logo
Ред

Тема 3. Ощущение, восприятие, воображение.

Восприятие. Свойства восприятия (целостность, предметность, обобщенность, константность, осмысленность, избирательность). Виды восприятия (внешненаправленные, внутренненаправленные), формы восприятия (времени, движений, пространства), актуальные, неактуальные и ошибочные (иллюзорные) восприятия. Восприятие и представление. Характеристики представлений (модальность, интенсивность, фрагментарность, неустойчивость, обобщенность).

Воображение. Виды воображения (активное, пассивное, творческое активное, воссоздающее активное, преднамеренное пассивное, непреднамеренное пассивное). Формы воображения (мечты, грезы, галлюцинации, сновидения). Приемы и способы воображения (агглютинация, акцентирование, гиперболизация, схематизация, типизация). Функции воображения. Связь воображения с творчеством.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

  1. Специфика протекания познавательных процессов.

  2. Ощущение: классификация ощущений, их основные характеристики.

  3. Восприятие: свойства, виды, формы. Восприятие и представление. Характеристики представлений.

  4. Воображение: виды, формы, приемы и функции воображения. Связь воображения с творчеством.

Литература:

  1. Веккер, Л. М. Психические процессы : в 3 т. / Л. М. Веккер. – СПб. : Питер, 2004.

  2. Выготский, Л. С. Собрание сочинений : в 6 т. / Л. С. Выготский. – М. : Высшая школа, 2003.

  3. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию : курс лекций / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М. : Наука, 2003.

  4. Грановская, Р. М. Элементы практической психологии / Р. М. Грановская. – М. : Гардарики, 2004.

  5. Немов, Р. С. Психология : учебник : в 3 кн. / Р. С. Немов. – М. : Высшая школа, 2004.

  6. Психология и педагогика : учеб. пособие. – М. : Гардарики, 2003.

  7. Розум, С. И. Психология : учеб. пособие / С. И. Розум. – СПб. : Питер, 2004.