logo search
Ред

Раздел 3. Основы управления педагогическим процессом

Понятие «метода» осуществления педагогического процесса. Приемы как составляющие элементы метода. Средства организации и управления педагогическим процессом. Методы формирования сознания в педагогическом процессе (рассказ, объяснение, беседа, лекция, учебные дискуссии, диспуты, работа с книгой. Метод примера). Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнение, приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж и др.). Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (соревнование, познавательные игры, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.) Методы контроля эффективности педагогического процесса (специальная дидактика, устный и письменный опрос, контрольные и лабораторные работы, машинный контроль, самопроверка и др.).

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

  1. Дайте определение методов, приемов и средств осуществления целостного педагогического процесса

  2. Раскройте специфику методов: а). рассказа и объяснения, б). беседы и лекции, в). дискуссии и диспута, г). работы с книгой, е). упражнения, приучения, ж). создания воспитывающих ситуаций, з). соревнования и познавательных игр, и). поощрения и наказания, к). контрольных работ и самопроверки, л). устного и письменного опроса.

Литература:

  1. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды / Ю. К. Бабанский. – М. : Наука, 2004.

  2. Коротов, В. М. Общая методика учебно-воспитательного процесса / В. М. Коротов. – М. : Наука, 2003.

  3. Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. – М. : Гардарики, 2002.

  4. Натанзон, Э. Ш. Приемы педагогического воздействия / Э. Ш. Натанзон. – М. : Прогресс, 2003.