logo
нравственное богословие

Тема 4. Естественный нравственный закон. Совесть, стыд

Начала нравственности заложены в природу человека от рождения.

Нет ни одного человека, даже неверующего, который бы не сознавал различия между добром и злом, а также и того, что добро должно делать, а зла избегать и удаляться.

Допустим, человек утверждает, что ни во что божественное он не верит, стоит на самых что ни на есть материалистических, атеистических позициях. Но спросите его, что он ценит в людях больше всего, и он, скорее всего, ответит: «Порядочность, честность, скромность, доброжелательность». Спросите его, что в людях его раздражает, и он наверняка ответит: «Хамство, ложь, предательство». Спросите его, чего он желает своим детям, друзьям в дни праздников, и он скажет: «Здоровья, счастья, благополучия». Это естественно и само собой идет изнутри, какие бы политические и философские идеи человек не провозглашал внешне.

Доказательства существования естественного нравственного закона:

1. О существовании такого закона говорит каждому прежде всего его собственное сознание. Наблюдая за собой, мы обнаруживаем в себе некое чувство, которое предписывает одно делать, указывая, что это хорошо, а другого избегать, потому что это зло. Это чувствуем не только мы с вами здесь в России, но это чувствуют и негры, и индейцы, и чукчи – все народы земли.

2. Всеобщность нравственных предписаний. Все народы считают злом убийство соплеменников, воровство, прелюбодеяние, ложь, жадность, трусость. У всех считается добром честность, трудолюбие, уважение к старшим, щедрость, справедливость, милосердие. Наблюдение это приводит к мысли, что у всего человечества нравственный закон имеет общий источник.

Какие же существуют мнения о происхождении этого естественного нравственного закона? Материалисты считают, что нравственный закон у людей имеет своим источником жизненный опыт, познание окружающей нас природы и развитие цивилизации. Рассмотрим подробнее эти аргументы.

1. Может ли научить человека нравственности жизненный опыт в том, что нравственно поступать выгоднее? Однако окружающая действительность говорит об обратном. В бизнесе, политике и в карьере преуспевают как раз те, кто легко переступает нравственные границы.

2. Может ли быть источником нравственного закона познание окружающей нас природы? Ни в растительном, ни в животном мире, ни тем более в неживой природе нет примера нравственных действий. Извержение вулкана может уничтожить целые города и селения. Горная лавина накрыть группу туристов вместе с вертолетом, на котором они прилетели, благовременный дождь может потушить лесной пожар и спасти деревню; но ни того, ни другого явления природы мы не называем нравственно добрым или нравственно дурным. Мы не можем назвать аморальным поведение волка, утащившего овцу из стада. Всё это показывает, что внешняя природа не может служить для человека источником нравственных принципов. Это сам человек иногда пытается дать тем или иным явлениям природы нравственную оценку, исходя из своего субъективного понимания.

3. Может ли быть источником нравственного закона развитие цивилизации? Материализм проводит мысль, что по мере её развития люди становятся все гуманнее, культурнее и т.д. Что на это возразить? На дворе 21 век. Брошенные дети, наркомания, порнография, парады содомитов и однополые браки говорят сами за себя.

Еще одну гипотезу предлагает Эммануил Кант. Он считал, что нравственный закон создан человеческим разумом. Правда, не простым, бытовым, а «чистым разумом». Такой разум, по мнению Канта и его последователей, сам дает себе закон в форме категорического императива (повеления, приказ) — «ты должен делать то или другое». Но каким образом наш разум выводит сам из себя (а не из окружающей природы) такой закон, почему он так всеобъемлющ (распространяется на все человечество) и так обязателен для исполнения – это, по мнению Канта, недостижимо для человеческого познания. Потому что, если продолжить рассуждение, получается, что этот «чистый разум» как бы общий для всего человечества и может диктовать всему человечеству свою волю. Такой вывод и сам Кант сделать не решался.

Поэтому в материализме вопрос происхождения нравственности до сей поры остаётся открытым.

Вопрос о происхождении естественного нравственного закона относится к той группе вопросов, которые без веры в Бога, одними силами науки и человеческого разума, решить невозможно. Христиане в его решении основываются на учении Церкви, которая есть столп и утверждение истины, и на авторитете святых отцов.

