logo
нравственное богословие

Неосуждение

Как мы выше отметили, одно из главных качеств смиренного человека – неосуждение.

Осуждение относится к тем неподатливым грехам, с коими мы боремся годами, и никак не можем удержаться от их повторения. Осуждение рождается от гордости и от того, что мы принимаем на себя роль судьи по отношению к ближнему. Евангелие прямо запрещает осуждать: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7, 1).

Однако к гражданским судам это евангельское запрещение не относится. Суды, как необходимый общественный институт, существовали при всех формах государственного устройства, от времен Ветхого Завета и до настоящего. В Израильском народе гражданские суды были установлены пророком Моисеем (Исх.18,25-26). Запрет осуждать касается нашей личной жизни.

Осуждение ближнего надо отличать от видения греха, которое необходимо в действительной жизни. Необходимо настолько, что нельзя отказываться от него, даже если оно и не совсем чисто от осуждения. Видение греха необходимо для того, чтобы правильно строить свои взаимоотношения с ближними и не участвовать в дурных делах.

Каким образом учитель, родитель или священник будут воспитывать и исправлять своих подопечных, если не увидят их согрешений? Апостол Павел пишет Титу: «Один стихотворец сказал: критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые. Свидетельство сие справедливо. По сей причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере» (Тит. 1, 12-13). Это осуждение, или нет? Поскольку Ап. Павел вне подозрений, это можно назвать пастырским видением греха. Итак, мы должны и видеть грех, и удерживаться от осуждения грешника.

Ключ к решению этого кажущегося противоречия находится в нашем отношении к грешнику. Если мы гневаемся на согрешившего, горячимся, желаем ему беды и вечной гибели, забывая в это время о своих собственных грехах перед Богом и ощущая себя в этот момент как бы праведниками, – мы осуждаем. Если же мы сожалеем о грехопадении ближнего, желаем ему вразумления от Господа, исправления и спасения, то хотя бы мы даже наказали его (для его исправления и ограждения ближних от соблазна и опасности), это не будет осуждением. Так поступали и Апостолы. Вспомним Ананию и Сапфиру из книги Деяний (Деян. 5, 1-10), также и несчастного блудодея, которого ап. Павел предал сатане во измождение плоти, чтобы дух его был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа (1Кор. 5, 5).

Осуждение у нас обычно так подмешивается к видению чужих грехов, что его бывает трудно заметить. С замеченным осуждением мы должны бороться, исповедовать этот грех, а в незамеченном подозревать себя, поскольку полная чистота от осуждения свойственна лишь святости, и, обычно, соединяется с благодатной любовью к ближнему.

Какими же средствами мы можем реально бороться с проявлениями в себе осуждения? Прежде всего, надо взять себе за правило не говорить и не думать плохо о незнакомых людях, до которых нам нет никакого дела, с которыми наша жизнь никак не пересекается. Рядовая ситуация: знакомые, осуждая кого-то в нашем присутствии, приглашают нас принять участие в осуждении, и никак не могут успокоиться, пока мы с ними не согласимся. И мы, желая угодить им, говорим: «Да-да! Порядочные люди так не поступают!»

Надо заранее приготовиться к правильному поведению в подобных случаях, подумать какими словами и мыслями мы будем отстранять от себя грех осуждения. Такого рода словами, хорошо зарекомендовавшими себя на практике, могут быть: «что ж? Кто в грехе, тот и в ответе», «и я тоже грешник», «да, всем нам придется отвечать за свои дела», «он согрешил сегодня, а мы согрешим завтра».

Гораздо труднее воздержаться от осуждения тех людей, с которыми нас сталкивают жизненные обстоятельства дома, в транспорте, в учреждениях, в магазинах, просто на улице. В этом случае полезно проконтролировать себя, что же мы желаем согрешившему? Если мы желаем ему вразумления от Господа, исправления и спасения, то у нас всё в порядке. А если нет, то пожелать ему этого в форме краткой молитвы.

Полезно также вспомнить большие грехи из своей жизни, что сразу охлаждает пыл осуждения. Подумать, что в глазах Божиих тот, кого мы сейчас осуждаем, может оказаться не хуже нас.

Воспринимать поступки ближних, как действие Промысла Божьего и как лекарство от нашей гордости.

Помнить о духовном законе, согласно которому Бог попускает осуждающему впасть в тот же грех, за который он осуждает ближнего. Особенно, если согрешивший был искушаем столь сильно, что сами мы в подобной ситуации бы не выдержали, или он успел уже покаяться в своем проступке.