logo
нравственное богословие

Тема 19. Патриотизм и космополитизм

При взгляде на современную нам российскую действительность возникает много «почему?». Поэтому люди прописывают в своих квартирах незаконных мигрантов десятками? Почему призывники уклоняются от службы в армии? Почему талантливая молодежь уезжает из страны? Почему во внешней разведке появляются предатели? Почему богатые люди выводят капиталы за границу? Причина в том, что у людей не хватает патриотизма. Сейчас, наконец, в обществе стало появляться понимание, что на нем очень многое держится, что без него невозможно обойтись в государственном строительстве.

А что такое патриотизм? Патриотизм (от греч. patrís — родина, отечество) - чувство любви к родине, готовность служить ей и защищать её.

Что понимается под отечеством, родиной, с чего начинается Родина? В некоторых словарях говорится, что родина – это исторически принадлежащая данному народу территория. Однако родина – это не есть просто территория, это, все-таки, более широкое, емкое понятие. Это страна, где мы родились и выросли, получили воспитание и образование, где живут наши родители, где живут близкие, дорогие нам люди; где жили наши предки и находятся их могилы, это народ, к которому мы принадлежим, его история и культура. Всё это есть наше Отечество. Существует еще понятие малой родины: это та деревня, поселок, город, где мы родились и где прошло наше детство.

Любовь к отечеству и своему народу есть явление всеобщее в человеческом роде, и патриотизм естественен и понятен всякому нормальному человеку. Мы не найдем народа, в истории которого не было бы высоких примеров самопожертвования и любви к своему народу и отечеству. Такие примеры мы находим в древней истории (подвиг 300 спартанцев), в Священном Писании и житиях святых:

Иосиф Прекрасный в Египте не забывает своих родителей и родню, и завещает в будущем перенести свои мощи на родину.

Пророк Моисей просит помиловать свой народ, впавший в идолопоклонство: «Прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал» (Исх.32:32).

Ап. Павел: «Великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти»(Рим.9:2), – то есть Израильтян.

Из русских святых показывают нам пример патриотизма: благоверные князья Александр Невский, Георгий Владимирский, Василько Ростовский, Константин Ярославский, Дмитрий Донской, прп. Сергий Радонежский, патриарх Ермоген, прав. Федор Ушаков.

Свт. Филарету Московскому принадлежат слова: «Плохой гражданин отечества земного не может стать хорошим гражданином отечества небесного».

Любовь к своему народу имеет особое название – национализм, и это слово само по себе не несет негативной окраски. Любовь к своему народу, его истории, религиозным и культурным традициям, лучшим представителям – важная часть патриотизма. Не следует смешивать здравый национализм с шовинизмом, который утверждает идею национального превосходства, исключительности, противопоставляет интересы одного народа интересам всех других народов. Слово шовинизм обязано появлением персонажу театральной французской пьесы 19в. Николе Шовену. В пьесе он представлен как фанатичный и одновременно карикатурный поклонник Наполеона и всего французского.

Еще часто национализм смешивают с нацизмом. Нацизм – идеология гитлеровской Германии, поэтому нельзя это слово в полной мере применять к явлениям современной жизни.

Впервые простую и ясную формулу национального патриотизма дала Жанна д'Арк: это желание быть независимыми от чужеземцев на своей земле и иметь среди себя своего собственного верховного главу.

Космополитизм, (космополит с греч.- гражданин мира) в отличие от патриотизма, проповедует любовь ко всему человечеству, внушает равно любить людей всех стран и народов. Он ставит интересы человечества выше интересов отдельной нации.

Космополитизм выдается за что-то очень современное, за новейшее достижение человеческой мысли. Однако возник он ещё в античном мире. Древние философы с помощью этих идей хотели преодолеть раздробленность греческих городов-государств, объединить свой народ. Эти идеи разделяли известные философы: Диоген Синопский, первым употребивший слово «космополит», Сократ, стоик Зенон. Представитель грубого эвдемонизма Аристипп, в согласии со своей философской концепцией, выразил свои космополитические взгляды в словах: «где хорошо, там и отечество». Создание огромного государства Александра Македонского послужило причиной дальнейшего развития космополитических воззрений.