Из учения Церкви мы узнаем, что естественный нравственный закон, который является универсальным началом человеческой нравственности, действительно существует и вложен в наше естество Творцом. О существовании его говорит Ап. Павел в послании к Римлянам: «…они (язычники) показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим. 2:15)

О том, что он вложен в человеческую природу Богом, говорят многие свв. Отцы.

Святой Иустин Философ свой взгляд на естественный нравственный закон излагает в «Разговоре с Трифоном-иудеем». «Бог установил то, что всегда и везде является справедливым, и любой народ знает, что блудодеяние, супружеская измена, убийство и тому подобное есть грех. И всякий человек, совершающий такие дела, не может освободиться от мысли, что совершает беззаконие, за исключением людей, одержимых нечистым духом или испорченных плохим воспитанием и привычками».

Замечательное рассуждение о естественном нравственном законе мы находим у Тертуллиана. Он пишет: «Итак, прежде Моисеева Закона, написанного на каменных скрижалях, я утверждаю, существовал неписаный закон, который обыкновенно понимался естественным образом и соблюдался предками…Он общий для всего человечества и высечен на скрижалях нашей природы».

Святой Григорий Богослов пишет: «Бог дал нам пророков прежде всякого закона. И даже прежде них Он дал неписаный естественный закон, следящий за исполнением того, что следует исполнять».

Святитель Иоанн Златоуст высказался так: «Бог вложил в человека врожденный закон, который управляет человеком, как капитан кораблем или как наездник лошадью».

Мы видим, что о существовании естественного нравственного закона говорят многие сявтые Отцы, не оставляя никаких сомнений в его существовании. В чем же самая основа, самая суть естественного нравственного закона, вложенного Богом в человеческую природу? Это любовь к Богу и ближнему.

Естественный нравственный закон вложен в человека не в виде готовых предписаний, а в виде нравственного чувства. Проявления нравственного чувства: совесть, стыд, потребность верить в Божество, потребность любить, сострадание, чувство долга, ответственности, ощущение бессмертия души. А из них уже развиваются и кристаллизуются в дальнейшем нравственные принципы. Заметим, насколько сильные чувства – потребность веры в божество и потребность любви. Если человек не пользуется ими по назначению, он вынужден искать какие-то суррогаты. Так, не любящие ближнего пытаются любить кошек, собак, голубей, комнатные растения, аквариумных рыбок, науку, любимое дело, а если и это не получается, то любовь обращается на самого себя. В Древней Греции существовал миф о Нарциссе, юноше, влюбившемся в самого себя, вернее, свое собственное отражение в воде. Он не мог оторваться от этого занятия – так и умер. Здесь заложен глубокий смысл: любовь к себе, самолюбование – это тупик и смерть. Людей, которые никого, даже и самих себя, не любят – таких нет, им становится незачем жить на свете. Подобно и с верой божество. Если человек отвергает веру в Истинного Бога, он начинает приписывать божественные свойства материи (что она бесконечна в пространстве и во времени, что она способна к саморазвитию), творить себе кумиров из своих возлюбленных, деток, знаменитых певцов и музыкантов, поэтов, спортсменов. Дуэт из известной оперетты Кальвина:

Ты навек владеешь мною, лишь к тебе я рвусь мечтою,

Да, в тебе весь мир! Ты божество, ты мой кумир!

И весь падший мир с удовольствием слушает и подпевает «Ты божество, ты мой кумир».

Нравственное чувство в целом и частные его проявления – это дары Божии человеку, данные ему, чтобы он мог спастись в падшем мире, князь которого диавол «ходит аки лев ища кого поглотити». Можно сказать, что это те таланты из притчи, которые человек должен умножать и потом дать отчет Хозяину.

