logo
нравственное богословие

Внимание и ум во время богослужения

Как вы думаете, чем занят в течение двух часов богослужения ум человека, едва начавшего ходить в храм, если он не знает ни славянского языка, ни каких-либо молитв, не читал Евангелие и не понимает значение происходящего? Сначала он внимательно рассматривает всю обстановку храма и даже пересчитывает молящихся, певчих, священнослужителей, иконы в иконостасе, вслушивается в мелодии церковных песнопений. Обдумывает ассоциации, которые в нем при этом возникают. Отмечает знакомые слова, которые он когда-то раньше слышал: «Господи помилуй», «Премудрость», «Паки и паки», «Иже херувимы», «Отче наш», «Аллилуйя». Но, наконец, все новое, незнакомое рассмотрено и пересчитано. Пройдет еще полгода, новичок научится ставить свечки, правильно зажигать лампадки, подходить под благословение и прикладываться к иконам. Что же ему делать дальше? Чем занять ум во время богослужения?

Дальше надо попытаться понять что-то в самом богослужении и обратить внимание на то, что происходит при этом внутри нас, учитывая, что происходящее в душе не менее важно, чем то, что делается снаружи.

В отношении богослужения мы наблюдаем за чинопоследованием, по возможности запоминая, из каких частей состоит богослужение, и какая часть за которой следует. Желательно размышлять над их содержанием и символическим смыслом происходящего. Например, во время вечерни:

на 103 псалме – о сотворении мира,

на молитвах священника с обнаженной главой перед Царскими вратами – об изгнании Адама из рая,

на входе с кадилом – о пришествии в мир Спасителя для просвещения и спасения людей, о древнейшем христианском песнопении «Свете тихий», в котором Тихим Светом называется Сам Господь наш Иисус Христос,

на стихирах и тропаре – об истории праздника и о святых, чью память мы в этот день совершаем,

на «Ныне отпущаеши» - о праведном Симеоне Богоприимце и Сретении Господнем, неизбежной собственной смерти и т.д.

На богослужениях можно, слушая службу, размышлять о местах Священного Писания, которые предлагаются нам при чтении Паримий, Псалтири, Апостола и Евангелия, просить о своих насущных нуждах, вспоминать о важных событиях своей духовной жизни. Одновременно с этим, если мы отвлеклись, необходимо возвращать ум к богослужению, отгонять от себя чужеродные мысли и чувства, которые приходят в голову даже в храме, терпеть усталость и болезни.

Удержать ум в нужном русле всю службу бывает трудно даже подготовленному человеку. Иисусова молитва облегчает эту задачу. А для тех, кто проводит много времени на богослужениях в храме, нет другого средства, кроме Иисусовой молитвы, для поддержания правильного внутреннего состояния в течение длительных служб. У некоторых духовных писателей сказано, что можно читать Иисусову молитву и одновременно внимать богослужению.

А теперь рассмотрим, чем не следует занимать свой ум во время богослужения. Итак, за богослужением мы не должны, но часто делаем это:

-с любопытством рассматриваем молящихся, священнослужителей, певцов, чтецов, лиц другого пола,

-ропщем на длинное богослужение, плохое пение и чтение, отсутствие скамеек, тесноту, духоту, длинную очередь и т.д.,

-стоим в сонном оцепенении без всяких чувств и мыслей,

-решаем в уме семейные, бытовые, деловые и научные проблемы,

-бесцельно блуждаем мыслями по закону ассоциаций, перебираем события мирской жизни, вспоминаем своих знакомых, родственников, друзей и врагов во всем богатстве наших взаимных отношений,

-фантазируем. Φαντασια – по-гречески воображение.

На фантазировании остановимся подробнее.

Нередко наши мысли и мысленные образы отрываются от реальной действительности. Такое действие ума зовется фантазированием или мечтательностью.

Фантазии докучают человеку не только в обыденной жизни, но и на богослужении в храме. Любимые многими литературные жанры, такие как фантастика, детектив, приключения, чаще всего являются плодом фантазирования авторов с целью пощекотать нервы читателя, разжечь его воображение, нагнать жути, возбудить страсти. И это не только книги, но и фильмы, и компьютерные игры, за которыми дети и взрослые просиживают часами, забывая обо всем на свете. Увлечение такими вещами способно надолго отодвинуть достижение подлинных молитвенных состояний, унавоживает почву для состояний нездоровых, прелестных.

