logo
Ред

Тема 12. Педагогический процесс как система и целостное явление

Объективное единство обучения и воспитания (педагогические идеи Гербарта, Ушинского, Лесгафта, Вахтерова и др. Советская педагогика 20-30-х гг. (Шацкий, Блонский, Макаренко, Крупская и др.). Педагогика 70-х гг. (Бабанский, Данилов, Ильин и др.). Понятие педагогической системы. Авторские педагогические системы. Понятие «образовательная система». Образовательная система России. Формы образовательных учреждений (государственные, негосударственные, муниципальные). Характеристика типов образовательных учреждений.

Непрерывное образование как система и как процесс: цели, содержание, структура непрерывного образования. Самообразование как самостоятельный процесс. Единство образования и самообразования. Основные характеристики педагогического процесса. Целостность как системное качество педагогического процесса.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

  1. Раскройте предпосылки научного представления о целостном педагогическом процессе в историческом аспекте.

  2. Дайте характеристику понятий: «педагогическая система», «образовательная система», «педагогический процесс».

  3. Образовательная система России.

  4. Система непрерывного образования.

  5. Обоснуйте целостность педагогического процесса.

  6. Определите принципы педагогического процесса

Литература:

  1. Об образовании : ФЗ закон РФ. – М.: ОМЕГА-Л, 2005.

  2. Каптерев, П. Ф. Педагогический процесс / П. Ф. Каптерев ; под ред. М. Ю. Бабанского. – М. : Наука, 2003.

  3. Ильина, Т. А. Системно-структурный подход к организации обучения / Т. А. Ильина. – М. : Гардарики, 2002.

  4. Мищенко, А. И. Педагогический процесс как целостное явление / А. И. Мищенко. – М. : Прогресс, 2003.

  5. Сокольников, Ю. П. Системный подход в воспитании / Ю. П. Сокольников. – М. : Гардарики, 2004.

  6. Ушинский, К. Д. Три элемента школы: педагогические сочинения : в 6 т. Т.1. / К. Д. Ушинский. – М. : Высшая школа, 2004.

  7. Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания: собрания сочинений : в 11 т. Т.8. / К. Д. Ушинский. – М. : Высшая школа,2004.