logo search
Ред

Тема 18. Человечество и глобальные проблемы современности

Глобальные проблемы современности. Угроза глобального экологического кризиса. Перенаселение, проблема исчерпаемости природных ресурсов. Война и мир в общественной жизни. К. Лоренц о процессах, угрожающих человечеству гибелью. П.Сорокин о путях выхода из мирового кризиса. Концепция Римского клуба о непрерывном развитии человечества.

Человечество как субъект истории. Социальная философия в обосновании разнообразия и единства цивилизаций. Глобалистика, ее цель и задачи. Экологические, демографические, экономические, политические и социальные проблемы. Философия о возможности решения глобальных проблем человечества. Социальное предвидение, его сущность. Научные критерии предвидения. Типы социальных прогнозов и методы прогнозирования: экстраполяция, моделирование, сценарии, метод Дельфи. Взаимодействие цивилизаций и сценарий будущего. Будущее человечества.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

  1. Происхождение и сущность глобальных проблем современности.

  2. Взаимосвязь и иерархия глобальных проблем.

  3. Пути решения мировым сообществом глобальных проблем.

Литература:

    1. Алексеев, П. В. Философия : учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М. : ТК Велби : Проспект, 2004.

    2. Основы современной философии : учебник. - СПб. : Лань, 2002.

    3. Спиркин, А. Г. Философия : учеб. пособие / А. Г. Спиркин. – М. : Гардарики, 2005.

    4. Философия : учебник / под ред. В. Лавриненко. – М. : Мысль, 2002.

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает:

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

  1. Мифология и философия.

  2. Мудрость как знание и добродетель.

  3. «Вечные» философские проблемы.

  4. Истоки и смысл религиозной веры.

  5. Философия как самосознание культуры.

  6. Истоки философии Востока: мифы, легенды, знания.

  7. Соотношение религии и философии в буддизме.

  8. Этико-политическое учение Конфуция.

  9. Запад и Восток: диалог культур.

  10. Учение пифагорейцев о гармонии и числе.

  11. Апории Зенона в свете современной логики.

  12. Этический рационализм Сократа.

  13. Проблема души и тела в философии Платона.

  14. Логика Аристотеля.

  15. Этика стоиков: позднеантичный идеал мудреца.

  16. Принцип наслаждения в этике Эпикура.

  17. Концепция “слепой” веры: “Верую, ибо абсурдно”.

  18. Теодицея как проблема средневековой философии.

  19. “Исповедь” Августина Блаженного.

  20. “Утешение философией” последнего римлянина Боэция.

  21. Доказательства бытия Бога.

  22. Человек как образ и подобие Бога.

  23. “Божественная комедия” Данте: синтез философского и художественного творчества.

  24. Титаны Возрождения.

  25. Политическая философия Н. Макиавелли.

  26. Эстетика Ренессанса.

  27. Социальные утопии Возрождения.

  28. Скептицизм М. Монтеня.

  29. “Знание-сила”: у истоков прагматизма.

  30. Теория “идолов” познания Ф. Бэкона.

  31. Дж. Беркли: “Мир как комплекс ощущений”.

  32. “Исповедь” Ж. -Ж. Руссо: соотношение науки и морали.

  33. “О духе законов”: Ш. Монтескье.

  34. Философия в “Энциклопедии” Дидро и Даламбера.

  35. “Человек – машина” Ж. Ламетри.

  36. “Система природы” П. Гольбаха.

  37. Философские проблемы “Фауста” И. Гёте.

  38. Категорический императив Канта и проблема свободы.

  39. Диалектическая логика Г. Гегеля.

  40. Миф о смерти искусства в эстетике Г. Гегеля.

  41. Религия как форма отчуждения в философии Л. Фейербаха.

  42. Философия марксизма: история и современность.

  43. “Закат Европы” О.Шпенглера и современная культура.

  44. “Протестантская этика и дух капитализма”: М.Вебер.

  45. Теософия В.Соловьева: синтез истины, добра и красоты.

  46. “Философия хозяйства” С.Н.Булгакова.

  47. Русский космизм.

  48. Неисчерпаемость материи и современная наука.

  49. Сознание и душа человека.

  50. Диалектика как искусство спора.

  51. Социальные стереотипы и догматическое мышление.

  52. Специфика социального детерминизма.

  53. Скептицизм как принцип и метод познания.

  54. Диалектическая природа истины

  55. Роль заблуждений в процессе познания.

  56. Искусство как форма познания мира.

  57. Научная истина и правда повседневности.

  58. Этика науки.

  59. Человек в поисках смысла жизни.

  60. Ценностная ориентация личности: “Быть или иметь”

  61. Развитие как объект философского анализа.

  62. Научное и вненаучное познание.

  63. Феномен отчуждения и самоотчуждения человека.

  64. Структура сознания, его открытость миру.

ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

1. Текущий контроль:

2. Промежуточная аттестация – зачетно - экзаменационная сессия:

3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

  1. Мировоззрение, его структура и исторические типы.

