logo
Ред

Тема 14. Воспитание в целостном педагогическом процессе

Понятие «воспитание» в историческом аспекте. Термины, связанные с понятием «воспитание» («становление», «формирование»). Основные характеристики воспитания как педагогического явления (целенаправленность, соответствие хода процесса социально-культурным ценностям, присутствие определенной системы организационных влияний). Самовоспитание как понятие, близкое к воспитанию.

Воспитание в широком смысле. Воспитание в узком смысле. Виды воспитания (исторически сложившиеся виды воспитания; классификация видов воспитания в зависимости от направлений воспитательной работы в образовательных учреждениях; классификация видов воспитания по институциональному признаку). Стили воспитания (классификации на основе отношения «воспитатель-воспитанник» и на основе философских концепций). Сущностные характеристики гуманистического воспитания.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

  1. Определите воспитание как педагогическое явление

  2. Цели, задачи, тенденции и принципы гуманистического воспитания

  3. Формирование ценностных ориентаций личности.

Литература:

  1. Апраушев, А. В. Воспитание оптимизмом / А. В. Апраушев. – М. : Гардарики, 2003.

  2. Котова, И. Б. Философские основания современной педагогики / И. Б. Котова, Е. Н. Шиянова. – Ростов н/Д : Феникс, 2004.

  3. Коротов, В. М. Введение в общую теорию развития личности / В. М. Коротов. – М. : Наука, 2003.

  4. Фромм, Э. Человек для себя / Э. Фромм. – М. : Гардарики, 2004.

  5. Шварцман, К. А. Философия и воспитание / К. А. Шварцман. – М. : Наука, 2003.

  6. Шиянов, Е. И. Идея гуманизации образования в контексте отечественной теории личности / Е. И. Шиянов, И. Б. Котова. – Ростов н/Д : Феникс, 2004.