Нравственное чувство присуще человеку от рождения. У новорожденного младенца его пока не заметно. Но довольно скоро (вместе с первыми проблесками разума, прямохождением и связной речью) нравственное чувство просыпается и начинает свой рост. Далее посредством воспитания, путём многократного исполнения его требований, нравственное чувство раскрывается во всем богатстве своих проявлений. А под его воздействием в нашем разуме формируются нравственные правила, принципы, убеждения, что и носит название естественного нравственного закона. Таким образом, нравственное чувство обитает в сердце, а нравственный закон – в голове в виде нравственных правил, принципов, убеждений.

Человеческое естество повреждено грехом, поэтому растущее нравственное чувство нуждается в поддержке через воспитание. «Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей», – говорит о необходимости воспитания Священное Писание (Прит.29:17).

На формирование нравственного чувства в первую очередь оказывают влияние лица, воспитывающие ребенка: мать, отец и прочие. На этот процесс также оказывают влияние окружающая среда с ее правилами, народными традициями, религиозными воззрениями, конечно же телевизор, интернет. Влиянием всех этих обстоятельств и объясняется тот факт, что понятия о добре и зле, как у всех народов, так и у отдельных личностей, несколько различаются и искажаются по сравнению с тем, что изначально было вложено Богом.

Внешнее влияние не всегда положительно: оно может как поддерживать, так и подавлять дар Божий – нравственное чувство. Если нравственное чувство подавляется сильно, люди могут терять нравственные ориентиры. Например, жители древней Спарты признавали за лучшее умерщвлять физически неполноценных младенцев. Испанские конкистадоры, люди не сентиментальные, были потрясены жестокими массовыми жертвоприношениями инков и ацтеков. В Индии до сей поры при языческих храмах существует ритуальный блуд. В современном обществе встречаются секты сатанистов.

А что будет, если ребенка не воспитывать, не наказывать – пусть нравственное чувство растет само по себе, без помощи извне? Существует теория свободного воспитания, основанная на идеях деятеля французской революции Ж. Ж. Руссо (см. приложение). Церковь не разделяет взглядов Руссо, потому что считает, что природа человека повреждена первородным грехом. К сожалению, сорняки растут быстрее, чем розы, и это справедливо не только в отношении цветочных клумб.

Главным проявлением, нравственного чувства, как бы его ядром, является совесть. Совесть есть общечеловеческое явление, голос ее слышится во всяком человеческом сердце. Еще в древности совесть называли — голосом Божиим в душе человека. В одной из книг ветхозаветного Писания она именуется «оком Божиим, положенным на сердцах людей» (Сир. 17:7).

Прп. авва Дорофей в Душеполезных поучениях говорит: «Когда Бог сотворил человека, Он вселил в него нечто Божественное, как бы некоторый помысл, имеющий в себе, подобно искре, и свет, и теплоту; помысел, который просвещает ум и показывает ему, что доброе и что злое, — сие называется совестью, а она есть естественный закон... Последуя сему закону, т.е. совести, (ветхозаветные) патриархи и все святые, прежде писанного закона угодили Богу» (Поучение 3-е. О совести).

В нравственной жизни человека совесть выполняет три функции.

Прежде всего, она действует в душе человека как законодатель. Она предъявляет человеку нравственные требования, подсказывая, как нужно и как не нужно поступать в разных случаях.

Также совесть выступает как строгий и неподкупный судия, оценивающий все внешние и внутренние действия человека.

Наконец, совесть осуществляет в человеке функцию мздовоздаятеля. Это бывает тогда, когда мы, поступив хорошо, испытываем мир и спокойствие в душе, и наоборот, после совершения греха испытываем упреки совести. Эти угрызения могут достигать такой силы, что доводят до отчаяния (пример Иуды).

Будучи присуща всем людям, совесть, однако, весьма различно действует в каждом из них. Её проявление находится в зависимости от всей совокупности умственного и, особенно, нравственного состояния человека. Встречаются люди, которые как будто бы вовсе потеряли совесть, заглушили ее в себе. В Священном Писании указаны различные состояния совести: она может быть с одной стороны: благою, доброй, непорочной, чистой, а с другой стороны: лукавой, оскверненной; слабой, заблуждающейся, немощной и даже сожженной.