В эпоху Средневековья космополитические представления формировались в социальных группах, ведущих кочевой образ жизни: у странствующих рыцарей, студентов, торговцев, комедиантов, воинов-наемников. Эти идеи поддерживали европейские мыслители эпохи Возрождения и эпохи Просвещения. Элементы космополитизма присутствовали также в коммунистической идеологии, направленной на построение бесклассового общества во всемирном масштабе.

Космополит считает себя гражданином всего мира. Объектом его любви является не конкретный «человек», «брат», «ближний», а всё человечество в целом. А может быть, это и действительно хорошо – любить всё человечество? Дело в том, что «всё человечество» является абстрактным объектом, с которым невозможны конкретные отношения, а человек не может по настоящему любить абстракцию.

Вот как пишет о любви ко всему человечеству Достоевский в романе «Братья Карамазовы»:

«Я так люблю все человечество!», — восклицает восторженная дама в разговоре со старцем Зосимой. Тогда Зосима приводит ей в ответ слова одного доктора: «Я, говорит, люблю человечество, но дивлюсь на себя самого: чем больше я люблю человечество вообще, тем меньше я люблю людей в частности, то есть порознь, как отдельных лиц. В мечтах я нередко, говорит, доходил до страстных помыслов о служении человечеству и, может быть, действительно пошел бы на крест за людей, если бы это вдруг как-нибудь потребовалось, а между тем я двух дней не в состоянии прожить ни с кем в одной комнате, о чем знаю из опыта. Чуть он близко от меня, и вот уж его личность давит мое самолюбие и стесняет мою свободу. В одни сутки я могу даже лучшего человека возненавидеть: одного за то, что он долго ест за обедом, другого за то, что у него насморк и он беспрерывно сморкается. Я, говорит, становлюсь врагом людей, чуть-чуть лишь те ко мне прикоснутся. Зато всегда так происходило, что чем более я ненавидел людей в частности, тем пламеннее становилась любовь моя к человечеству вообще».

Космополитизм не имеет основания ни в естественном душевном расположении людей, ни в христианской религии, ни в историческом опыте. Мы знаем примеры, когда отдельные люди или группы людей (эмигранты) покидали Родину. Они тосковали на чужбине, создавали общины соотечественников для сохранения национальной культуры, разговаривали в кругу семьи на родном языке и мечтали когда-нибудь вернуться назад. Ассимиляция всегда была болезненным процессом, и могла произойти только через несколько поколений, когда рождались и вырастали люди, никогда в жизни не видевшие прежней родины. Вспомним псалом «На реках вавилонских». Евреи вернулись в Землю Обетованную, татары после депортации вернулись в Крым, чеченцы – на Кавказ.

В современном мире сильны тенденции к формированию единой планетарной цивилизации в рамках Западного глобализационного проекта. Поэтому космополитизм как учение сегодня снова стал востребованным, о нем вспомнили и наполнили его новым содержанием. В политической сфере говорят о всемирном правительстве, в религиозной – о толерантности. В мировой экономике усиливаются транснациональные компании и интеграция. Еще более заметно эти тенденции проявляются в культурной сфере. В разных странах и на разных континентах люди носят одну и ту же одежду (джинсы, кроссовки, футболки), смотрят одни и те же голливудские фильмы, слушают одну и ту же музыку, пользуются одними и теми же тефлоновыми сковородками и электрочайниками, играют в однаковые спортивные и комьютерные игры. Повсеместно распространяются единые стандарты. Все это способствует стандартизации сознания. Особое значение в этом процессе имеет всемирная компьютерная сеть, доступ к которой уже сейчас рассматривается как виртуальный аналог мирового гражданства. Глобализационному проекту соответствует новый тип человека – постоянного мигранта-кочевника, утратившего традиционную привязанность к стране, общине, семье, который считает своей родиной то место, где ему в данное время комфортнее живется. В истории ещё не было такого прецедента, чтобы целые народы призывались отказаться от Родины.

