-эпитетов, у Него их больше, чем даже у Мухаммада. Иисус назван знамением, милосердием (Сура 19:21), посланником Аллаха и мессией (Суры 3:40; 4:156, 169; 5:79), примером (Сура 43:57), славным (Сура 3:40), пророком (Суры 2:130; 3:78; 19:31; 33:7), благословенным (Сура 19:32), словом Аллаха и духом его (Суры 3:40; 4:169) и др. Мусульманская эсхатология связывает с Иисусом Исой важнейшие события последнего времени. Согласно исламскому вероучению, перед концом света будет на краткое время освобождено страшное существо Даджжаль (обманщик, ложный), по-иному называемое ал-Масих ал-Каззаб (лжемессия), которое в данное время находится на острове в Индийском океане, прикованное к скале цепями, где его кормят и охраняют джинны. После своего освобождения Даджжаль установит свое гибельное для людей царство на сорок дней (или лет). Его власть будет распространяться на весь мир, кроме Мекки и Медины, и никто не сможет противостоять ему. Лишь по истечении положенного срока с четвертого неба спустится Иса сын Марйам (т.е. Иисус Христос) и один (или вместе с другим мессией ал-Махди} покончит с Даджжалем, установив на земле чистоту и силу ислама.

Чудеса Иисуса Христа. Коран упоминает и о чудесах Иисуса. Некоторые чудеса Иисуса, описанные в Коране, явно небиблейского происхождения, а взяты Мухаммадом видимо из апокрифов: Иисус оживляет сделанных Им из глины птиц (Сура 5:110), разговаривает будучи младенцем как взрослый человек (Суры 3:41; 19:31). Кроме того, мусульманское предание рассказывает о случае, бывшим с мальчиком Иисусом: он пошел звать соседских детей играть на улицу, но родители детей не пускали, говоря, что детей нет в доме. "А кто же там шумит?" спросил Иисус. "Козлята", последовал ответ от родителей (по другой версии свиньи). "Пусть это будут козлята", ответил Иисус... Нетрудно догадаться, что произошло с детьми незадачливых родителей, пытавшихся солгать Иисусу...

Эти и подобные им рассказы не имеют ничего общего с Новым Заветом. Их корни в Арабском евангелии детства, евангелии Фомы и других апокрифических книгах о жизни Иисуса Христа, которые имели хождение в областях Аравии.

Что ислам отвергает. Ислам, появившийся шестью столетиями позднее вознесения Иисуса Христа, взял от христианского вероучения лишь некоторые из фактов и отверг остальное. Что именно принимает и отвергает ислам поможет понять следующая таблица:

1. Боговоплощение (сыновство Христа) отвергнуто (Суры 4:169; 5:19, 76; 19:36,91-93).

2. Непорочное зачатие принято исламом (Суры 19-17-2166:12).

3. Чудеса Иисуса приняты исламом (Суры 2:254; 3:41 43 48 5:109-114; 19:30).

4. Его смерть на кресте отвергнута (Сура 4:156).

5. Его воскресение после смерти отвергнуто.

6. Его вознесение принято (Суры 3:48; 4:156).

С мусульманской точки зрения, Иисус не может являться Сыном Божьим. Как мы уже указывали, многие догматы христианства мусульмане восприняли от еретических сект. Коснулось это догмата и об Иисусе Христе как Сыне Божьем.

Для мусульманина понятие "Сын Божий" сразу же подразумевает наличие и матери, т.е. "жены Бога", и как следствие их половой связи. Эта мысль для мусульман (кстати, и для христиан тоже!) глубоко оскорбительна и богохульна. Это заблуждение ислама прослеживается, в частности, в суре 4:169 и суре 112.

Помимо этого, Библия говорит о Божественной природе Иисуса Христа, а это совершенно неприемлемо для мусульман, так как в их представлении это подразумевает политеизм (Сура 5:19, 76, 77). Отрицается и не понимается исламом Богочеловечество Иисуса. По мнению мусульман, Иисус только человек.

