logo
Ред

Тема 11. Познание, его возможности и границы.

Проблема познаваемости мира. Агностицизм и его формы. Проблема соотношения субъекта и объекта, познания. Познание, творчество, практика. Функции практики. Знание, отражение, информация. Многообразие форм знания.

Проблема истины. Объективность и субъективность, абсолютность и относительность, конкретность истины. Истина и заблуждение. Вопрос о критерии истины в истории философии и науки. Соотношение чувственного и рационального в познании. Чувственное познание и его формы: ощущение, восприятие, представление. Формы абстрактного мышления: понятие, суждение, умозаключение. Интуиция, и ее роль в познании. Понимание и объяснение. Основные проблемы гносеологии. Вера и знание.

Два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Действительность, мышление, логика и язык. Искусство спора. Основы логики. Научное и вненаучное знание. Критерии научности.

Структура научного познания, его методы и формы. Свобода научного поиска и ответственность ученого.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

  1. Познание как процесс взаимодействия субъекта и объекта. Чувственное и рациональное.

  2. Знание и вера. Научные и вненаучные формы знания.

  3. Понятие истины. Истина и ценность.

  4. Наука как знание, деятельность и социальный институт.

Литература:

    1. Алексеев, П. В. Философия : учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М. : ТК Велби : Проспект, 2004.

    2. Канке, В. А. Философия : учеб. пособие / В. А. Канке. – М. : Логос, 2002.

    3. Спиркин, А. Г. Философия : учеб. пособие / А. Г. Спиркин. – М. : Гардарики, 2005.

    4. Фролов, И. Т. Философский словарь / И. Т. Фролов. – М. : Республика, 2001.