Глобализационный проект неразрывно связан с разрушением национальных государств, без этого он не может состояться. Мощным оружием такого разрушения являются потоки мигрантов, которые ломают традиционный уклад общества и национально ориентированный тип сознания. Причем национальное сознание деградирует как у коренного населения, так и у самих мигрантов. Идеология космополитизма опасна для национальных государств еще и тем, что ее последователи всегда готовы выступить против интересов собственной страны, так как не считают чем-то важным собственную национальную и государственную идентичность.

Казалось бы, патриотизм разделяет страны и народы, а космополитизм стремится объединить их. Что лучше, соединяться или разделяться? Оказывается, однозначного ответа дать нельзя. Важно то, на какой основе происходит это объединение. Если на основе добродетели, то лучше соединение, а если на основе греха, то лучше держаться в стороне от такого сообщества. И ещё один возникает вопрос: кто будет управлять этим объединённым миром? Наверное те, кто осуществляет глобализационный проект. А кто осуществляет этот проект?

Раздельное существование различных народов определено Промыслом Божиим. Народы имеют каждый свой язык, культуру, свою индивидуальность, свою особенную задачу в человеческой истории и даже каждый своего Ангела хранителя. Это разнообразие уничтожать так же преступно, как разнообразие пород деревьев и видов животных. Такая попытка стала бы сопротивлением Божественному мироустройству.

Скорее всего, попытка уничтожить разнообразие культур утопична, потому что культура каждого народа неразрывно связана с его жизнью в конкретных исторических и природных условиях. Не сможет негр жить в тундре, или эскимос в Южной Африке: у них разная одежда, разная пища, разная температурная настройка организма, разные навыки, соответственно разные песни, привычные ритмы, движения, поведение. Многое из этого уже передаётся по наследству. А гражданин мира неужели сможет жить везде и чувствовать себя одинаково хорошо? Представлять в воображении себя гражданином мира он, конечно, сможет, но реально жить и хорошо себя чувствовать негр будет в Африке и в набедренной повязке, а эскимос в тундре, в дохе и унтах из оленьей шкуры.

Если заинтересованные силы продвигают в обществе какая-то идею, то недостаточно просто критиковать ее, надо суметь предложить что-то взамен. Какую же позитивную идею можно противопоставить современному глобализационному проекту? Ту, о которой говорится в кондаке Пятидесятницы – соединение в Христианской Церкви.

Мы знаем из Священного Писания, что земные народы появились по воле Божией при вавилонском столпотворении. Столпотворение на какой-то миг объединило людей в их богоборческих планах, но в итоге привело к утрате единого языка, так что люди перестали понимать друг друга и, забыв о начатом деле, рассеялись по поднебесной. Напротив, в книге Деяний апостолов мы читаем о том, как нисшедший к людям Святой Дух преобразил их и внутренне объединил. Новозаветная Пятидесятница – это единение людей в вере и благодати Божией, в результате чего люди, говорящие на разных языках, научились понимать друг друга. Об этом говорится в кондаке Пятидесятницы: «Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний: егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа»(заметим, что слово «языки» в этом коротком песнопении употребляется в трех различных смыслах). В Новом Завете Господь дал людям планеты возможность воссоединения через Церковь, но человечество, к сожалению, не пользуется такой возможностью.

В текущей жизни Церковь призывает большие и малые народы уважать друг друга, стараться жить в мире и сотрудничестве, бережно сохраняя при этом свое культурное своеобразие. Примером такого мирного сосуществования являлась Российская империя. Ни один малый народ в ней не исчез, но все, даже самые неразвитые и малочисленные, сохранили свою национальную культуру и историческую территорию, чего нельзя сказать об американских индейцах, австралийских аборигенах, малоазийских греках. Но от них к нашему времени остались хотя бы какие-то следы, а о многих-многих других исчезнувших этносах сведения можно найти только в исторических документах.