Крест. Исходя из вышесказанного, становится понятной позиция мусульманина и по отношению к распятию Иисуса. Ведь если Иисус не был Сыном Божьим, Агнцем, предназначенным в жертву за грехи человечества, то теряет смысл и сам крест.

Вообще, с точки зрения мусульман, Бог не мог допустить распятия праведного пророка Иисуса. Ведь такая ужасная смерть должна наоборот символизировать уничтожение лжепророка. Для иудеев и язычников, цивилизованных и нецивилизованных, распятие было в высшей степени оскорбительным, унизительным, мучительным видом казни. Цицерон называл распятие самым жестоким и самым одиозным из всех видов казни, он говорил, что сама мысль о применении распятия к римскому гражданину не должна иметь место. Ни один сколь либо значимый политический деятель, философ и уважаемый человек не подвергался в Римской империи этому виду казни. У мусульман распятие позорная казнь, которой подвергались разбойники, грабители, насильники и прочие опасные преступники. Об этом виде казни, в частности, говорит в ранее уже упомянутой нами "Китаб ал-харадж", книге по мусульманскому праву, исламский законовед Абу Йусуф Йа'куб бен Ибрахим ал-Куфи (731-798 гг.).

Поэтому понятно почему Коран отвергает распятие Иисуса Христа (Сура 4:156), и большая часть толкователей Корана сходится на том, что вместо Христа был распят другой человек. Иногда называют даже Иуду Искариота. Эта теория вполне приемлема для мусульман, тем более, что крест для них символизирует беспомощность, отверженность, слабость и трусость Иисуса. Они считают, что Иисус должен был либо сокрушить Своих врагов, либо избегнуть ареста и казни (что и делал Мухаммад).

Аллах не мог допустить ареста и распятия Христа и должен был вмешаться чудесным образом, чтобы спасти своего пророка. Происхождение этой точки зрения в исламе опять же можно объяснить наличием различных ересей того времени и проникновением их в регионы Аравии, тем более, что Харран, округ Набатея, районы торговых путей в Сирию, Египет, Персию служили убежищем для всевозможных еретических сект, преследуемых Церковью. Такие мыслители раннего христианства, как Василид, Церинт, Карпократ, а также ереси докетизма и манихейства учили о счастливом избавлении Иисуса Христа от распятия: путем замещения Его другим человеком (манихейство, Василид, Карпократ), путем разделения духовной и плотской сущности Иисуса (Церинт), "теория иллюзии" (см. также суру 4:156, докетизм).

Отрицание креста Господня делает совершенно беспочвенным библейское учение об искуплении и жертве за человеческий грех. Как уже отмечалось ранее, ислам это религия закона, а религия закона, требующая от своих последователей исполнения определенных условий для их принятия Богом в рай, не нуждается в Искупителе. Мусульмане не могут понять степени греховности человека, не могут понять, как жертва одного человека может искупить грехи многих. Хотя многие мусульмане понимают христианскую доктрину о жертве Христа, но принять они ее не хотят. По их мнению, Бог, пожелавший и допустивший смерть Своего Праведника во имя искупления чьих-то грехов, превращается в жаждущего крови мстительного тирана.

Подобное мировоззрение есть прямое следствие непонимания всей глубины греховного падения человека и непонимания истинной святости и глубины Божьей любви к падшему человеку. Грех трактуется исламским вероучением как ошибка, досадный случай, а не как результат осознанного непослушания человека и причина, разделившая человека с Богом и требующая Посредника, Ходатая, Искупителя. Такой посредник ни Аллаху, ни людям, по мнению мусульман, не нужен.

Вопросы:

1) Что отрицает ислам в Иисусе Христе?

2) Происхождение чудес Иисуса Христа, описанных в Коране.

3) Значение Иисуса Христа в исламском богословии.

4) Крест в исламе.