logo
нравственное богословие

Тема 7. Новозаветный нравственный закон

Термин «Новый Завет» впервые встречается у пророка Иеремии. Он сказал: «Настанут дни – говорит Господь – когда Я заключу с потомками Израиля и Иуды Новый Завет – не такой завет, какой Я заключил с их отцами, когда взял их за руку и вывел их из Египта. Тот Завет они нарушили… иной завет заключу Я тогда с потомками Израиля, – говорит Господь. – Я вложу Закон Мой им в сердце, Я буду их Богом, а они будут Моим народом!» (Иер.31:31) Взяв в руки Чашу на Тайной вечери, Господь сказал: «Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многи изливаемая во оставление грехов». Этим Он исполнил пророчество Иеремии, сказанное за шесть с лишним столетий до этого события.

Под именем Новозаветного (Евангельского) нравственного закона разумеются те истины и правила, которые возвестил Господь Иисус Христос и проповедали всему миру Его святые Апостолы. На земле было и есть много религий и философских учений, но среди них нет ни одного равного Новому Завету. Высота заложенного в нем нравственного учения неопровержимо свидетельствует о его не человеческом, а божественном происхождении. Слов «любите врагов ваших» мы не найдём нигде, кроме христианства.

Рассмотрим, чем два Завета, Ветхий и Новый, близки между собой, что они имеют общего?

Оба они имеют один источник – являются сверхъестественным откровением Божиим. Также они имеют общее нравственное основание. Когда к Спасителю подошёл богатый юноша и сказал: «Учитель благий, что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» – Он указал ему на предписания Ветхого Завета: «Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди». Говорит Ему юноша: «Какие?» Иисус же сказал: «Не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и люби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 19:17-29). Таким образом, Иисус Христос подтвердил необходимость Заповедей Ветхого Завета для спасения и руководства в нравственной жизни.

Теперь отметим характерные особенности Новозаветного закона.

– Самая яркая его особенность – это Заповеди блаженства. Ими Спаситель указал людям путь к высшему духовному совершенству. С их помощью человек может совершенствоваться бесконечно и достичь ангельского состояния.

Евангельские Заповеди блаженства:

1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах.

– В Новом Завете прибавлена очень важная заповедь о Крестоношении: «Иисус сказал ученикам Своим: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Матф.16:24).

– Заповедь о любви получила в Новом Завете новое содержание. По этой причине Сам Господь назвал древнюю по букве заповедь о любви новой заповедью: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга». Христианская любовь – это уже не любовь ветхозаветного человека. В чем же их различие? Во-первых она изменилась по качеству: «как Я возлюбил вас, [так] и вы да любите друг друга.» (Ин. 13:34), во-вторых, изменилась требуемая мера – до любви к врагам и готовности положить душу свою за други своя (Ин. 15:13).

– Как уже было сказано ранее, закон Моисеев был законом внешних дел. Он требовал исправления, главным образом, внешнего поведения человека. А Евангельский закон считает главным не те или иные поступки внешнего человека, а внутренний строй его жизни, сердечную чистоту, душевные перемены. Новый Завет как бы переводит закон с каменных скрижалей на скрижали человеческого сердца, с внешнего уровня – на внутренний. Поэтому он называется законом духа. А ещё он называется законом свободы. Когда душа изменится под действием Св. Духа и собственного подвига, когда она преобразится новозаветной благодатью, то Евангельский Закон становится для неё родным по природе, естественным. Поэтому Господь говорит «Иго мое благо и бремя Мое легко есть» (Мф.11:30), а Иоанн Богослов в 1-м Соборном послании пишет: «заповеди Его не тяжки» (1Иоан.5:3).

– Мы помним, какие награды обещал Ветхий Завет за свое исполнение, и какие наказания за нарушения. А что обещает Новозаветный закон своим исполнителям? Он обещает блага небесные, вечные. Св. Иоанн Златоуст в Слове на Пасху говорит: «Здесь обещается уже не земля, текущая млеком и медом, не маститая старость, не хлеб и вино, не стада овец и волов, но небо и блага небесные, усыновление, соучастие в наследии, в славе и царствовании, и другие бесчисленные награды».

Страх тоже присутствует, но не перед земными бедствиями, а перед загробной участью, перед вечными мучениями: «Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Матф.25:41).

– Изменилась и внешняя форма Заповедей. Заповеди блаженства – это не категорические запрещения. Они предоставляют человеку свободу выбора: блаженны кроткие, блаженны милостивые, и более привлекают человека наградой, чем пугают наказанием. Но, предоставляя человеку полную свободу в выборе, Новый Завет предупреждает, что будет с ним в обоих случаях.

– Господь Иисус Христос не только сообщил людям Евангельский закон, но и даровал силы к исполнению этого закона.