Отрыв от реальности способен мало-помалу переместить центр жизнедеятельности человека в мир, созданный его собственным (или чьим-то) воображением, так называемый виртуальный мир. Бывают случаи, когда пространство сетевых игр предпочитается реальному. Почему? Потому что оно ярче и интереснее. Потому что маленький, незаметный, даже безработный в обыденной жизни человек в том мире может быть командиром отряда разведчиков, топ-менеджером известной фирмы, президентом страны. Он не задумываясь меняет одежду, машины, оружие. Если в этом мире он никому не нужен и не интересен, то в том он неповторимый, неуловимый и непобедимый. Со временем возникает зависимость, подобная наркотической, и человек начинает смешивать эти миры, не всегда отдавая себе отчет, где именно он находится в данный момент.

Существует, однако, и вполне допустимые области применения воображения, это планирование, проектирование, прогнозирование. Невозможно обойтись без воображения работникам искусства. Чтобы написать интересную книгу, писатель должен представить себе образы главных героев, сочинить сюжет. Кинорежиссер видит свою будущую картину во всех красках. Художник и скульптор сначала создают картину или скульптуру мысленно, а затем воплощают ее на полотне или в камне.

Другое дело молитва. Мы уже упоминали о том, что, святоотеческое учение запрещает использовать при молитве воображение и представлять с его помощью образы рая, ада, ангелов, святых, Богородицы, Господа даже в таком виде, как они написаны на иконах. Святитель Феофан Затворник пишет: «Самый простой закон для молитвы - ничего не воображать, а, собравшись умом в сердце, стать в убеждении, что Бог близ, видит и внимает, и в этом убеждении припадать к Нему»2.

Молитва Отче наш

Как-то апостолы обратились к Господу с просьбой «научи нас молиться». Молитва «Отче наш» была дана ученикам от Спасителя как образец молитвы. В разных людях она вызывает различные мысли, понимание, и это неудивительно, принимая во внимание ее божественное происхождение.

Первая фраза – обращение. Почему сказано «Отче наш», а не «мой»? Бог общий наш Отец. Это говорится для предохранения от эгоизма, чтобы каждый чувствовал себя членом прихода, благочиния, епархии, всей Церкви. Слово «Отец» говорит о том, что Бог не просто некое далекое и недоступное Существо, но Он любит нас, заботится о нас и близок к нам. Заметим, что ни в одной другой религии кроме христианской Бога так не называют. Там Он недоступный, непонятный и даже страшный.

Следующие три прошения: «да святится Имя Твое», «да приидет Царствие Твое» и «да будет воля Твоя», – задают вектор, общее направление всей нашей деятельности. Мы должны желать и трудиться над тем, чтобы

– Имя Божие святилось, т.е прославлялось как святое. Именем Божиим означается присутствие Божие в мире. К словам означающим Имя Божие нужно относиться благоговейно. Также смысл этого прошения раскрывается в Евангельских словах: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» Матф.5:16). То есть имя Божие святится добрыми делами, сделанными во славу Божию.

– «Да приидет Царствие Твое». Приход Царства Божия — это не обязательно конец света. «Царство Божие внутрь вас есть». Прот.Димитрий Смирнов дал такое объяснение этих Евангельских слов: «Царство Божие внутри нас – это соединение человеческой души с благодатью Божией». Мы молимся и трудимся, чтобы Царство Божие пришло в нашу душу, и, по возможности, в какой-то мере, в нашу внешнюю жизнь, в отношения между людьми.

– «Да будет воля Твоя». Воля Божия благая и совершенная. И конечно, нужно всеми силами стараться узнавать волю Божию и исполнять ее. В первую очередь она выражена в Заповедях.

– «Хлеб наш насущный даждь нам днесь» – в прямом смысле «хлеб насущный» это ежедневное пропитание. Однако Сам Господь в Евангелии говорит, что «не хлебом одним будет жить человек» (Матф.4:4). Поэтому под «хлебом насущным» понимается не только пища, но и всё необходимое для жизни тела, души, духа, и Причастие Тела и Крови Христовых в том числе. Эти слова молитвы – не только просьба, но и исповедание веры в то, что все необходимое для жизни подаётся нам Богом. Данные слова также напоминают нам, что в материальном отношении не нужно стремиться к роскоши.