  2. Предмет философии, ее место и роль в обществе.

  3. Структура философского знания. Функции философии.

  4. Становление философии и ее основной вопрос.

  5. Основные направления и школы философии.

  6. Этапы исторического развития философии.

  7. Античная философия.

  8. Философия Средневековья.

  9. Философия Возрождения.

  10. Философия Нового времени.

  11. Проблема человека в философии Просвещения.

  12. Классическая немецкая философия.

  13. Возникновение и развитие марксисткой философии.

  14. Русская философия 19 начала 20 века.

  15. Отношение к разуму и науке в философии 20 века.

  16. Человек в мире и мир человека (экзистенциализм).

  17. Герменевтика как метод философского познания.

  18. Исторические формы позитивизма.

  19. Учение о бытие. Монистические и плюралистические концепции.

  20. Материя и её атрибуты.

  21. Самоорганизация бытия. Понятие материального и идеального.

  22. Движение и развитие, диалектика.

  23. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности.

  24. Пространство и время, их свойства.

  25. Материальные и духовные ценности в жизни общества.

  26. Диалектика, ее сущность и исторические типы.

  27. Теория диалектики.

  28. Сознание и познание.

  29. Чувственное и рациональное познание.

  30. Познание, творчество, практика.

  31. Проблема истины. Критерии истины.

  32. Понимание и объяснение.

  33. Структура научного познания его методы и формы.

  34. Эмпирическое познание и его стадии.

  35. Теоретическое познание и его стадии.

  36. Вера и знание.

  37. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности.

  38. Действительность, мышление, логика и язык.

  39. Искусство спора. Основы логики.

  40. Научное и вненаучное знание. Критерий научности.

  41. Смысл человеческого бытия свобода и ответственность.

  42. Сознание, самосознание и личность.

  43. Человек, общество, культура.

  44. Человек и природа.

  45. Насилие и ненасилие.

  46. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах.

  47. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни.

  48. Религиозные ценности и свобода совести.

  49. Формационная и цивилизационная концепция общественного развития.

  50. Общество и его структура.

  51. Гражданское общество и государство.

  52. Роль материального производства в жизни общества.

  53. Сущность общественного прогресса и его критерии.

  54. Общественный прогресс и рубежи всемирной истории.

  55. Человек в системе социальных связей.

  56. Человек и исторический процесс: личность и массы, свобода и необходимость.

  57. Научные революции и смена типов рациональности.

  58. Наука и техника.

  59. Будущее человечества. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

  60. Глобальные проблемы современности: причины обострения и пути решения.

  61. Идеи И.В. Вернадского о ноосфере и их актуальность.

  62. Социальное предвидение и его научные критерии.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная:

  1. Алексеев, П. В. Философия : учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М. : ТК Велби : Проспект, 2004.

  2. Асмус, В. Ф. Античная философия : учебник / В. Ф. Асмус. – М. : Высшая школа, 2005.

  3. Назаров, В. Н. Философия в вопросах и ответах : учеб. пособие / В. Н. Назаров. – М. : Гардарики, 2004.

  4. Спиркин, А. Г. Философия : учеб. пособие / А. Г. Спиркин. – М. : Гардарики, 2005.

Дополнительная:

  1. Горелов, А. А. Основы философии : учебник / А. А. Горелов. – М. : Логос, 2004.

  2. Жаринов, В. М. Философия и социология науки в таблицах и схемах / В. М. Жаринов. – М. : Мысль, 2005.

  3. Канке, В. А. Основные философские направления и концепции науки : учеб. пособие / В. А. Канке. – М. : Логос, 2004.

  4. Канке, В. А. Философия. Курс для бакалавров : учеб. пособие / В. А. Канке. – М. : Логос, 2005.

  5. Назиров, А. Э. Философия. Методические указания по изучению курса / А. Э. Назиров, М. Л. Бурова. – СПб. : СПбГАСЭ, 2005.

  6. Словарь философских терминов / под ред. В. Г. Кузнецова. – М. : ИНФРА-М, 2005.

  7. Современные проблемы социальной философии и культурологии. Сборник научных статей. – СПб. : Аргус, 2004.

  8. Философия науки : учеб. пособие / под ред. С. А. Лебедева. – М. : Логос, 2004.

  9. Хрестоматия по философии : учеб. пособие / сост. П. В. Алексеев. – М. : Проспект, 2004.

  10. Чанышев, А. Н. Философия древнего мира : учебник / А. Н. Чанышев. – М. : Высшая школа, 2003.

Периодические издания:

1. Вопросы философии : журнал.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

По данной дисциплине используются технические и электронные средства обучения, учебно-наглядные, видео и аудиоматериалы.

Составитель: д.ф.н., проф. кафедры «Философия и культурология» А.Э. Назиров

Рецензент: к.ф.н., доц. кафедры «Философия и культурология» А.П. Корнилов