До Крестной Жертвы человек находился под властью греха. Несмотря на всё старание, он не мог исполнить предписаний Ветхого закона. «Желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим 7:18,19). В таком положении давать ему ещё более возвышенный, а значит и трудный для исполнения, Закон было безнадёжно. Или же одновременно надо было дать в помощь очень сильные средства для его исполнения. И Господь дал человеку такие средства: Он освободил человека от власти греха, и дал в помощь благодать Святого Духа. Освобождение от греха человек получает в Таинстве Крещения и Исповеди, а укрепление духовных сил – при Миропомазании и Причащении. А некрещеный человек и сейчас находится в положении ветхозаветного и даже худшем, если сознательно отвергает Христа. Только при Крещении он получает благодатные силы, чтобы противостоять греху.

При подведении итога этого сравнения становится очевидным превосходство Евангельского Завета. Выражая эту мысль, апостол Павел говорит: «Лучшего завета поручителем соделался Иисус» (Евр. 7:22, также Евр. 8:7-13) Св. Василий Великий, объясняя отношение Новозаветного закона к Ветхозаветному, говорит так: «полезны и светильники, но до солнца; приятны звезды, но только ночью. А если смешон тот, кто при солнечном свете возжигает пред собою светильник, то гораздо смешнее тот, кто при евангельской проповеди остается в законной сени».

Евангельский закон раскрывается нам не только в книгах Нового Завета, но и в Священном Предании, церковных установлениях. Таковы, например, правила церковные о постах, исповеди и причащении Св. Тайн, о церковной дисциплине и другие. Эти установления Церкви являются требованиями закона Евангельского в приложении к практической жизни.

Три побуждения к исполнению Нравственного закона.

В глубокой древности в дому каждого богатого человека было три категории людей, которые исполняли волю его: рабы, наемные работники и собственные дети. Все они слушались и исполняли его повеления, но мотивы у всех были разные. Рабы боялись наказания, наемники хотели получить обещанное вознаграждение. А дети любили своего отца и не хотели его огорчать – поэтому слушались. Святые отцы обратили внимание, что эти же три чина служителей можно найти и в дому Господнем.

1. Одни, как рабы, соблюдают заповеди по страху гнева Божия и адских мучений. Это обычно новоначальные. Почему-то в наше время именно новоначальным очень не нравится мысль, что надо бояться Бога, адских мучений. Им хочется общаться с Богом по любви. Но дело в том, что путь к такой любви, «которая вон изгоняет страх», неблизкий и не лёгкий. Естественное же начало премудрости – страх Господень.

2. Другие желают сподобиться земных или небесных благ. Эта категория сейчас многочисленна, особенно тех, кто ищет земных благ: молятся, ставят свечки, чтобы кто-то выздоровел, кто-то вышел замуж, нашёл работу, хорошо сдал экзамены. Для них было бы неплохо возвыситься до желания небесных благ, с таким же усердием попросить избавления от гнева, осуждения, сквернословия, просить терпения, прибавления веры. Для наемника свойствен страх лишиться той награды, которая заслужена долгим, нелегким трудом.

3. И только третьи исполняют волю Божию ради любви к Богу. Кто имеет дар благодатной любви к Богу, тот уже не боится Его, потому что чувствует, что и сам любим Богом. Если у него и есть страх, то страх огорчить, оскорбить своего Создателя, лишиться благодати.

Отличие законов нравственных от законов физических

Мы рассмотрели естественный и богооткровенный нравственный закон. Теперь постараемся понять, в чем состоит отличие законов нравственных от законов физических. Закон физический определяет деятельность мира материального, закон нравственный определяет деятельность существ обладающих разумом и свободой воли. Ещё нравственный закон содержит в себе понятия добра и зла, совершенно чуждые закону физическому.

Физический закон действует с безусловной необходимостью, непосредственно переходя в действие.

Закон нравственный не принуждает с необходимостью, а только обязывает. Обязательство есть поведение без принуждения. Это значит, что требования нравственного закона исполняются человеком только тогда, когда на это есть согласие его свободной воли. При этом всегда остается место собственному рассуждению, решению.

Например, нравственный закон говорит «не укради», но не принуждает к этому. Человек может и не выполнить этого требования нравственного закона. Однако это не значит, что в случае невыполнения его требований нравственный закон отменяется и разрушается. Закон нравственный остается законом, но действует особым образом. Его неисполнение влечет за собой деградацию и саморазрушение, продолжающиеся до тех пор, пока человек снова не подчинится требованиям закона. Причина в том, что при нарушении нравственного закона разрывается связь с Богом, который является источником жизни для всего творения. Как плоть, когда ее покидает жизнь, становится трупом и начинает разлагаться, так и душа, когда нарушается её связь с Богом, начинает деградировать. Именно нравственное разложение послужило главной причиной гибели великих империй: Римской, затем Византийской, потом Российской. В Библии яркий пример – история Израильского царства: его благополучие было неразрывно связано с исполнением закона Божия.