Обвинения в принадлежности к контрреволюционной организации
Яркий пример - дело подпольного «истинно православного союза». Инициировано оно было в Чимкенте в 1937 году. Фигурировали в деле митрополит Казанский Кирилл (Смирнов), митрополит Ленинградский Иосиф (Петровых), епископ Ростовский Евгений (Копранов) и еще несколько десятков священнослужителей со всей страны. Поводом послужило то, что владыка Иосиф создал тайный монастырь, за что его и арестовали. Требовали признать, что монастырь - ячейка огромной всероссийской контрреволюционной организации. К сожалению, митрополит Иосиф подписал признательные показания. Хотя сделал он их явно под пытками: стиль изложения казенный, подпись пляшет, но все-таки это его подпись... Используя эти показания, чекисты начали арестовывать дальше. Так на пустом месте появилось дело о крупномасштабном заговоре, во главе которого стоят церковные иерархи. И «доказательством» того, что этот заговор существовал, стали реальные листы следственного дела – выбитые, вымученные признания... В результате по чимкентскому делу было вынесено более 60 смертных приговоров. Удивительно вот что: митрополит Иосиф (Петровых) признался в обвинении, хотя был непримиримым лидером непоминающих митр. Сергия, а митрополит Кирилл, человек умеренных взглядов, остался несломленным. И мы почитаем сегодня владыку Кирилла в лике святых, а вот вопрос с канонизацией владыки Иосифа по-прежнему остается открытым.
Нечто подобное получилось со святителем Лукой (Войно-Ясенецким). В одном из дел у него есть признательные показания, но Господь дал ему возможность опротестовать их лично: далее в следственном деле идут протесты владыки Луки против незаконных методов ведения следствия, пыток. Например, к нему применялся так называемый «конвейер» - допрос, не прекращающийся сутками, во время которого подследственному не дают есть и спать. Естественно, что на вторые-третьи сутки у человека от голода и напряжения начинает мутиться рассудок, и, измученный недосыпанием человек, в конце концов, мог подписать что угодно.. Святитель Лука подписал свои показания именно в таком состоянии. Он, врач, понимал, что сходит с ума. И как только он смог более-менее воспринимать окружающий мир, тут же написал протест.
– Отец Максим, мы привыкли читать в житиях святых о чудесах: Господь исцеляет раны узника, палачи массово обращаются... В XX веке этого нет, так ведь?
– Да, свидетельства о явных чудесах можно пересчитать по пальцам, но они были. Так, перед расстрелом священномученик Лаврентий, епископ Балахнинский, викарий Нижегородской епархии (расстрелян в 1918 году), встал на молитву, и его осиял небесный свет. Солдаты побросали винтовки и разбежались. К следующей расстрельной команде владыку вывели в солдатской шинели... Согласно имеющимся воспоминаниям, святой Герман, епископ Вольский, молясь перед расстрелом, поднялся над землей. Бывало, что даже палачи обращались. Так произошло в Уфе в 1928 году, когда конвоиры были расстреляны вместе с мученицей, о чем сами стрелявшие и рассказали потом. Но это исключения из правил. Гораздо чаще встречается другое чудо - человека не смогли сломить в НКВД.
- Оглавление
- Тема 6. Откровенный нравственный закон. Ветхозаветный нравственный закон. 28
- Тема 1. Нравственное богословие: значение, определения, предметы изучения, источники знания.
- Сравнение Нравственного богословия и светской этики.
- Тема 2. Благо. Высшее благо. Цель и смысл жизни в христианстве.
- Приложение к теме 2 о смысле жизни
- Тема 3. Добро и зло
- Приложение к теме 3 Миф о Пандоре
- Тема 4. Естественный нравственный закон. Совесть, стыд
- Приложение к теме 4 Гипотеза Канта о чистом разуме
- Теория Свободного воспитания
- Тема 5. Свобода
- Тема 6. Откровенный нравственный закон. Ветхозаветный нравственный закон.
- Тема 7. Новозаветный нравственный закон
- Тема 8. Евангельские советы, адиафоры. Иерархия ценностей
- Приложение к теме 9 Из книги «Душеполезные поучения аввы Дорофея»
- Из «Слова о спасении и о христианском совершенстве»
- Из Книги правил Церковных
- Тема 9. Обязанности. Ответственность. Условия вменения.
- Приложение к теме 9
- Из судебной практики
- Тема 10. Библейское учение о человеке. Тело, душа, дух
- Ипостась, персона, личность
- Приложение к теме 10 Традуционизм
- Креационизм
- Тема 11. Деятельность души: ум, воля, чувство
- Приложение к теме 11
- Тема 12. Добродетели
- Тема 13. Заповеди блаженства. Первая заповедь блаженства. Смирение, послушание, неосуждение
- Послушание
- Неосуждение
- Вторая заповедь блаженства. Покаяние, исповедь
- Исповедь
- Этапы покаяния по притче о блудном сыне
- Третья Заповедь блаженства
- Четвертая заповедь блаженства. Правда Божия
- Пятая заповедь блаженства. Милостыня «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут»
- Приложение о внешней милостыне
- О душевной милостыне
- Шестая заповедь блаженства. Трезвение
- Седьмая заповедь блаженства. Мир.
- Восьмая заповедь блаженства. Гонение за правду.
- Девятая заповедь блаженства.
- Приложение мч. Ардалион
- Евгений Родионов
- Обвинения в принадлежности к контрреволюционной организации
- Тема 14. Молитва.
- Внимание и ум во время богослужения
- Тема 15.Пост
- Приложение к теме 15 Наставление Феодора Студита
- Тема 16. Богословские добродетели. Вера
- Приложение Доказательства бытия Божия
- Примеры обращения к вере (из Патерика)
- Из рассказов об Иоанне Кронштадском
- Из жизнеописания новомучеников и исповедников Российских
- Из книги «в горах Кавказа»
- Передвижение горы
- Надежда
- Любовь естественная
- Приложение Случай в больнице
- Любовь евангельская
- Любовь к ближнему
- Приложение Из Пролога
- Любовь к Богу
- Тема 17. Страсти
- Чревоугодие
- Сребролюбие
- Приложение Мелания Римляныня
- Модусы жизни
- Тщеславие
- Приложение Тщеславие и самоубийство
- Из жития свт. Спиридона Тримифунтского
- О самоукорении
- Гордость
- Приложение о самомнении
- Действие страстей
- Приложение Суворов а.В.
- Тема 18. Христианский брак
- Тема 19. Патриотизм и космополитизм
- Тема 20. Нехристианские системы этики
- Базовые принципы гуманизма