Стыд. Первичные понятия не имеют определений. Стыд как раз относится к таким первичным понятиям. Поэтому стыд – это просто одно из проявлений нравственного чувства. Более конкретного определения нет, но каждому знакомо его жжение из жизненного опыта. Еще можно сказать, что это чувство очень эмоциональное и наименее опосредствованное разумом.

Уже философы античности отличали стыд как важную и сугубо человеческую добродетель. Они же говорили: «Стыду научить нельзя, с ним нужно родиться». Современная наука согласна с ними в том, что способность стыдиться отличает человека от животных и явно выделяет его из всего животного мира.

В Библии впервые о стыде упоминается в связи с повествованием о грехопадении прародителей. В грехопадении Адам и Ева увидели свою обнажившуюся тварность и впервые пережили чувство стыда. Оно обличило их в том, что они совершили нечто недолжное, недоброе. Они почувствовали, что сделались иными – не такими, какими должны быть. Стыдясь, они прикрывают свою наготу фиговыми листьями и прячутся от зовущего их к Себе Творца за райскими деревьями. С тех пор стыд сделался постоянным спутником человека.

Стыд существует в двух видах. Стыдно бывает за проявления перед людьми низшей, животной природы, её влечений и функций, что среди людей принято прятать. В обществе эти проявления регламентированы правилами приличия, нормами поведения. В этом смысле стыд предохраняет личность от погружения в стихию животного чувственного начала, даёт ей возможность поступать в соответствии с требованиями культуры.

Также бывает стыдно за низменные поступки, когда они обнаруживаются перед людьми.

Стыд – из всех проявлений нравственного чувства наиболее эмоциональное, не опосредствованное разумом. Стыд обязательно бывает перед кем-то другим, за кем мы признаем человеческое или вышечеловеческое достоинство, а перед самим собой или животными это чувство не действует. Оно свойственно только человеку, причем до тех пор, пока он осознаёт своё человеческое достоинство и имеет уважение к другим людям. При крайнем эгоизме и утрате уважения к другим людям, а также в пьяном виде, стыд ослабевает и даже совсем утрачивается.

Постыдное поведение навлекает на человека позор. Стыд – внутреннее чувство, а позор – внешнее последствие постыдного поведения. В Библии часто эти понятия смешиваются, и позор тоже называется стыдом. Например, стыдными именуются: проявление трусости, поражение в войне, крушение надежды, унижение (отрезание бороды).

Пороги стыда у людей сильно различаются: если одна краснеет от двусмысленного выражения, то другая снимается в порнографических журналах.

Стыд тесно связан с совестью. Невозможно, чтобы бесстыдный человек был совестливым или бессовестный стыдливым. «Нет у него ни стыда, ни совести», – говорит народная поговорка. В то же время между понятиями «стыд» и «совесть» есть и различие. Совесть – внутреннее дело нашей души, а стыд относится в сфере человеческих отношений, стыдно нам бывает перед другими людьми.

Стыдно может быть за кого-то другого, с кем мы связаны тесными отношениями: за поступки детей, за поведение подчиненных. «Невоспитанный сын – стыд отцу своему».

Бывает ложный стыд – например, стыд открывать свои грехи на исповеди; за родителей, что они такие старомодные, отсталые или необразованные. Бывает стыдно проявить при людях доброту, жалость.

Современная наука спорит, является ли стыд врождённым или возникает в процессе воспитания, склоняясь к последнему. Её аргумент: до трех лет ребёнок не знает стыда. Надо признать, что аргумент этот спорный. До 3-х лет у человека незаметно вообще никаких человеческих качеств: ни разума, ни свободы воли, ни совести. Или все это тоже возникает в процессе воспитания?

Философ Владимир Соловьёввпервые указал на то, что чувство стыда не есть только отличительный признак, выделяющий человека из прочего животного мира, но что здесь сам человек выделяет себя из всей материальной природы. Стыдясь своих природных влечений и функций собственного организма, человек тем самым показывает, что он — не только продукт природы, а нечто высшее.

Атеизм и антихристианство всегда вели борьбу со стыдом – и прежде, и в настоящее время (акции «долой стыд» после революции, нудистские пляжи, моды, порнография). А дело Церкви и каждого христианина – защищать стыд как проявление в человеке нравственности и человеческого достоинства.