– «Остави нам долги наши…». Эти слова не представляют сложности для истолкования.

– «Не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого». Здесь имеются в виду испытания, которые выше наших сил. Мы просим здесь, чтобы те скорби, без которых нельзя обойтись в жизни, были посильны нам, и чтобы Господь избавил нас от власти дьявола и его сетей.

Это место молитвы предостерегает нас об опасности, предупреждает, что одни мы не справимся со злом, с сатаной и ангелами его, и только Господь может нам помочь. Конечно же, человек должен прилагать все усилия, чтобы побороть искушения, но эти его усилия будут напрасны, если он не призовет помощь Божию.

«Яко Твое есть Царство и сила и слава…» – в заключение молитвы мы исповедуем всемогущество Божие и выражаем уверенность, что Бог может исполнить просимое нами.

Об искушениях. Искушения бывают:

– от Бога, как написано: «Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам, Авраам!» (Быт. 22, 1).

– от диавола: «Там сорок дней Он был искушаем от диавола, и ничего не ел в сии дни» (Лк. 4, 2).

– от самого себя: «Но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» (Иак.1, 14).

Чем же отличаются эти искушения друг от друга? Бог, искушая человека, предлагает ему совершить подвиг добродетели (самопожертвования, милостыни, смирения, упования на Господа) превышающий обычную меру этого человека. И если человек выдержит испытание, он поднимается на более высокую ступеньку добродетели, приближается к Богу. В пример можно привести Евангельскую притчу о милосердном самарянине. Среди пустыни лежит человек избитый разбойниками, мимо него проходят люди. И это для них – искушение от Бога. Грехом же, или злом, Бог никого не искушает, как говорит апостол Иаков (Иак.1, 13).

Диавол, искушая, предлагает человеку совершить грех, нарушить Закон Божий, поступить против совести, обычно играя на какой-нибудь страсти, естественной немощи человеческого естества, затруднительной ситуации. Например, есть возможность украсть дорогую вещь так, что никто этого не увидит. Или в магазине неправильно дали сдачу: возвратить лишние деньги или оставить их себе? Поддавшись искушению, человек падает нравственно, усиливает над собою власть злых духов. Слово «искушение» здесь имеет смысл соблазна, прельщения грехом. Чаще всего именно в этом значении оно и употребляется.

Позывы к добру могут происходить от усвоенных долгим навыком добродетелей, также и искушения на зло возможны от усвоенных человеком греховных страстей. Впрочем, к добрым побуждениям обычно присоединяет свое действие Ангел Хранитель, а к злым – демоны, стараясь как можно сильнее разжечь действие страстей.

Среди нас бытует мнение, что Господь не попускает верующему человеку искушения не по силам (1 Кор. 10, 13). Однако это верно только в том случае, когда мы сами соблюдаем Закон Божий. Мы же Закон Божий нарушаем, и порой очень грубо, вследствие чего благодать покидает нас, и мы не можем справиться с искушениями. Обычно искушения не по силам бывают за гордость в различных ее видах, чтобы человек в своем падении смирился, осознал, что без Бога он подобен комнатной собачке, оказавшейся без хозяина в дремучем лесу.

Очень важной характеристикой человека является его сопротивляемость искушению. Если бы этот параметр можно было измерить с помощью прибора (какого-нибудь соблазниметра), то обнаружилось бы, что у многих нынешних христиан, как и у маленьких детей, сопротивляемость искушению близка к нулю – как только искушение появляется, так они в него сразу и впадают. Тем удивительнее кажется нам поступок праведного Иосифа Прекрасного, а также преподобных отцов и жен, победивших изощренные соблазны лукавого.

В славянском языке слово искушение употребляется нередко в смысле испытание. Например: «я купил пять пар волов и иду испытать (в слав. искусить) их»; «законник, искушая Его, спросил, говоря: учитель! какая наибольшая заповедь в законе?» В этом смысле любой экзамен можно назвать искушением. А также и само событие, которое заставляет нас сделать трудный нравственный выбор, в аскетике называют искушением.