logo
нравственное богословие

Креационизм

Учение о непосредственном творении Богом каждой человеческой души, не имеющее аналогов в греческой философии, имеет чисто библейские истоки. Одним из первых теорию креационизма выдвинул свт. Ириней Лионский, согласно которому «каждый из нас как получает свое тело через искусство Божие, так получает и свою душу». Наиболее ясное обоснование креационизма дал латинский апологет Лактанций, который считал, что «тело может родиться от тел, поскольку от обоих [родителей] нечто заимствуется; а душа не может [родиться] от душ, поскольку из тонкой и неосязаемой вещи ничего не может происходить... Поэтому не от родителей даются души, но от одного и того же Бога и Отца всяческих, Который один только владеет законом и способом рождения, поскольку только Он один совершает это».

Сторонниками теории креационизма на Востоке были такие авторитетные отцы Церкви, как свт. Григорий Назианзин, свт. Кирилл Александрийский, блаж. Феодорит, св. Прокопий Газский, преп. Максим Исповедник, свт. Герман Константинопольский, а на Западе – свт. Амвросий Медиоланский, блаж. Иероним, преп. Иоанн Кассиан, свт. Лев Великий, Геннадий Марсельский и Кассиодор. Блаж. Феодорит указывает прямую зависимость точки зрения креационизма от рассказа книги Бытия о сотворении первого человека: «Церковь... веря Божественному Писанию, говорит, что душа созидается вместе с телом и не в вещественном семени имеет начало своего созидания, но изволением Творца приходит в бытие после образования тела». По мнению блаж. Иеронима, это не противоречит принципу завершенности Божественного творения: «Бог ежедневно творит души, ибо Его желание есть уже само действие, и Он не перестает быть Творцом, что составляет церковную точку зрения, соответствующую словам Спасителя: Отец Мой доныне делает, и Я делаю (Ин 5:17)». Из слов книги Екклезиаста « И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его» (Еккл 12:7) Иероним заключает, что «не люди, а Бог есть Родитель душ». Хотя некоторые богословы, принадлежавшие к антиохийской школе, полагали, что душа творится Богом несколько позже формирования тела в утробе матери, это мнение впоследствии было скорректировано в согласии с догматом о творении души Адама: всякая человеческая душа творится Богом одновременно с человеческим телом. Вместе с тем многие отцы Церкви полагали, что тот способ, которым Бог ежедневно творит души, остается непостижимым для человека и известен только одному Богу. Таким образом, начиная с IV-V вв. теория креационизма постепенно стала самой распространенной теорией происхождения души как среди восточных, так и среди западных богословов. О ее господстве свидетельствует тот факт, что начиная с IV в. она практически не подвергалась критике.

Преимущество теории креационизма заключается прежде всего в сохранении представления о душе как бестелесной, неделимой и неразрушимой субстанции, имеющей иное по сравнению с телом высшее происхождение. Однако сторонники этой теории сталкиваются со значительными трудностями, во-первых, при согласовании его с завершенным характером творческой деятельности Бога, поскольку предположение, что Бог постоянно продолжает творить души из ничего, видимо, противоречит словам Свящ. Писания о том, что Бог в седьмой день почил от дел Своих (см. Быт 2:2-3). Предлагались разные способы избежать этой трудности, в частности, указывали, что, творя души, Бог не творит чего-то принципиального нового, поскольку индивидуальные души принадлежат к тому же самому роду, что и самая первая душа. Во-вторых, еще больше затруднений вызывает объяснение механизма передачи первородного греха, поскольку души, сотворенные из ничего, должны появляться на свет абсолютно безгрешными, подобно душе Адама. Поэтому для того, чтобы объяснить, как они заражаются грехом, сторонникам теории креационизма приходится прибегать к различным гипотезам, самая распространенная из которых - это гипотеза «порочности человеческого зачатия», передающего грех не только от родителей к детям, но и от тела душе, что унижает достоинство христианского брака и противоречит данным современной науки. В-третьих, непосредственное творение Богом души каждого человека ставит Бога как бы в положение должника, который всякий раз обязан сотворить душу в момент зачатия тела человека, в каких бы обстоятельствах и какими бы мотивами оно ни было обусловлено.

Наконец, отдельные христианские богословы, следуя поздним платоникам, предлагали некий компромиссный вариант в виде синтеза традуционизма и креационизма, построенный на различении между низшей животной и высшей разумной частью человеческой души. Так, апологет Татиан полагал, что в человеке есть некий «высший дух», или «божественный дух», приходящий с неба и несущий в себе образ и подобие Божие; и есть также «низший дух», называемый человеческой душой, который имеет земное происхождение. Подобным образом Климент Александрийский считал, что неразумная животная душа человека передается через телесное семя в зачатии, а высшая разумная душа приходит в этот момент с неба и непосредственно Богом или при посредстве неких ангелов, предвидящих момент зачатия, соединяется с содержащейся в семени животной душой. Однако эта точка зрения также имеет серьезные недостатки, поскольку встает в противоречие с принципом неделимости и единства человеческой души, утвержденным многими авторитетными отцами Церкви и церковными соборами.

Немало отцов Церкви, таких как св. Мефодий Олимпийский, Григорий Богослов, Августин, Фульгенций, папа Григорий Двоеслов, Исидор Севильский и некоторые другие, занимали нейтральную позицию и, безусловно отвергая теорию эманации и предсуществования душ, колебались в предпочтении одной теории перед другой. Известны долгие колебания Августина, который под конец жизни писал: «Что же касается происхождения души, в результате которого она появляется в теле: происходит ли она от того одного человека, который был создан первым, или подобное происходит в каждом случае с каждой отдельной душой, - этого я ни тогда не знал, ни сейчас не знаю». Более того, некоторые богословы откровенно признавались, что хотя отцы Церкви приложили немало усилий в исследовании вопроса о происхождении душ, но все равно остается до конца не ясным, передается ли душа вместе с телом от Адама или дается каждому непосредственно Богом; так что следует признать, что в этой жизни человек не в силах разрешить этого трудного вопроса.