logo
нравственное богословие

Теория Свободного воспитания

Теория свободного воспитания – это педагогические переложения идей Ж.Ж.Руссо. Отвергая учение Церкви о первородном грехе, этот французский мыслитель и революционер считал, что детям по естеству присуще природное совершенство и высокие нравственные качества. В воспитании, по его мнению, необходимо отказаться от ограничений, установленных обществом и воспитателем, и следовать детской природе. И ребенок вырастет высоконравственным человеком. Лев Толстой подхватил эту идею. «…Во всех веках и у всех людей, - писал Толстой, - ребенок представлялся образцом невинности, безгрешности, добра, правды и красоты. Человек родится совершенным - есть великое слово, сказанное Руссо». Исходя из этого, Толстой полагал, что воспитывать ребенка бессмысленно, так как сознание нравственного идеала у детей сильнее, чем у взрослых. Взрослые должны только давать детям материал для того, чтобы они могли сами развиваться «гармонически и всесторонне». По мнению Толстого, свободное воспитание содействует саморазвитию, самораскрытию нравственных качеств, способностей, заложенных в ребенке от рождения. Про школу Л.Н. Толстой считал, что она должна заниматься только образованием, которое, ненасильственно по своей сути.

Известный западный теоретик и пропагандист свободного воспитания К.Н. Венцель добавил: “Уметь ничего не делать с воспитанником – вот первое и наиболее трудное в искусстве воспитания”. Педагог должен только предоставлять тот материал, к которому сам ребенок почувствовал естественный интерес и потребность. Всякое внешнее, даже самое благотворное влияние будет иметь тормозящее действие. Венцелю же принадлежит Декларация прав ребенка (1917 г.)

  1. Каждый ребенок имеет право сам выбирать себе воспитателей.

  2. Ребенок в свой свободе и правах равен со взрослым совершеннолетним человеком.

  3. Свобода ребенка заключается в возможности делать все, что не вредит другим людям

На самом деле эти люди, конечно, были не так наивны. Но их задача была – оторвать детей от традиционного, а особенно церковного, воспитания. Роман "Эмиль, или О воспитании", в котором Руссо выразил свои педагогические взгляды, была публично сожжена католиками.